Роль философского знания в жизни человеческого общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 11:12, реферат

Описание работы

Роль философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.
Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Работа содержит 1 файл

философия.doc

— 48.00 Кб (Скачать)
  1. Роль  философского знания в жизни человеческого  общества
 

    Роль  философии определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

    Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции: мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

    Это основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления.

    Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными функциями тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта.

    Далее следует назвать критическую  функцию философии, выполняющую  задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии  особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего.

    Наконец, существенное место в арсенале функций  философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

    Рассматривая  роль философии в обществе, следует  видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Так отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой - в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный  для  понимания  роли  философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент - историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии.

    Второй  момент состоит в том, что философские  проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются  в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни.

    Философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. 

    2. Причина и следствие:  особенности детерминистических  и индетерминистических  представлений 

    Понятие причины и следствия возникают на стыке принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любом процессе изменения.

    Ограничение на применение принципа причинности накладываются принципом всеобщей связи. К неимеющим причинно - следственных связей относятся такие виды связей как: пространственно-временные корреляции, функциональные зависимости,  отношения симметрии. Однако любое явление имеет свои причину и следствия, не с одним так с другим.

    Одной из характерных причинности является ее связь с категорией времени. Время - форма существование материи, в которой наиболее естественно реализуются причинно-следственные связи. До сих пор причинно-следственная связь, взятая в аспекте времени понимается по-разному. Одни считают, что причина всегда предшествует следствию. Какое-то время причина и следствие сосуществуют, а потом причина угасает, а следствие превращается в новую величину. Другие утверждают, что интервалы частично накладываются, третьи, что причина и следствие строго одновременны. Четвертые говорят, что бессмысленно говорить о причине, которая существует и значит действует, если ее следствие еще не вступило в сферу бытия. Разве может быть недействующая причина?

    Понятия причины и следствия равно используются для характеристики одновременно протекающих событий, явлений, примыкающих друг к другу во времени, и явлений, для которых следствие зарождается в недрах причины. Иногда они разделены временным интервалом и связаны между собой через цепь промежуточных звеньев. Следствие может иметь несколько причин, одни из которых являются необходимыми, другие - случайными.

    Существенной чертой причинности является непрерывность ее действия причинно-следственных связей. Не может быть ни первой причины ни последнего следствия.

    Всем  типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо и ассиметрично, ассиметричны и причинно- следственные отношения.

    Причинность нельзя рассматривать только как однонаправленное действие причины на следствия, т.к. она является внутренним содержанием связи и взаимодействующих явлений. Следствие распространяет свое влияние не только вперед (как новая причина), но и назад, на его причину, видоизменяя ее силы, особенно когда причинная связь не мгновенна, а протяженна. Это растянутое во времени взаимодействие причины и следствия называют принципом обратной связи. Он действует всюду, особенно в самоорганизованных системах, где происходит восприятие, хранение, переработка и использованной информации. Без обратной связи немыслимы устойчивость, управление и поступательное движение системы.

    Итак, все причинно-следственные процессы в мире вызваны не односторонним действием, а основывается по крайней мере на отношениях между двумя взаимодействующими предметами, и в этом смысле причинность должна рассматриваться  не просто как вид связи, а и как тип взаимодействия.

    Существует несколько типов классификации причинно-следственных отношений, построенных по разным основаниям. Прежде всего, это классификация по внутреннему содержанию процессов причинения. Внутренний механизм причин связан с переносом материи, энергии и информации. В этом типе классификации причин выделяют: материальные и идеальные, информационные и энергетические причины, которые тоже делятся не физические, химические, биологические, психологические, социальные причины.

    По  этому признаку различают причину и условие события. Причина - то, что предает свою силовую потенцию, т.е. вещество, энергию, информацию, а условие - совокупность обстоятельств причинного события (не участвуют в переносе)

    Второй тип классификации строится на основе способов проявления причинной связи, которые подразделяются на динамические (однозначные) и статистические (вероятностные). (Квантовая механика, информационные взаимодействия)

    Выделяются  также причины общие, специфические и главные; объект и субъективные, непосредственные и опосредованные; всеобщие, особенные и единичные.

    Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначное определение, так и вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причина обусловленность => абсолютно строгое предсказание.

    Индетерминизм - методолог позиция, в которой отрицается как объективность причинных связей, так и ценность причинных объяснений в науке. Г.Риккерт: «Причинное объяснение действительно лишь в пределах наук о природе и неприменимо к наукам о духе, т.е. наукам общественным». Человесческая воля (или в телеологии - воля божественная) рассматривается детерминизмом как автономная сила, свободная в своих проявлениях от всякой причинности и необходимости, т.е ничем не обусловленная.  Индетерминизм трактуют принцип объективной необходимости как фатализм. 

Список  литературы

  1. Горюнов В.П. Философия. Учебник. – М.: Гардарики, 2005. – 442 с.
  2. Кохановский В.П. Философия. Учебное пособие для ВУЗов. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. -574 с.

Информация о работе Роль философского знания в жизни человеческого общества