Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 13:51, реферат
Целью написания данной работы является изучение вопроса: «Можно ли считать рок-музыку одним из способов философствования?». Конечно, рассмотреть в рамках данной работы всю рок-музыку невозможно, поэтому данный вопрос будет рассмотрен лишь на примере некоторых российских рок-групп.
ПРАВИТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пермский
филиал федерального государственного
автономного образовательного учреждения
высшего профессионального
''Высшая школа экономики''
Кафедра
гуманитарных дисциплин
Рок-музыка как способ философствования
Эссе
Работу
выполнила студентка
группы БИ- 10-2
2 курса
факультета бизнес-информатики
Узунова Е.Н.
Научный руководитель:
Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Раков В.М
“11”декабря
2011 г.
Пермь 2011
Введение
В
наше время музыка стала неотделимой
частью жизни людей самых разных
возрастов и социального
Что же такое рок-музыка? «Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популярной музыки. Слово «rock» — качать — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения».[1] Впервые рок-музыка начала появляться в 50-х годах XX века в Великобритании и США, в СССР рок возник в 60-70 годах ХХ века, но особенную популярность завоевала к 80-90 годам. Существует огромное количество различных жанров, от легких и танцевальных (поп-рок, глам-рок), до самых тяжелых (грайндкор, панк-рок). Также варьируется и содержание песен.
Рок, как направление музыки, зарождался на рубеже шестидесятых годов двадцатого века. Но чем было обосновано его появление? В первую очередь протестом. В своей музыке, в своих текстах рок-музыканты того времени выражали свое несогласие со сложившейся ситуацией, «которая именно в ту пору стала называться английским, а ныне ставшим международным словом «истеблишмент». Словом этим обычно обозначаются охраняемые законом и полицией привилегии одной части общества за счет другой, респектабельный конформизм, энергия карьеры и стяжательства, престижная культура, благонамеренный шовинизм, который не столько любит свое, сколько ненавидит чужое».[2] Но в то же время, рок-музыка, очень тепло принятая молодежью, быстро становится коммерчески-выгодной, то есть по сути тем, против чего и направлена. Возможно, эта двойственность данного направления в чем-то обосновывает ее философичность. Получается, в самом явлении рок-музыки заложена борьба и единство противоположностей, являющейся и основной проблемой философии.
Конечно, русский рок, изначально появившийся скорее как веянье моды с запада, получил наибольшую популярность именно на волне протеста. В девяностые годы рок давал людям то, что они хотели услышать, мысли авторов песен становились философией для народа. Рассмотрим конкретно несколько философских проблем, над которыми размышляют исполнители русского рока в своих песнях.
Одна из таких проблем – это проблема свободы. Ее затрагивало множество исполнителей. Например, группа «Ария» говорит о свободе так:
Мы верим, что есть свобода,
Пока жива мечта!
Верим в свою свободу
И будет так всегда!
Ария «Свобода»
У Виктора Цоя в песне «Место для шага вперед», явно о свободе не говорится, но понятно, что речь идет именно о ней.
И есть еще белые-белые дни,
Белые горы и белый лед.
Но все, что мне нужно -
Это несколько слов
И место для шага вперед.
В.Цой «Место для шага вперед»
Другая тема, проходящая лейтмотивом через творчество множества групп, это философия жизни и смерти. Группой «Дельфин» на эту тему говорится так:
«Две подруги рука об руку, одна без другой никогда не бывает
Два совершенно разных облика: одна играется, с другой играют
Одна за решеткой времени спрятана, другая вне этой решетки свободна
И только одним жизнь и смерть связаны -- обе они женского рода»
Дельфин «Она»
А вот В.Цой утверждает, что «А «жизнь» — только слово. Есть лишь любовь, и есть смерть.» (песня «Легенда»).
Нужно заметить, что различные размышления о любви также встречаются во многих песнях российских рок-групп. Группа Сплин в песне «Любовь идет по проводам» утверждает, что:
«Любовь есть здесь, любовь есть там,
любовь звенит ключами к любым замкам»
Сплин, «Любовь идет по проводам»
У группы же Ундервуд любовь представлена совсем иначе:
«Любовь – это спешка, любовь – это кошка,
Икона её мироточит немножко,
Любовь – это то, что скрывает обложка.
Жизнь – это суп, а любовь – это ложка.»
Ундервуд, «Моя любовь»
Конечно, эту тему в своем творчестве не могла обойти стороной группа Наутилус Пампилиус. В песне «Колёса любви» говориться, что:
«Колёса любви едут прямо по нам.
И на каждой спине виден след колеи,
Мы ложимся, как хворост,
Под колёса любви.»
Наутилус Пампилиус, «Колёса любви»
Заключение
В данной работе были рассмотрено понятие рок-музыки в целом в рамках философии, а также некоторые философские темы на примере творчества российских рок-групп. Конечно, проблема существования рок-музыки как формы философствования намного глобальнее, была рассмотрена лишь небольшая ее часть, однако даже на основании представленных выше примеров можно сделать вывод, что в рок-музыке, несомненно, свойственна некоторая философичность и что данное направление можно рассматривать как способ философствования.
Список литературы
1. Рок-музыка // Википедия
// http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Георгий Кнабе, «Рок-музыка
и рок-среда как формы контркультуры» // Энциклопедия
культур // http://ec-dejavu.ru/m-2/Rock_