Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:28, курсовая работа
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Введение…………………………………………………………………………3
Возникновение буддизма и его основные идеи……………………………….5
Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии…………………9
Буддизм в Китае и Монголии…………………………………………………13
Идеи буддизма в культурах Индонезии и Тибета……………………………18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………….
Благодаря влиянию синто в дзэн-буддизме развились традиции аранжировки цветов, чайной церемонии и другие, являющиеся полностью японскими по своим культурным особенностям.
Китайская
форма буддизма распространилась также
во Вьетнаме. На юге, начиная с конца
II в. н.э., преобладали индийская и
кхмерская формы буддизма, причем
следует отметить смешение Тхеравады,
Махаяны и индуизма. В XV в. они были
вытеснены китайскими традициями. На севере
была первоначально распространена традиция
Тхеравады, попавшая сюда по морю, а также
буддийские влияния из Центральной Азии,
которые были занесены осевшими здесь
купцами. Во II-III вв. имели место различные
китайcкие культурные влияния. К концу
VI в. относится появление чань-будцизма,
известного во Вьетнаме как Тьен. Практики
Чистой земли также стали частью Тьен,
они были ориентированы на социальные
и политические проблемы. Традиция Тьен
в значительно меньшей степени, чем Чань,
отстранялась от мирских дел.
Идеи
буддизма в культурах
Индонезии и Тибета.
В
Индонезии контакты с индийской
культурой, и в том числе с
буддизмом в виде Тхеравады и
Махаяны, начались во II-III вв. н.э. на Суматре,
Яве и Сулавеси (Целебес). В конце V в.
Махаяна, включая тантру, попала на Центральную
Яву и очень там усилилась: буддизм был
официально принят королевой. Ранее в
этом районе преобладала Тхеравада. Как
и в Кхмерском королевстве (Кампучия) здесь,
наряду с буддизмом процветал индуизм
в форме шиваизма, зачастую они смешивались,
Для приобретения могущества некоторые
верующие использовали также элементы
местных ритуалов и спиритизма. В конце
VII в. буддизм стал официальной религией
на Суматре. В начале IX в. на Яве построили
великий комплекс ступ Боробудур. К середине
IX в. яванские короли завоевали Суматру,
а также Малайский полуостров. На всей
этой территории процветала Махаяна, включая
все четыре класса тантр. В конце Х в. великий
индийский мастер Атиша посетил Сурварнадвипу,
которую можно идентифицировать как Суматру.
Он ездил туда с целью возвращения махаянской
преемственной линии учений о Бодхичитте,
о том, как раскрыть сердце всех и стать
буддой, чтобы помогать людям. Он вернул
эти учения не только в Индию, но и в Тибет,
где способствовал возрождению буддизма
после периода преследований и упадка.
Атиша сообщил, что в это время в Индонезии
были распространены учения Калачакра
Тантры. В конце XIII в. на Суматре, Яве и
в Малайзии распространился ислам, завез
нный сюда арабскими и индийскими купцами,
основавшими на побережье торговые центры.
К концу XV в. здесь господствовал ислам,
а буддизм был утрачен. Только на Бали
сохранилась смешанная форма индуистского
шиваизма и махаянского тантрического
буддизма.
В этот период Махаяна и все четыре класса тантр попали также в Непал, где со времени короля Ашоки существовала ранняя Хинаяна. Махаяна не только вытеснила Хинаяну, но и сохранилась в индийской санскритской форме до наших дней среди неваров в Центральном Непале.
Первыми тибетцами, оказавшими предпочтение буддизму, был народ чианг. Это произошло в конце IV в. н.э., когда они управляли частью северного Китая, что, однако, не оказало влияния на собственно Тибет. В первой половине VII в. состоялись первые контакты Тибета с буддизмом (его махаянской традицией), пришедшим из Хотана, расположенного в южной части бассейна реки Тарим в Восточном Туркестане. Эти события имели место во время правления короля Сонгцен гампо, который властвовал в центральном и восточном Тибете, в Шан-Шуне в Западном Тибете, в северной части Мьянмара (Бирма) и, в течение некоторого времени, в Непале. Он женился на китайской и непальской принцессах; обе принцессы привезли с собой изображения Будды, а также астрологические и медицинские тексты тех традиций, которым они следовали. Король направил в Кашмир миссию с целью разработки более совершенной системы тибетской письменности; существовавшая в Тибете письменность была заимствована из Шан-Шуна, она также испытала некоторое влияние хотанской письменности. В это время начали переводить с санскрита буддийские тексты, однако работы не имели большого масштаба.
