Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:12, реферат
Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.
Это основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.
Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными функциями тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.
Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.
Наконец,
существенное место в арсенале функций
философии занимает интегративная,
состоящая в обобщении и
Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Так отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.
Второй
момент состоит в том, что философские
проблемы рассматриваются в диалектико-
Философия
должна рассматриваться как социально-историческое
знание, тесно связанное с жизнью, постоянно
развивающееся вместе с ней.
2.
Причина и следствие:
особенности
Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.
Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К неимеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как: пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости, отношения симметрии. Однако любое явление имеет свои причину и следствия, не с одним так с другим.
Одной из характерных причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существование материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?
Понятия причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.
Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины ни последнего следствия.
Всем типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно- следственные отношения.
Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствия, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействующих явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называют принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использованной информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.
Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основывается по крайней мере на отношениях между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.
Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причин связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют: материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся не физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.
По этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвуют в переносе)
Второй тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)
Выделяются также причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначное определение, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причина обусловленность => абсолютно строгое предсказание.
Индетерминизм
- методолог позиция, в которой отрицается
как объективность причинных связей, так
и ценность причинных объяснений в науке.
Г.Риккерт: «Причинное объяснение действительно
лишь в пределах наук о природе и неприменимо
к наукам о духе, т.е. наукам общественным».
Человесческая воля (или в телеологии
- воля божественная) рассматривается
детерминизмом как автономная сила, свободная
в своих проявлениях от всякой причинности
и необходимости, т.е ничем не обусловленная.
Индетерминизм трактуют принцип объективной
необходимости как фатализм.
Список литературы
Информация о работе Роль философского знания в жизни человеческого общества