Развитие общества и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:28, контрольная работа

Описание работы

Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству.

Содержание

Вариант 14
1. ГЕНЕЗИС ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИХ ОБОЗРЕНИЙ НА ОБЩЕСТВО……………..3
2. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА………………………………………………..………8
3. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИОДИЗАЦИИ ИСТОРИИ. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ...........................................................................11
4. СУБЪЕКТЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………..17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Развитие общества и его структура.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

    И это своеобразие любой социальной общности, семьи, рода, племени, народности, нации, человеческого общества в целом, их отличие от составляющих их отдельных людей объясняются тем, что все указанные общности включают в себя еще один важнейший компонент - социальные связи, взаимодействия, отношения между людьми. В русской философской традиции эта составляющая общественной жизни обозначалась термином соборность, коллективизм. Именно эти взаимодействия как внутри групп, так и между ними, их бесконечное многообразие и специфичность придают каждой из общностей неповторимый колорит и позволяют нам различать счастливые и несчастные семьи, великие и малые народы, стабильные, прогрессивные государства и нестабильные, клонящиеся к упадку.

    Таким образом, структура общества представляет собой неразрывное единство двух основных составляющих:

    1) это совокупность индивидов, людей, их объединений,

    2) совокупность взаимодействий, связей, отношений между людьми и социальными группами.

    Следует отметить, что исследование социальных взаимоотношений оказалось для  социологов делом гораздо более  сложным, нежели изучение отдельных людей, их организаций и объединений, обнаружить и исследовать которые было не столь трудно.

    Понятие «структура» как раз и отражает степень цивилизованности общества, сложившуюся в нем систему  устойчивых связей, отношений, а также  совокупность возникших на их основе социальных групп и институтов, призванных обеспечивать целостность общества, сохранность его свойств при различных внутренних и внешних воздействиях. 3

    Структура, таким образом, может быть определена как исторически сложившаяся  форма организации общества, внутренняя упорядоченность, согласованность его различных частей.

    При характеристике социальной жизни часто  используются и парные категории  «субъект» и «объект». Они тесно связаны между собой, хотя и противоположны по смыслу.

    Под субъектом в социальной философии понимается человек или группа, выступающие в качестве носителя активности, направленной на объект, представляющий собой более пассивное явление.

    В качестве объекта могут выступать  как веши, так и люди. Но в любом случае под объектом понимается явление, на которое направлена в данный момент активность субъекта, познавательная или предметно-практическая.

    И наконец, обобщающее понятие социальной философии: категория социальной структуры охватывает всю совокупность связей и отношений социальных субъектов, образующих целостный социальный организм.

    Уже этот перечень основных категорий, с  помощью которых современная  философия описывает социальный организм, обнаруживает, что социальная система существенно отличается от природных систем. Эти отличия сводятся к следующим:

    1) множественность составляющих общество элементов, подсистем, уровней, а также их функций, связей и взаимоотношений;

    2) разнокачественность, неоднородность социальных элементов, среди которых наряду с разнообразными материальными имеются еще более многокрасочные идеальные, духовные явления. Вот почему при исследовании общества особенно плодотворным оказывается комплексный подход, использующий методы как гуманитарных, так и естественных наук, свидетельством чего могут служить биосферная концепция Вернадского, культурно-историческая концепция пассионарности Л. Гумилева и др.;

    3) уникальность основного элемента социальной системы - человека, который обладает широкими творческими возможностями, способностью свободного выбора форм своего поведения, что и придает развитию общества большую степень неопределенности, а следовательно, и непредсказуемости. Обоснование этой мысли является одной из центральных тем в современной философии. 4

3. Проблемы периодизации истории. Формационный и цивилизационный подходы

 

    Не  правда ли, нет ничего проще, чем  назвать периоды всемирной истории: древний мир, средние века, новое время, новейшее время - вот те периоды, которые многие назовут безошибочно. Отбросим новейшее время и получим классическую триаду - периодизацию, принятую уже ни один век. Мистическая троица эпох в высшей степени привлекательна для метафизического вкуса Гердера, Канта и Гегеля... Мы видим, что не только для них: она приемлема для историко-материалистического вкуса Маркса, она приемлема и для практически-аксиологического вкуса Макса Вебера, т.е. для авторов любой философии истории, которая представляется им некоей заключительной стадией духовного развития человечества.

    Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации истории нет: ведь выделение периодов в истории зависит от того критерия (или критериев), которые положены в основу периодизации. За основу периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (У. Ростоу, Д. Белл, О. Тоффлер), рост народонаселения (Т.Р. Мальтус), географическая среда (Ш.Л. Монтескье) и т.д.

    Наиболее  известными сейчас являются формационный и цивилизационный подходы к  пониманию исторического процесса. Проблема периодизации истории по формациям и цивилизациям активно обсуждается в литературе уже более столетия. Познакомимся и мы с тем, что вкладывают ученые в категории "формация" и "цивилизация".

