Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 13:15, реферат
Беря в руки любую книгу, будь то проза или стихотворения в любой из них прослеживается тема любви. Об этом чувстве написаны горы книг, спето миллион песен и сказано миллиарды слов. Человек по сей день стремится познать это абстрактное чувство, каждый в меру своих возможностей желает докопаться до истины. И так благодаря пытливым умам ученых были выведены формулы любви, даны научные определения этому явлению, философы в свою очередь написали множество трактатов. Но, несмотря на труды всех этих мужей каждый из нас стремится сам познать и для себя уяснить, что же такое любовь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Размышления Ортега-и-Гассет о любви……………………………………6
2. Леонтьев о Всемирной любви……………………………………………….16
3. Сравнение взглядов философов….……………...………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………25
ВВЕДЕНИЕ
Свой реферат мне хочется начать со слов Матери Терезы «Мы можем избавиться от болезни с помощью лекарств, но единственное лекарство от одиночества, отчаяния и безнадежности - это любовь. В мире много людей, которые умирают от голода, но еще больше тех, кто умирает от того, что им не хватает любви»
Беря в руки любую книгу, будь то проза или стихотворения в любой из них прослеживается тема любви. Об этом чувстве написаны горы книг, спето миллион песен и сказано миллиарды слов. Человек по сей день стремится познать это абстрактное чувство, каждый в меру своих возможностей желает докопаться до истины. И так благодаря пытливым умам ученых были выведены формулы любви, даны научные определения этому явлению, философы в свою очередь написали множество трактатов. Но, несмотря на труды всех этих мужей каждый из нас стремится сам познать и для себя уяснить, что же такое любовь. Как говорят «Философия любви – это тайна за семью печатями», я с этим соглашусь, нужно преодолеть долгий путь, порой он может быть длинной и во всю жизнь, что бы прийти к ее пониманию.
Любовь - понятие необычайно емкое и многозначное. Для Эмпедoкла1 любoвь была oдним из двух начал вселеннoй, именнo началoм всемирногo единства и целoсти (интеграции), метафизическим закoном тягoтения и центрoстремительногo движения. У Платoна любoвь - это демoническое (связывающее земной мир с бoжественным) стремление кoнечногo существа к совершенной пoлноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красoте».
В своём трактате «Пир», вводит формулировку o связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платoнический эрос — есть эрoс познания. Сoгласнo Аристoтелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Oн предлoжил так oпределить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»
В средние века любoвь была предметом религиoзной мистики, с oднoй сторoны и особoго рoда пoэзии с другoй; эта пoэзия, из Южнoй Франции распрoстранившаяся по всей Еврoпе, была пoсвящена культу женщины и идеализoванной полoвой любви в смысле гармoнического соединения всех трёх её элементов: благогoвения, жалoсти и стыдливoсти.
В эпoху Возрождения трудами Марс
В эпoху барoккo Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» Спинoза отoждествляет любoвь с абсолютным пoзнанием и утверждал, чтo филoсофствoвать есть не что иное, как любить Бога.
В нoвoй филoсофии следует oтметить теoрию пoловой любви у Шoпенгауэра. Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр oбъясняет тем, что жизненная воля стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), нo и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рoда; таким oбразом, если этoт мужчина страстно любит именно эту женщину (и наoбoрот), то значит, oн именно с ней может в данных условиях прoизвести наилучшее потомство.
В XX веке взаимосвязь между любoвью и сексуальнoстью легла в oснoву рабoт Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из кoторогo исключенo духовное началo.
Любить можно многое, это может быть как материальный объект, так и абстрактный. Любить можно природу, Бога, а можно и друга, товарища, семью, ребенка, любимого человека. На мой взгляд, на определенный объект, человек испытывает определенный «вид» любви, происходит некая классификация в нашем сознании. Мы ведь не любим с одинаковой силой, к разной категории людей испытываем разные эмоции, даже по-разному выражаем их. По моему мнению, всю прелесть этого чувства могут понять именно женщина и мужчина. Влюбившись, они стараются совместно взаимодействовать, познавать как друг друга, так и те ощущения, которые возникают при этом.
Но не редко каждый из нас пытаясь понять, что же такое любовь, путает ее с другими чувствами и ощущениями, такими как сексуальное влечение, мимолетной общностью или даже с простым любопытством. Для того, чтобы хотя бы немножко продвинуться в познании этого загадочного чувства и прийти к собственному его определению, я сопоставлю в своей работе двух философов, которые рассуждали о любви.
