Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 17:40, контрольная работа
еками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры.
В своей работе я собираюсь рассмотреть тему развития греческих философских и научных знаний в классическую эпоху. В первой части работы мною будет рассмотрена наука Древней Греции данного периода, во второй части я собираюсь более детально рассмотреть развитие философских представлений.
Вступление 2
1. Научные знания в классическую эпоху. 3
2. Философия классической эпохи. 5
2.1. Философские взгляды Сократа……………………………………….....5
2.2. Объективный идеализм Платона ………………………………………..7
2.3. Систематизация философского знания Аристотелем………………….9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Тема: Развитие греческих философских и научных знаний в классическую эпоху.
План:
Вступление 2
1. Научные знания в классическую эпоху. 3
2. Философия классической эпохи. 5
2.1. Философские взгляды Сократа……………………………………….....5
2.2. Объективный идеализм Платона ………………………………………..7
2.3. Систематизация философского знания Аристотелем………………….9
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Классический период в истории Древней Греции принято исчислять с конца VI века до 338 г. до н. э. Этот в общем-то недолгий двухсотлетний период, тем не менее, знаменуется наивысшим расцветом древнегреческого общества во всех сферах жизни. Именно в это время было создано и совершено все то, что составляет славу Древней Греции.
Веками классическая культура Древней Греции занимала воображение людей и очаровывает их до сих пор. Она была преемницей древневосточных культур, но приобрела новые, отличные от них черты и стала колыбелью европейской культуры.
В своей работе я собираюсь рассмотреть тему развития греческих философских и научных знаний в классическую эпоху. В первой части работы мною будет рассмотрена наука Древней Греции данного периода, во второй части я собираюсь более детально рассмотреть развитие философских представлений.
1. Научные знания в классическую эпоху.
Естествознание в эллинистическую эпоху стало переходить из сферы отвлеченного, философского размышления о природе в сферу конкретных фактов и явлений. В эту эпоху греческая математика, механика и астрономия наряду с другими отраслями знаний достигли своего наивысшего развития. Греческая наука перешла от рассмотрения мира в целом к дифференцированному знанию, из единой науки выделились и развились отдельные науки естественные и гуманитарные.
ДЕМОКРИТ(460-370 г. до н.э.) Согласно легенде, будучи воспитанником
персидских магов, он был приверженцем
восточной мудрости, совершил путешествия
в Египет, Эфиопию, Персию, Халдею и Индию
(упоминания о которых появляются только
во II в. до н.
Каталог сочинений Демокрита(52), признанных подлинными, составил Каллимах из Кирены, а на тетралогии их разделил Фрасилл в I в. н. э. Порядок тетралогии: 1-2 - этика; 3-4 - натурфилософия (связанная с учением о душе и логикой); 7-9 - математика и астрономия, 10-11 - поэзия и музыка; 12-13 - практические умения (медицина, сельское хозяйство, живопись). В определенной мере благодаря этим сочинениям с I в. до н. э. Демокрит известен как исследователь природы, которому приписывают различные открытия и изобретения. Во второй половине V в. н. э. Демокриту приписали авторство сборника алхимических рецептов, оказавшего большое влияние на позднейшие произведения этого рода. Имеются основания полагать, что Демокрит определил объем конуса, пирамиды и шара.
Демокрит был геоцентристом. Земля одинаково удалена от всех точек оболочки космоса, а потому неподвижна. Вокруг нее движутся звезды. Звезды – не другие миры, они достояние нашего мира. Каждый мир замкнут. Он шарообразен и покрыт «кожицей», сплетенной из крючковых атомов. Миры преходящи. Одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, третьи гибнут.
Представление Демокрита о неделимости атомов и их качественном единообразии, признании механического движения единственной формой движения просуществовали много столетий и были пересмотрены наукой лишь в XIX-XX вв.[2, C. 94]
ПЛАТОН (427-347гг. до н.э.) Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Он был учеником Сократа. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа. Академия просуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императором Юстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.
Платон считал, что космос
существовал не вечно.
Также Платон утверждал тезис о шарообразности земли.
Математические законы платоники считали
не только сущностью реальности, но и вечными
и неизменными. Ему принадлежит ряд замечательных
открытий, из которых выделяют следующие:
1) Способ находить стороны прямоугольного
треугольника в рациональных числах.2)
Изобретение инструмента, при помощи которого
механически решается вопрос о нахождении
двух средне пропорциональных отрезков
прямых между двумя данными.3) Пополнил
теорию иррациональных величин.4) Продвинул
вперед стереометрию, которая раньше отставала
от планиметрии.5) Подведение под геометрию
логического фундамента.