    Авторство теории общественно-экономических  формаций принадлежит К. Марксу. Термин "формация" был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма "Немецкой идеологии", написанном в 1845 - 1846 годах совместно с Ф. Энгельсом. Авторы "Немецкой идеологии" выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы - производственные отношения - политическую надстройку - формы общественного сознания. В этой работе была также дана периодизация исторического процесса. Основные стадии исторического развития человеческого общества - это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: 1) племенная, 2) античная, 3) феодальная, 4) буржуазная, 5) будущая коммунистическая форма всеобщей собственности.

    Уже здесь видны основы будущей формационной периодизации истории общества, а в развернутом виде учение о социально-экономических формациях было разработано к концу 50-х годов XIX века и сформулировано в работе "Критика политической экономии". Отметим, что полный термин "общественная экономическая формация" вместе с определением этого понятия впервые встречается в предисловии к работе К. Маркса "К критике политической экономии" (1859 год).

    Какова  структура общественно-экономической  формации?

    Прежде всего, К. Маркс выделил экономический базис - производственные отношения, главными, определяющими в которых являются отношения собственности. Базис определяет поли - тическую надстройку, которая должна ему полностью соответствовать; главным ее элементом, по мысли К. Маркса, является государство. Для дальнейшего рассмотрения этой проблемы используем таблицу 1.  

    Таблица 1. - Структура общественно-экономической формации

Производительные  силы Производственные  отношения  Надстройка  элементы формации
Предмет труда. Средства труда. Человек с его навыками к труду - производитель материальных благ (рабочая сила). Социально-эконономические  отношения по поводу собственности  на средства производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Организация и учреждения: политические (государство, партии), культурно-просветительные, религиозные. Общественное сознание и его формы. Идеологические, политические, правовые и религиозные отношения. Классовая структура. Исторические формы общности людей (род, племя, народность, нация). Исторические формы быта. Естественные и технические знания.
 

    Итак, теория К. Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на систему, и на его этапы, которые, с одной стороны будут для любого народа обязательными, а с другой стороны - каждое общество на каждом данном этапе будет иметь сходную структуру.

    О некоторых спорах, связанных с  современным восприятием марксизма  мы уже говорили в разделе, посвященном  философским проблемам экономической  жизни общества. Сейчас большинством философов признано, что теория общественно-экономических формаций - западноевропейский феномен, в современных условиях не способный объяснить многие реалии и потому не выполняющий эвристической функции.

    Приведем  одно из типичных доказательств этой позиции, принадлежащее М.А. Чешкову, ведущему научному сотруднику Института мировой экономики и международных отношений АН России. Он отмечает, что теория формаций изначально основана на постулатах, то есть положениях, принятых за истину без доказательств: прогресс как основная форма движения и формационность как основной способ развертывания прогресса; формационность как жестко последовательная стадиальность; однородность состава формаций; примат материального производства; производственные отношения как базис общества; "класс" - основная единица общества и субъект истории.

    Ни  один из названных основных теоретических  пунктов, положенных в основу теории формаций, не является сейчас бесспорным. Теория общественно-экономических формаций не только основана на теоретических выводах середины XIX в., но в силу этого не может объяснить многие возникшие противоречия: существование наряду с зонами прогрессивного (восходящего) развития зон отсталости, стагнации и тупиков; превращение государства - в той или иной форме - в важный фактор общественных производственных отношений; видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

    В заключение анализа теории общественно-экономических  формаций необходимо отметить: К. Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете. "Глобализация" его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам марксизма.

    В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби), проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

    Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

    Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз? Сейчас его часто используют, причем, не только в качестве существительного, но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина множество. "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки:

    1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии употребляется также для обозначения материальной культуры;

    2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры;

    3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

    К указанным трем трактовка можно  добавить и понятия, разработанные  философами ХХ века:

    1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и регионов (А. Тойнби, П.А. Сорокин);

    2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов (К. Ясперс);

    3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона - его "закат" (О. Шпенглер);

    4) высокий уровень материальной деятельности человека, орудий труда, технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н. Бердяев, С. Булгаков). 5

    Однако  в современной социальной философии  под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

    Теория  цивилизаций имеет множество  достоинств, помогая раскрыть механизмы  исторического развития, выявить  его пути и особенности. Ее сторонники особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции - это вынужденный, нежелательный акт.

    Цивилизационный подход помогает увидеть в истории  поливариативность, не отбрасывая некие  варианты, как не отвечающие критериям  какой-то одной культуры. С его помощью можно выделить ряд социально-культурных различий современных восточной и западной цивилизаций. Приведем лишь три примера:

Информация о работе Развитие общества и его структура