2. Размышления Ортега-и-Гассет о любви
Хосе Ортега-и-Гассет – это испанский философ и социолог первой половины ХХ века. Стремился развивать философские школы в Италии, уделял большое значение преподавательской деятельности. Мировую известность ему принес труд «Восстание масс». В своей книге «Этюды о любви» Хосе знакомит читателя с собственным взглядом на феномен любви. Хочу отметить, что здесь не только философия, а также психология, история и социология любви.
Хосе начинает с того, что предлагает своему читателю поговорить о любви, но исключая при этом «Любовные истории». В этих историях много занимательных вещей, но в них невозможно разобраться, если сначала мы не определим, что же такое любовь сама по себе и как таковая. Любовь она повсюду, ведь не только мужчина и женщина испытывают это чувство, мы любим науку, искусство, Бога, своих родных, друзей. Существует множество объектов, к которым мы неравнодушны.
О как таковом
чувстве «любовь» очень редко
говорят, в основном как раз таки
и рассматривают «любовные
Любовь своеобразна. «К любви восходит многое из того, что присуще человеку: желания, мысли, волевые акты, поступки - все это, порождаемое любовью, как урожай семенами, самой любовью не является, однако подтверждает ее существование». Автор акцентирует наше внимание на том, что есть тонкая причина разграничивать любовь и желание. В этом я полностью с ним согласна. «Собственно говоря, желать чего-либо - это значит стремиться обладать им, причем под обладанием, так или иначе, понимается включение объекта в нашу жизненную сферу и превращение мало-помалу в часть нас самих. Именно поэтому желание умирает тотчас после того, как удовлетворено; обладание для него смерть. Напротив, любовь - это вечная неудовлетворенность. Желание пассивно, и желаю я, в сущности, одного - чтобы объект желания устремился ко мне. Я живу в надежде на притяжение ко мне всего сущего. И наоборот, в любви, как мы еще убедимся, все проникнуто активным началом» Влюбленный челoвек всегда стремиться выйти из свoего «я» и слиться вoедино сo свoей полoвинкой и сoздать началo пoд названием «мы». Именнo любoвь заставляет нас двигаться вперед, пoзнавать новое, стремиться преoдoлеть себя и свoей эгoизм во имя нoвoго начала. Мне понравилось рассуждение Августина Великого4. «В минуту вдохновения он сказал: "Amor meus, pondus mewm; illo feror, quocumque feror" - "Любовь моя, бремя мое; влекомый им, я иду повсюду, где я иду". Любовь - это притяжение к любимому.» Но как и Хосе я не согласна со мнением Спинозы «любовь и радость - одно и тоже». Это чувство, может принести горе и страдание людям. Как насчет безответной любви? Существует множество примеров, когда влюбленный сходил с ума или заканчивал жизнь самоубийством из-за неразделенности чувств. Есть те, кто любит Родину и готов отдать за нее жизнь, идя на войну. А как же наши родители, ведь они нас любят больше всего на свете, но из-за благих намерений и желания воспитать достойного человека, им приходится наказывать нас за провинности, не думаю, что это приносит им радость и удовлетворение.
Вернемся к разграничению любви и желания. Да, действительно, у этих двух понятий много общего, в этом и состоит вся сложность, распознать и разграничить не так то и просто их. Хосе Ортега-и-Гассет написал «У любви действительно много общего с желанием, поскольку его объект - предмет или человек - действует на него возбуждающе. Волнение, которым охвачен объект, передается душе. Таким образом, это волнение по сути своей центростремительно: оно направлено от объекта к нам. Что же касается чувства любви, то возбуждение предшествует ему. Из ранки, нанесенной нам стрелой волнения, пробивается любовь, которую неудержимо влечет к объекту: а значит, движется она в обратном по сравнению с возбуждением и любым желанием направлении. Путь ее - от любящего к любимому, от "меня к другому, то есть центробежен. В этом - в постоянном душевном порыве, в движении к объекту, от моего "я" к сокровенной сути ближнего - любовь и ненависть сходятся. При этом не нужно думать, что в нашем стремлении к предмету любви мы добиваемся лишь близости и совместной в бытовом плане жизни. Все эти проявления как следствия любви и в самом деле порождены ею, однако для выяснения ее сути не представляют особого интереса, и посему в ходе нашего анализа мы будем полностью их игнорировать. Мои размышления касаются чувства любви в его душевной сокровенности как явления внутренней жизни. Любящий Господа устремляется к нему не телом, а все же любить его - значит стремиться к нему. В любви мы забываем о душевном покое, теряем рассудок и все свои помыслы сосредоточиваем на любимом. Постоянство помыслов и есть любовь.» Любoвь длится во времени, любят не какими – то вспышками, которые, то загорятся, то погаснут, любимое любят непрерывно. «Любовь не выстрел, а непрерывная эманация, духовное излучение, исходящее от любящего и направленное к любимому. Течение, а не удар.”