Также к достижениям Платона относится изобретение будильника и применение в гидравлике принципа реле. [2, C. 96]
ЕВДОКС КНИДСКИЙ (около 408-355 гг. до н.э.) Евдокс Книдский известен, прежде всего, как математик и астроном, но, кроме того, он писал книги по философии, географии, музыке и медицине. О жизни Евдокса известно следующее. В молодости он изучал математику у Архита в Таренте и медицину у Филистиона в Сицилии. 23-х лет он прибыл в Афины и, будучи очень бедным, поселился в гавани Пирея, откуда ежедневно ходил пешком в платоновскую Академию и обратно. Позднее при содействии друзей, он совершил путешествие в Египет, где набирался астрономических знаний у жрецов Гелиопля. Вернувшись в Грецию, он основал собственную школу в Кизике (на берегу Мраморного моря).
Евдокс бесспорно был великим математиком. Развивая достижения Архита и Теэтета в области теории пропорций, он построил общую теорию отношений, основанную на новом определении величины. Если раньше теоремы теории отношений приходилось доказывать отдельно для чисел, отрезков и площадей, то понятие величины, введенное Евдоксом, включало в себя как числа, так и любые непрерывные величины.
Другим важнейшим вкладом Евдокса в математику была разработка так называемого "метода исчерпывания", заложившего основы теории пределов и подготовившего почву для дальнейшего развития математического анализа.
Для истории астрономии значения Евдокса
было, пожалуй, еще более значительным.
Фактически его можно считать создателем
античной теоретической астрономии как
самостоятельной науки. Евдокс был не
только теоретиком, но и первоклассным
астрономом-наблюдателем. При своей школе
в Кизике он организовал первую греческую
обсерваторию, где его ученики вели систематические
наблюдения за небесными светилами. Он
дал детальное описание созвездий, видимых
на широте Греции, составил каталог звездного неба.
Он смоделировал теорию вращающихся концентрических сфер. Она состоит в следующем: вокруг центра, в котором находится покоящаяся Земля, вращаются 27 концентрических сфер. На внешней сфере расположены «неподвижные» звезды. С помощью остальных сфер Евдокс объясняет движение Солнца, Луны и пяти планет. Каждое из упомянутых небесных тел неразрывно связано с некоторой равномерно вращающейся сферой, объемлющей другую, ось которой находится под некоторым углом к оси первой. Внутренняя вращающаяся сфера увлекается в своем вращении внешней. В описании движений планет Евдокс широко использует не только законы математики, но и механики. Основным недостатком гипотезы Евдокса было то, что расстояния от Земли до планет берутся неизменными.
Получив широкую известность, Евдокс еще раз побывал в Афинах, где беседовал с Платоном на философские темы. Умер он 53-х лет отроду на своей родине, Книде [2, C. 105]
2. Философия классической эпохи.
2.1. Философские взгляды Сократа.
Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Сократ занимает важное место в истории античной философии. "Диалектика, и притом диалектика в ее положительном смысле, в ее постоянном искании объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и от старой натурфилософии, и от софистики" – так писал о нём Платон.
И далее, имея в виду не только Сократа, но и софистов и Платона, А.Ф. Лосев справедливо заключает: "Без этой диалектики, вечного искательства правды и истины не сложились бы античная философия и античная литературы в том виде, в каком они воздействовали на всю последующую культуру и в каком мы ощущаем их еще и в XX веке" [3, C.23].
Сократа характеризует разнообразная
и интенсивная философская
Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в то же время в своём творчестве и взглядах выражал те особенности философской деятельности, которые были специфичны для софистов. Сократ не признаёт проблем, характерных для философов тех времён: о природе, её первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и сущностью знания. Вопросы этики — вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным предметом бесед Сократа.
Сократ для обоснования своих взглядов пользуется разработанным им методом, вошедшим в историю философии под названием сократического, а именно — диалектика, искусство диалектического спора. Диалектика — метод, посредством которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия.
Для Сократа философия — это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к определению того, что представляет это явление, то есть к определению его сущности.
Все диалектические рассуждения проводятся по принципу деления родового понятия на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит в том, чтобы дать различные определения одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается истина. Этот метод философствования ещё называется майевтика — повивальный метод, который выражается в виде постановки вопроса — «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое понятие).
Ответы на эти вопросы часто отвергались один за другим, затем в этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный метод доказательства. Использование диалога для достижения истины — огромнейшая заслуга Сократа в истории философии, так как все предшествующие философы постулировали свои положения. В диалектике Сократа воплотились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя «Отцом мудрости», а пытался лишь вызвать у человека стремление к истине. Известно изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю, но многие не знают и этого».Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявлении разных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять всё несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления.
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки»; его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии».
По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Более того, для Сократа знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».
Таким образом, в этике Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель — это знание, дурное — это незнание. Основные добродетели для Сократа — это сдержанность, мужество, справедливость [6, C.45].
2.2. Объективный идеализм Платона.
Особое место в античной философии классического периода занимает Платон. В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду Творчество Платона имеет приблизительно три этапа. Началом первого является смерть Сократа. При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких философских произведений. В этот период он находился под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа».
Информация о работе Развитие греческих философских и научных знаний в классическую эпоху