Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 13:56, реферат
XIII век, особенно богатый великими людьми и Роджер Бэкон, как сын этого века, занимает видное место между такими мыслителями, как Альберт Великий, Бонавентура, Фома Аквинат.
Введение 3
1. Семья Роджера Бэкона, Парижский период его жизни. 4
2. Увлечение идеями Роберта Гроссетеста и арабской философией. 4
3. Поддержка Гиде Фулькеса. 5
4. Оценка деятельности Роджера Бэкона. 6
5. Сочинения Роджера Бэкона. 7
6. Основное произведение Бэкона. 8
7. Наследие Роджера Бэкона в истории философии. 10
8. Предсказания брата Роджера. 12
9. Алхимические операции. 13
10. Астрология как область математики. 14
Заключение 14
Список литературы 15
9. Алхимические операции.
Алхимия, - утверждает Бэкон, - родственна физике. Она имеет дело с цветом и прочими субстанциями, с горением асфальта, с солью и серой, с золотом и прочими металлами, и хотя Аристотель ничего не писал об алхимическом искусстве, его необходимо изучить для понимания натурфилософии и теоретической медицины. С помощью алхимии можно делать золото, а, следовательно, искусство Гермеса способно пополнить государственную казну.
Кроме того, оно продлевает жизнь человека. Но в области алхимии работают лишь немногие, и еще меньше таких, кому удается производить опыты, продлевающие жизнь. Этого искусства достоин лишь мудрейший, тот, кому ведомы тайны орла, оленя, змеи и феникса - животных, возвращающих себе молодость при помощи сокровенных свойств, трав и камней.
"Питьевое
золото", согласно Бэкону, следует
растворить в некой
Бэкон
полагает, что столь невероятные
вещи вполне адекватно доказываются
таким расплывчатым сообщением. А его
слова о теоретической алхимии едва ли
порадуют того, кто желал бы изучать таинственное
искусство Гермеса. Бэкон пишет, что в
этом искусстве разбираются очень немногие.
Эти избранные не только не желают делиться
своими познаниями, но и вообще не хотят
находиться среди тех, кого считают глупцами,
- ибо последние лишь играют словами закона
и плодят софизмы. Настоящие алхимики
терпеть не могут тех, кто отделяет философию
от теологии. Кроме того, - добавляет Бэкон,
- алхимические операции сложны и требуют
больших расходов, а потому даже многие
из овладевших этим искусством не могут
практиковать его из-за недостатка средств.
Да и книги по алхимии написаны языком
столь запутанным и туманным, что понять
их почти невозможно.
10. Астрология как область математики.
Объявив, что все человеческое знание зависит от математики, Бэкон утверждает, что благороднейшая из областей математики - астрология, которая должна находить применение и в медицине, и в алхимии, и предсказаниях будущего. Особенно она полезна в политических делах: если бы мудрецы внимательнее наблюдали за звездами, недавно начавшиеся войны можно было бы предотвратить. Физический облик человека определяется небесными телами в момент рождения; но и в дальнейшем от звезд зависят все перемены, которые с ним произойдут: "В соответствии с различными сочетаниями звезд человеческое тело всякий час меняется и побуждает душу к различным действиям". Впрочем, звезды только склоняют и побуждают человека к той или иной судьбе, но не предопределяют ее, ибо человек наделен свободной волей. Бэкон пишет:
В
соответствии с тем фактом, что
некоторые знаки - огненные, горячие
и сухие, некоторые тела также воспринимают
эту огненную природу. Из-за этого их называют
марсианскими, по имени этой планеты, а
также связанными с природой Овна, Льва
и Стрельца. Тот же принцип верен в отношении
прочих характеристик тел, знаков и планет.
Заключение
Индивидуальная позиция является самой интересной отличительной чертой сочинений Роджера Бекона. Можно сделать вывод о том, какой чрезвычайной чувствительностью обладал этот мыслитель, - и с каким трудом он подавлял эту чувствительность, восхваляя сухие и скучные схоластические методы. Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, совершенно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер).
Время от времени начинает казаться, что тринадцатый век исчерпан, главные его философские страницы уже перевернуты, и пора покидать его пределы. Но постоянно всплывают новые имена этого века, и становится совершенно очевидно, что обойдя эти имена, мы не получим полной и точной картины интеллектуального мировоззрения и умонастроения этого столь богатого с предшествующим века, без которого было бы немыслимо ни Возрождение, ни Новое время. Причем Возрождение упростило и в некоторой мере вульгаризировало идеи 13 века, а Новое время сузило область их применения.
На
своих современников Роджер Бэкон
не оказал уж очень сильного влияния,
частью из-за того, что Оксфорд был
все же интеллектуальной провинцией
Европы, частью из-за сомнительной своей
славы, частью из-за того что "нет пророков
в свое время и в своем отечестве", но
зато ученые Нового времени оценили его
программу эмпирической науки, оторвав
ее от иллюминизма Бэкона и превратив
его в провозвестника новых времен. Как
представляется его значение несколько
преувеличено, причем в буквальном смысле
слова – через увеличительное стекло
истории на поверхность вышли одни детали
и заретушировались другие.
Список литературы