Религиозно-философские концепции Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 01:51, реферат

Описание работы

Китайская философия создала самобытное представление о человеке и мире как созвучных реальностях. Начало китайского философского мышления, подобно тому, как это было позже в Древней Греции, уходит своими корнями в мифологическое мышление.

Содержание

Введение 3
Особенности развития философии в Китае 5
Даосизм 7
Конфуцианство 10
Заключение 21
Список используемой литературы 23

Работа содержит 1 файл

рефе.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

2) Только  природа способна дать человеку  и обществу жизненную силу  и вдохновение. Этот тезис напрямую  перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

3) Бережное  отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе  балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечеств, так и для всей планеты в целом.

4) Регулярное  благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

    Конфуций  высказывал несколько своих пожеланий  об устройстве  и принципах руководства  идеальным государством.

    Все управление государством должно базироваться на “ли”. Значение “ли” здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и прочее, причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

    Согласно  схеме Конфуция, правитель возвышается  над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный  подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

    Исходя  из этого, Конфуций отрицательно отнесся  к вводимым в то время в некоторых  царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху,  не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип “хэ”.

    К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях , когда управление государством и народом предполагалось на основании “ли” , эти Правила выполняли роль закона.

    Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее  ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к  управлению государством  на две группы:

1) управляющие;

2) управляемые.

    Наибольшее  внимание в этой части Учения уделяется  первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа , направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

    Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

1) Чувство  самоуважения. Конфуций считал, что  только уважающие  себя люди  способны проявить уважение к  народу при вынесении каких-либо  решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

2) Чувство  ответственности. Правитель должен  чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

3) Чувство  доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством  доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

4) Чувство  справедливости. Это чувство должно  быть развито особенно у людей,  от чьей справедливости зависит  благосостояние общества.

    Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем.

    Выделяя главное место в своей системе  человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

    Уделяя  основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества. 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Культура  древнего Китая заложила основу дальнейшего  культурно-исторического развития китайской цивилизации и оказала  глубокое влияние на культуру всего  дальневосточного региона.

      Характерную особенность древнекитайской цивилизации  составлял культ образованности и грамотности. Основные направления  философско-теоретического мышления древнего Китая придавали исключительную важность гуманитарному фактору, признавали человека венцом природы и ставили его вровень с небом и землей; в этой космической триаде человек, как связующее звено, обусловливал единство мира. Непреходящие ценности общечеловеческой морали заключены в идеях раннего конфуцианства об изначальной доброте человеческой природы. Только сейчас человечество стало осознавать актуальность экологического мышления, которым проникнута вся даосская философия. Высочайшие образцы творческой мысли дал миру древний Китай в области стихийно-диалектического мировоззрения. Особенности возникновения и развития в древнем Китае государства и классового общества в значительной мере обусловили специфику развития древнекитайской идеологии и культуры. Сильные пережитки первобытнообщинных отношений, неравномерность общественного развития и особенности политического устройства затруднили и задержали вычленение собственно философии из мифологии.

      Исторически сложилось так, что развитие Китая  в течение длительного периода  времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало появлению в Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

      Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика китайской культуры, в том числе и основной части философии.

      Китай то представал как страна особых, неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как страна, где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии, одна из которых сводилась к противопоставлению западной и китайской культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению отдельных элементов китайской культуры, в том числе и философских учений, в образец для подражания.

    Таким образом, философские системы Китая  внесли огромный вклад в сокровищницу мировой культуры, по-особому передав  различные взгляды выдающихся мыслителей прошлого. Многочисленные направления  китайской философской мысли  привнесли особенный восточный  колорит в мировую философию, как науку.

 

 

    Список  используемой литературы 

  1. Моисеева  Н.А., Сороковикова В. И. «Философия: Краткий курс». – СПб.: Питер,2008. – 352 с.
  2. Спиркин А.Г. «Основы философии» - учебное пособие: М. Издательство политической литературы 2001 г.
  1. Жуков Н.И.  Философия: Учебное пособие. 6-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 2006. – 367с.
  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: [Учеб. пособие для филос. фак. и отд-ний ун-тов]. – М.: Высш. шк., 2004. – 374с.
  2. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 2007.

Информация о работе Религиозно-философские концепции Древнего Китая