Между этим периодом и известным диспутом монастыре Самье в конце VIII в., когда во время правления короля Тризонг-детцена было принято решение, что в Тибете будет принята не китайская, а индийская форма буддизма, состоялись контакты с другими буддийскими традициями. В это время владычество Тибета распространялось на государства-оазисы пустынь Восточного Туркестане, контакты с буддизмом в Западном Туркестане простирались до Самарканда. Именно король Тризонг-детцен завоевал и в течение короткого времени удерживал китайскую столицу Чанъянь. Хотя на этом диспуте китайский буддизм был отвергнут, некоторое влияние традиции чань можно обнаружить в тех школах тибетского буддизма, которые говорят о двух типах верующих: о тех, кто достигает всего сразу же, и о тех, кто проходит путь постепенно. Первая школа напоминает учение чань о стремительном просветлении (о нем было сказано выше), однако в Тибете оно интерпретируется совершенно по-другому.
После
наступления более
Одной
из величайших фигур в тибетском
буддизме является Далай-лама; Далай-лама
1 был учеником Тзонкхапы, когда 3-й
его "перерожденец" прибыл в Монголию,
ему дали имя "Далай", по-монгольски
"океан", а предыдущие его перерождения
после смерти были признаны как Далай-ламы
1 и II. Далай-лама IV родился в Монголии;
Далай-лама V объединил весь Тибет и стал
не только духовным, но и политическим
лидером. Неверно полагать, что Далай-лама
является главой традиции Гелуг; ее возглавляет
Гандэн Три Ринпоче. Далай-лама стоит выше
любого главы любой из традиций, являясь
покровителем всего тибетского буддизма.
Панчен-лама 1 был одним из учителей Далай-ламы
V. В отличие от Далай-ламы Панчен-лама
занимается исключительно духовными делами.
Когда возраст Далай-ламы и Панчен-ламы
был подходящим, тогда один из них мог
стать учителем другого.
Заключение.
Анализируя
четыре традиции тибетского буддизма,
мы приходим к выводу, что общее
у них составляет приблизительно
85%, Все они следуют учениям Индии как своей
первоначальной основе. Все они изучают
философские догматы четырех буддийских
традиций Индии, рассматривая это как
путь к достижению все более тонкого понимания
реальности. В этом отношении они все признавали,
что наиболее совершенной является Мадхьямика.
Все они соблюдают традицию проведения
диспутов, широко распространенную в индийских
монастырях, а также традицию великих
созерцателей Индии, махасиддх. Все они
следуют объединенному пути сутры и тантр,
которые являются общей махаянской основой
этих учений. Общей для них является и
традиция монашеских обетов; это традиция
хинаянской школы Мула-Сарвастивады, развившаяся
из Сарвастивады и незначительно отличающаяся
от распространенной в Юго-Восточной Азии
и Китае традиции Тхеравады. В Тибете не
получила распространения традиция полностью
посвященных монахинь, хотя в тибетских
монастырях существовал институт послушниц.
Приблизительно 85% монашеских обетов не
отличаются от обетов других традиций.
Однако незначительные различия существуют.
Одежда монахов темно-бордового цвета,
а рубашки не имеют рукавов.
Буддийские тексты переводились на тибетский язык главным образом с санскрита, лишь некоторые были переведены с китайского, в случае, когда был утерян санскритский подлинник. Тексты хранятся в двух главных собраниях: Кэнгьюр, объединяющий подлинные слова Будды, и Тэнгьюр, в котором собраны индийские комментарии. Это самый крупный корпус буддийской канонической литературы, содержащий наиболее полное изложение индийской буддийской традиции, что особенно ценно, так как начиная с ХII-ХIII вв. буддизм в Индии потерял влияние в результате тюркских вторжений из Афганистана. Большинство утраченных санскритских подлинников сохранилось исключительно в тибетских переводах.
Таким образом, Тибет стал наследником индийского буддизма в то время, когда в самой Индии он оформился в виде традиции, признающей постепенный путь. Великий вклад тибетцев в буддизм состоит в дальнейшем развитии его организации и методов обучения. Тибетцы разработали способы раскрытия всех основных текстов и прекрасные системы толкования и обучения.
Из Тибета буддизм проник в другие районы Гималаев, такие как Ладакх, Лахул-Спити, Киннуар, область Шерпа в Непале, Сикким, Бутан и Аруначал. Однако наиболее масштабным было распространение буддизма в Монголии в конце VI в. во время тюркского, а затем и уйгурского правления в Монголию пришла из Центральной Азии первая волна учений махаянского буддизма. Позднее, в XVII в. Монголия была искусственно разделена маньчжурами на Внешнюю и Внутреннюю Это произошло до завоевания ими Китая, Буддизм распространился на территории всей Монголии. Вторая, более крупная волна пришла их Тибета в ХН1 в. во времена хана Хубилая, когда в Монголию прибыл великий мастер традиции Сакья Пхагпа-лама. Для помощи в переводе буддийских текстов он разработал новую монгольскую письменность. В это время в Монголию пришли также учителя традиции Карма Кагью.