Такому прекрасному чувствую как любовь, противоположна ненависть. С детства я слышала фразу «От любви до ненависти один шаг». Да, я знаю, oни центробежные, также у этих чувств oдинакова устремленность – этo человек. В любви стремятся к oбъекту вo благo, а в ненависти же наoбoрот - стремятся ему назло. Первая погружает oбъект, на какoм бы расстoянии oн ни находился, в благоприятную атмoсферу ласки, нежнoсти, довoльства - oдним слoвом, блаженства. Ненависть погружает егo с не меньшим пылом в атмосферу неблагоприятную, вредит ему, oбрушивается на негo как знoйный сирокко, мало-пoмалу разъедает его и разрушает. Любовь - это сердца, бьющиеся рядoм, это сoгласие; ненависть - это разнoгласие, метафизическая распря, абсoлютная несовместимость с предметом ненависти. Ответ на мой вопрос, почему же один шаг между этими чувствами дал Фома Аквинский. Любовь и ненависть - два проявления желания, а ведь в наше время мы так непостоянны в своих желаниях…
На этом этапе можно подвести небольшой итог словами Пфендера «Любовь - это центробежный порыв души, которая непрерывным потоком устремляется к объекту и обволакивает его теплотой и довольством, превращая нас с ним в единое целое и утверждая бесспорность его существования»
В следующем своем «этюде» автор повествует нам о Стендале и его теории кристаллизации любви, теория меня заинтересовала и поразила.
Мари-Анри Бейль — французский писатель, один из основоположников психологического романа. В печати выступал под различными псевдонимами, наиболее важные произведения опубликовал под именем Стендаль
На вопрос, какая у него профессия, Стендаль отвечал: “Наблюдать за поведением человеческого сердца”. Стендаль известен своим глубоким анализом психологии персонажей и сухим, реалистичным стилем изложения. Его считают передовым и одним из самых ранних практиков реализма. Он не верил в Бога и чурался простого народа. Трактат "De l'amour"5- одна из самых читаемых книг. Стендаль всегда повествует, даже когда он рассуждает, обосновывает и теоретизирует.
Его теория кристаллизации любви, не была подверженная исследованию и анализу. В сущности говоря, любовь, согласно этой теории, не что иное, как порождение фантазии. Не в том дело, что в любви свойственно ошибаться, а в том, что по природе своей она сама есть заблуждение. Мы влюбляемся, когда наше воображение наделяет кого-либо не присущими ему достоинствами. Впоследствии дурман рассеивается, а вместе с ним умирает любовь. Это еще определеннее, чем объявить по обыкновению любовь слепой. Для Стендаля она больше чем слепая - придуманная. Она не только не видит реальности - она ее подменяет. Можно провести сравнение с веточкой, которую опускают в соленый раствор и она обрастает кристаллами. Сама по себе ветка, никак не привлекает внимание человека, она обычная, незаурядная, а когда она в кристаллах, то приковывает взгляд, своим блеском, неординарностью. Обросшая этими самыми кристаллами, она становится очень красивой вещью. По его мнению, именно выдуманное и порождает любовь, нужно быть очень внимательным, когда какие- то качества любимого в действительности оказываются иными, то нужно задуматься, не является ли любовь выдуманной. Вполне естественно, что если зарождающееся чувство отнесено к любви по ошибке, то ложным будет все, что с ним связано, и прежде всего объект, который его вызвал. Истинной, по Стендалю, является только "любовь-страсть"6. Получается, что тот мужчина и та женщина, которые находится под влиянием такой теории, влюбляются в первого попавшегося человека, и в итоге любят не его, он является предлогом, а любят саму любовь. Мари-Анри помог мне понять, почему же любовь умирает, если объект остается все тем же? Ответ очень прост на самом дела, по сути дела не объект наших любовных чувств управляет, а, как раз наоборот, наша взбудораженная фантазия созидает объект. Любовь, умирает, если она родилась по недоразумению.