Рок-музыка как способ философствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:51, реферат

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение вопроса: «Можно ли считать рок-музыку одним из способов философствования?». Конечно, рассмотреть в рамках данной работы всю рок-музыку невозможно, поэтому данный вопрос будет рассмотрен лишь на примере некоторых российских рок-групп.

Работа содержит 1 файл

эссе по философии.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Пермский  филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования ''Национальный исследовательский университет 

''Высшая школа экономики'' 
 
 
 
 

Кафедра гуманитарных дисциплин 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рок-музыка как способ философствования

Эссе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Работу  выполнила студентка  
                группы БИ- 10-2  
                курса факультета бизнес-информатики

                Узунова Е.Н.

                Научный руководитель:

                Доцент  кафедры гуманитарных дисциплин

                Раков В.М

                “11”декабря 2011 г. 
                 
                 

Пермь 2011

 

   Введение

   В наше время музыка стала неотделимой  частью жизни людей самых разных возрастов и социального положения. Редко можно встретить на улице  человек без наушников, дома у  многих находятся целые коллекции  дисков и пластинок. Конечно, многие песни не несут в себе особого, глубокого смысла, в них говорится лишь о том, что слышится, люди слушают их для отдыха. Но, возможно, есть и такие, особенно в таком направлениях, как рок, в которых авторами заложен глубокий, часто философский смысл. Целью написания данной работы является изучение вопроса: «Можно ли считать рок-музыку одним из способов философствования?». Конечно, рассмотреть в рамках данной работы всю рок-музыку невозможно, поэтому данный вопрос будет рассмотрен лишь на примере некоторых российских рок-групп. Исходя из поставленной цели, выделяются следующие задачи:

    • Дать определение рок-музыке
    • Рассмотреть некоторые конкретные философские вопросы на примере песен российских рок-групп
    • Сделать выводы на основе проведенного исследования 

   Что же такое рок-музыка? «Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения».[1] Впервые рок-музыка начала появляться в 50-х годах XX века в Великобритании и США, в СССР рок возник в 60-70 годах ХХ века, но особенную популярность завоевала к 80-90 годам. Существует огромное количество различных жанров, от легких и танцевальных (поп-рок, глам-рок), до самых тяжелых (грайндкор, панк-рок). Также варьируется и содержание песен.

   Рок, как направление музыки, зарождался на рубеже шестидесятых годов двадцатого века. Но чем было обосновано его  появление? В первую очередь протестом. В своей музыке, в своих текстах рок-музыканты того времени выражали свое несогласие со сложившейся ситуацией, «которая именно в ту пору стала называться английским, а ныне ставшим международным словом «истеблишмент». Словом этим обычно обозначаются охраняемые законом и полицией привилегии одной части общества за счет другой, респектабельный конформизм, энергия карьеры и стяжательства, престижная культура, благонамеренный шовинизм, который не столько любит свое, сколько ненавидит чужое».[2] Но в то же время, рок-музыка, очень тепло принятая молодежью, быстро становится коммерчески-выгодной, то есть по сути тем, против чего и направлена. Возможно, эта двойственность данного направления в чем-то обосновывает ее философичность. Получается, в самом явлении рок-музыки заложена борьба и единство противоположностей, являющейся и основной проблемой философии.

   Конечно, русский рок, изначально появившийся  скорее как веянье моды с запада, получил наибольшую популярность именно на волне протеста. В девяностые годы рок давал людям то, что они хотели услышать, мысли авторов песен становились философией для народа. Рассмотрим конкретно несколько философских проблем, над которыми размышляют исполнители русского рока в своих песнях.

   Одна  из таких проблем – это проблема свободы. Ее затрагивало множество исполнителей. Например, группа «Ария» говорит о свободе так:

   Мы  верим, что есть свобода,

   Пока  жива мечта!

   Верим в свою свободу

   И будет так всегда!

   Ария «Свобода»

   У Виктора Цоя в песне «Место для шага вперед», явно о свободе не говорится, но понятно, что речь идет именно о ней.

   И есть еще белые-белые  дни,

   Белые горы и белый лед.

   Но  все, что мне нужно -

   Это несколько слов

   И место для шага вперед.

   В.Цой «Место для шага вперед»

Другая тема, проходящая лейтмотивом через творчество множества групп, это философия жизни и смерти. Группой «Дельфин» на эту тему говорится так:

«Две подруги рука об руку, одна без другой никогда не бывает

Два совершенно разных облика: одна играется, с  другой играют

Одна  за решеткой времени спрятана, другая вне этой решетки свободна

И только одним жизнь  и смерть связаны -- обе они женского рода»

Дельфин «Она»

А вот В.Цой  утверждает,  что «А «жизнь» — только слово. Есть лишь любовь, и есть смерть.» (песня «Легенда»).

Нужно заметить, что различные размышления о любви также встречаются во многих песнях российских рок-групп. Группа Сплин в песне «Любовь идет по проводам» утверждает, что:

«Любовь есть здесь, любовь есть там,

любовь  звенит ключами к  любым замкам»

Сплин, «Любовь идет по проводам»

У группы же Ундервуд любовь представлена совсем иначе:

«Любовь – это спешка, любовь – это кошка,

Икона её мироточит немножко,

Любовь  – это то, что  скрывает обложка.

Жизнь – это суп, а  любовь – это ложка.»

Ундервуд, «Моя любовь»

Конечно, эту  тему в своем творчестве не могла обойти стороной группа Наутилус Пампилиус. В песне «Колёса любви» говориться, что:

«Колёса любви едут прямо по нам.

И на каждой спине виден  след колеи,

Мы  ложимся, как хворост,

Под колёса любви.»

Наутилус  Пампилиус, «Колёса любви»

 

Заключение

В данной работе были рассмотрено понятие  рок-музыки в целом в рамках философии, а также некоторые философские  темы на примере творчества российских рок-групп. Конечно, проблема существования  рок-музыки как формы философствования намного глобальнее, была рассмотрена лишь небольшая ее часть, однако даже на основании представленных выше примеров можно сделать вывод, что в рок-музыке, несомненно, свойственна некоторая философичность и что данное направление можно рассматривать как способ философствования.

 

Список  литературы

1. Рок-музыка // Википедия // http://ru.wikipedia.org/wiki/Рок-музыка

2. Георгий Кнабе, «Рок-музыка и рок-среда как формы контркультуры» // Энциклопедия культур // http://ec-dejavu.ru/m-2/Rock_music.html

Информация о работе Рок-музыка как способ философствования