Тибетский буддизм был принят также некоторыми другими наследниками Чингиз-хана, а именно: ханами Чигитай, правившими в Восточном и Западном Туркестане, и ханами Или, правившими в Персии. фактически в течение нескольких десятилетий тибетский буддизм был государственной религией Персии, хотя он и не получил поддержки коренного мусульманского населения. В середине XIV в., с падением в Китае монгольской династии Юань, влияние буддизма в Монголии, поддерживавшегося в основном знатью, ослабело.
Третья волна буддизма пришла в Монголию в конце XVI в. благодаря усилиям Далай-ламы III, когда главной формой распространившегося среди монголов тибетского буддизма стала традиция Гелуг. Однако незначительные следы традиций Сакья и Кагью сохранились несмотря на то, что они не были признаны официально. В некоторых небольших монастырях продолжали практиковать традицию Ньингма, однако ее истоки не ясны: происходит она от тибетских традиций собственно школы Ньингма или же от практик Ньингма, восходящих к "Чистым видениям" Далай-ламы V. Первоначальный стиль возведения тибетских монастырей возник в конце XVI в. при постройке монастыря Эрдэни-Цзу на месте древней столицы Каракорум.
С тибетского языка на монгольский были переведены полные собрания текстов Кэнгьюр и Тэнгьюр. Выдающиеся монгольские ученые написали комментарии к буддийским текстам иногда на монгольском, но большей частью на тибетском языке. В Монголию из Тибета перешла традиция монастырской жизни монахов, но традиция послушниц не попала ни в Монголию, ни в районы с бурятским, тувинским и калмыцким населением. Линия перерождений тибетского мастера Таранатхи стала известна как линия Богдо-гегенов, или Джебцун-дамба Хутухт, которые стали традиционными главами буддизма в Монголии. Их резиденция находилась в Урге (ныне Улан-Батор). С течением времени тибетский буддизм несколько приспособился к условиям Монголии. Например, 1-й Богдо-геген Дзанабазар (вторая половина XVII - начало XVIII вв. ) создал специальную одежду монгольских монахов для ношения главным образом в свободное от выполнения церемоний время. На основе уйгурской и монгольской письменности он разработал также алфавит союмбу, использовавшийся для транслитерации тибетских и санскритских слов.
В XVII в. тибетский буддизм, и в первую очередь традиция Гелуг, попал к маньчжурам, а во время их правления - в Маньчжурию и в северные области Китая. Был основан тибетский монастырь в Пекине, а в Гехоле, летней столице маньчжуров, расположенном на северо-востоке от Пекина были построены точные копии лхасской Поталы, а также монастырей Самье и Ташилунпо. Кэнгьюр был полностью переведен с тибетского языка на маньчжурский, в основе которого лежит адаптированный монголами уйгурский шрифт.
В начале XVII в. тибетский буддизм из Монголии проник на север к бурятскому населению Забайкалья. Вторая линия пришла непосредственно из Тибета из монастыря Лабранг Ташикьил в провинции Ам-до. С целью ослабления позиции Богдо-гегенов и влияния монголов и маньчжуров в этой части России, царь дал настоятелям Гусиноозерского дацана как главам бурятского буддизма титул Бандидо Хамбо-Лама. Таким образом бурятская традиция стала официально независимой от монгольской церкви. В 20-х годах нашего века часть бурят переселилась из Забайкалья во Внутреннюю Монголию и там продолжила свои собственные буддийские традиции в дополнение к тем, что уже существовали в этой области.
В XVIII в. тибетский буддизм из Монголии попал также к тюркскому населению Тувы, хотя, как было отмечено ранее, первая волна буддизма пришла в Туву в IX в. от уйгуров.
Как и в Забайкалье, это была главным образом традиция Гелуг; традиция Ньингма также получила значительное распространение. Настоятели Чаданского хурэ как главы тувинского буддизма получили титул Хамбу-лама. Поскольку Тува, подобно Монголии, до 1912 г. находилась под маньчжурским правлением, тувинские Хамбу-ламы подчинялись непосредственно Богдо-гегенам в Урге: тувинский буддизм имел значительно более тесные связи с Монголией, чем бурятский. В Туве буддизм мирно сосуществовал с местной традицией шаманизма: в одних случаях люди обращались к шаманам, а в других - к буддийским священникам.
К западным монголам, ойратам, тибетский буддизм впервые попал в XIII в., однако не получил здесь широкого распространения. Более глубокие корни он пустил в конце XVI - начале XVII вв., когда получила распространение традиция Гелуг, пришедшая непосредственно из Тибета и отчасти через Монголию. Это было в Джунгарии в Восточном Туркестане (ныне северная провинция Синь-Цзянь, в КНР), в Восточном Казахстане, а также, возможно, на Алтае.
Шаманизм в этих районах был запрещен Советом ханов. Когда предки калмыков отделились от ойратов Джунгарии в начале XVII в. переместились в район между Волгой и Доном к северу от Каспийского моря, они принесли с собой собственную традицию тибетского буддизма.
Информация о работе Развитие идей буддизма в культурах Юго-Восточной Азии