Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:29, реферат
Страсть (от лат. терпеть, претерпевать): сильная, не поддающаяся контролю рассудка любовь к кому-либо или к чему-либо вещи, столь сильное желание насладиться предметом любви, что при этом подавляется воля человека. Страсти можно разделить на физические и духовные. Первые – чревоугодие, лень и т. д., ко вторым относится эротическое влечение, властолюбие, месть, корыстолюбие. Страсть – выражение внутреннего мира человека. В современном значении слова страсть – это чувство, которое полностью захватывает личность. Каждый человек обычно обладает множеством наклонностей и предпочтений и свободно выбирает между своими желаниями; судьей здесь выступает разум; человек живет в режиме демократического правления наклонностей.
1. Введение 3
2. Основная часть 5
3.Заключение 15
4.Список литературы 18
Кроме того, страсть искажается не только в своей внутренней сущности, но также и во внешней сфере бытия, и, прежде всего, это проявляется в лживости и неискренности эмоций, переживаний, обоснования действий и актов. Субъект настолько сильно и глубоко скрывает знание о повреждённости собственного бытия от всех, от самого себя, что, в конце концов, он воспринимает свои действия как адекватные и нормальные.
Таким образом, страсть это один из важнейших экзистенциальных феноменов основывающих, конституирующих человеческое бытие. Свою сущностную характеристику страсть обретает тогда, когда встречается с ответным желанием в бытии объекта. Но её существование слишком коротко, и потому, испытав бытийственное единение с другим, человек не решается разрушить свои отношения после того, как страсть прошла. Его пугает бытие одиночества. И потому страсть очень часто превращается в зависимость, где искажается её изначальная онтологическая и гносеологическая природа, меняющая и бытие человека в негативную сторону.
Природа страсти.
В современном значении слова
страсть — это наклонность, которая
полностью захватывает
Страсть как способ познания. Платон в диалоге «Пир» (385 до Р.Х.), отнюдь не противопоставляя страсть разуму, показывает, что страсть лежит у истоков познавательного процесса. Платон развивает теорию любви, по которой каждое живое существо ищет другое — единственное в своем роде — существо, свою вторую половину, с которой в мифическом прошлом они были единым существом. Любовь как поиск другого поднимает дух от красивых тел к красивым душам, от красивых человеческих произведений к наукам и далее к вечной красоте — объекту философии. Юм («Трактат о человеческой природе», 1737) покажет, что разум в качестве познавательной способности не может обосновать ценностные суждения. Милосердие, щедрость и братские чувства могут «привести меня к тому, что я выберу разорение и гибель, чтобы предотвратить малейшее несчастье какого-нибудь индейца или незнакомой мне личности». Разум совершенно чужд такому выбору, как, впрочем, и всякому выбору. Только страстями измеряются ценности, оживляющие наши поступки. Если страсть очень сильна, верность индивида той или иной ценности может идти даже до принесения себя в жертву. Разум — это свет, но не побуждение к действию: «Любовь к истине — весьма возвышенное вдохновение, но очень слабая мотивация» (Конт, «Система позитивной политики», 1851-1854). Романтическая литература превозносила страсть как единственную форму истинной жизни. Средневековая история Тристана и Изольды — самая знаменитая на Западе история легендарной страсти: яркий пример непреодолимой силы любовной страсти, символизируемой любовным напитком, заставившим их пренебречь общественным порядком (и прежде всего, супружеством), и совершившейся с силой судьбы, вплоть до гибели героев драмы. Романтики увидят здесь пример несоответствия между истинной жизнью и прозаическими условиями ее здешнего протекания; романтические драмы, как правило, завершаются смертью героев. Философы-романтики, как Шеллинг («О возможности формы философии вообще», 1796), описали страсть, как желание слиться с универсумом и сделать из своей личности нечто другое, отличное от «Я» («абсолютное тождество»): страсть раскрывает глубину индивида, его бесконечную реальность, единственно способную воспринять бесконечность мира. Но эта тождественность нас с миром в чувстве природы может эффективно осуществляться лишь в границах мгновения, за пределами которого она гаснет; согласно все той же романтической философии, основу человеческой души составляют «ностальгия» и «желание».
Индивидуальные
страсти как движущие силы
и инструменты истории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расширение информационного, культурного пространства и нарастающий массив знаний в области духовной проблематики требует концептуального осмысления и поиска методологических оснований, на которых строилось бы исследование феномена человеческой духовности.
Имеется бесконечное
множество философских, социально-философских,
философско-антропологических
Основной феномен, третий наряду с мышлением (волением) и движением и самый важный из них. Ум и воля возможны только в духовной природе, движения — только в телесной, а страсти — только в человеческой, соединяющей в себе дух и тело. Чтобы мыслить, нужна только духовная субстанция; чтобы двигаться, нужна только телесная субстанция; напротив, чтобы иметь страсти, необходимо соединение обеих субстанций. Двойственная природа человека есть единственное реальное основание страстей; они, в свою очередь, — единственное основание познания первой, которая менее очевидна из факта ощущений и естественных инстинктов.
Чтобы понять, почему Декарт придает такое значение именно страстям, а чувственные восприятия и вожделения, напротив, считает только телесными явлениями, нужно хорошо усвоить себе основоположение его учения. С его точки зрения, существует, насколько мы в состоянии познать, только одно тело, связанное с духом, или одушевленное: это человеческое тело; все прочие тела лишены духа и души, все они, даже и тела животных, просто машины. Душа есть дух; реальность последнего становится очевидной только из его самодостоверности и совпадает с ней: без самосознания нет мышления, нет духа, нет души. Животные лишены самосознания, а поэтому лишены и души, следовательно, они не что иное, как движущиеся тела или автоматы; однако они обладают чувственными ощущениями и инстинктами, почему последние должны иметь значение телесных движений, которые происходят по чисто механическим законам и объясняются ими.
Животные
ощущают, но они бездушны: первое
является неоспоримым фактом, второе
— необходимым выводом в
Можно задать вопрос, не животной ли природы также и страсти и не психической ли природы также ощущения и инстинкты, можно оспаривать картезианские положения, отрицающие и то, и другое, и даже сомневаться, остался ли философ и мог ли оставаться неизменно верным этим положениям, но нельзя сомневаться в том, что он этому учил и должен был учить в силу своих принципов. Исследование этих вопросов не составляет нашей задачи в данное время; мы имеем дело пока с изложением и обоснованием системы и следуем по пути, которым шел Декарт; как только мы коснемся критического разбора его учения, мы вернемся еще раз к этим вопросам и тогда войдем в детальное рассмотрение их.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Э. Финк – Основные феномены человеческого бытия
2. А. Б. Демидов. Учебное пособие – Феномены человеческого бытия.
3. Делис К. Дин, К. Филипс. Парадокс страсти — она его любит, а он её нет / пер. с англ. К. Савельев. М.: Мирт, 1994. — 256 с.
4. Мэй Р.Любовь и воля / пер. О.О. Чистяков, А.П. Хомик. М.: Рефл-бук — К.: Ваклер, 1997. — 384 с.
5. Сартр Ж.-П. Первичное отношение к другому: любовь, язык, мазохизм // Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. С. 207-228.
6. Стентон П., Бродски А.Любовь и зависимость — М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2005 — 384 c.
Информация о работе Различные представления о страстях как человеческом феномене