Различие философской, религиозной и научной картин мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:01, реферат

Описание работы

Картина мира - сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии.

Содержание

Введение 3
Различие философской, религиозной и научной картин мира 5
Религиозная картина мира 6
Философская картина мира 9
Научная картина мира 20
Заключение 29
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по философии.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

                                                                                                                                                     С.

     Введение                                                                                                          3

  1. Различие философской, религиозной и научной картин мира                   5                                                        
  2. Религиозная картина мира                                                                              6
  3. Философская картина мира                                                                             9                                          
  4. Научная картина мира                                                                                    20

    Заключение                                                                                                       29                                                                                         

   Список использованных источников                                                              31                                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Картина мира - сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством. Необходимость установления картины мира связана со стремлением иметь синтетическое, целостное представление о мире, преодолеть последствия дифференциации философии, науки и религии. С этой точки зрения мир философии, мир науки и мир религии выступают соответственно как философская, научная и религиозная картины мира. В своем единстве они образуют целостную картину мира. Взаимоотношения между философией, наукой и религией всегда были и по настоящее время остаются достаточно напряженными, часто достигающими стадии конфликта, что придает спорам вокруг рассматриваемой темы своеобразное обаяние.

   Многовековые  дискуссии показывают, на наш взгляд, что человек, не будучи одномерным существом, культивирует и философию, и религию, и науку. Не счесть попыток доказать полнейшую несостоятельность каждой из них. Как нам представляется, все эти попытки, в конечном счете, не достигли желаемого. Сильная неприязнь то ли к религии, то ли к науке, то ли к философии неизменно посрамляет себя.

   Границы религии, философии и науки не заданы раз и навсегда, они очень подвижны. Всегда актуальным является согласование трех картин мира - процесс, чреватый неожиданными новациями. Возможно ли такое согласование? Думается, что да. Единство религиозной, философской и научной картин мира - это шаг к целостному пониманию человека. Все три картины мира обусловливают и дополняют друг друга. Несмотря на то, что каждая из них внутренне многообразно расчленена, - так, философская картина мира объединяет десятки направлений, научная картина мира складывается из многих наук, а религиозная картина мира объединяет десятки религий, - во всех трех есть смысловые стержневые детерминанты.    

   Человечество, вынужденное действовать по законам диалога и сотрудничества, скрупулезно складывает мозаику единой картины мира. В плане налаживания указанного диалога философы обладают уникальными возможностями. Об этом недвусмысленно свидетельствует многовековая практика деятельности философского сообщества, нацеленная на развертывание картины мира максимально общего, универсального характера.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Различие  философской, религиозной и научной  картин мира

     Принципиальные различия философской (ФКМ), религиозной (РКМ) и научной (НКМ) картин мира определяются двумя позициями:

     1) основной проблемой, решаемой  каждой из указанных картин  мира;

     2) основными идеями, которые предлагают картины мира для решения своей проблемы. 

  Виды  КМ     Проблемы  КМ    Идеи  КМ
    РКМ Соотношение Бога и человека Божественное  творение мира и человека
    ФКМ Соотношение мира и человека Различные идеи:

-    материализм

-    идеализм

  • дуализм, плюрализм
  • диалектика, синергетика
  • метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.
     НКМ Синтез и  обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое Мир, как совокупность

естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.

 
  1. Религиозная картина мира

 Сегодня к мировым религиям относятся  христианство, ислам и буддизм. Имеется  немало и других религий (иудаизм, язычество), а также религиозных течений, оказывающих влияние на жизнь людей отдельных народов. Ныне более половины населения Земли верующие: христиане - 1 млрд.400 млн., из них, католики - около 800 млн., протестанты - 400 млн., православные - примерно 200 млн.; мусульмане - около 800 млн.; буддисты - около 300 млн.; индуисты - приблизительно 600 млн.; приверженцы конфуцианства - около 300 млн. и т.д. Цифры говорят сами за себя.

   Что такое религия? Понятие «religio» означает по латыни благочестие, святость и восходит к глаголу «religare» - связывать, соединять. Каждый взрослый человек в какой-то мере знает о ее сущности. Религия - прежде всего вера в то, что, кроме материального эмпирического мира, существует духовный мир, источником и центром которого является всемогущий Бог. Каждая религия удваивает мир, причем первичным, по ее учению, является духовный мир. Бог считается создателем и природы, и растительно-животного мира, и человека.

   Люди часто задаются вопросом, есть ли Бог на самом деле. Стоит только отметить, что на уровне рационального мышления невозможно доказать, существует Бог, или не существует. Например, если Бог есть, то какой это Бог - христианский, мусульманский, буддистский? Может быть, существует не один Бог, а несколько (буддисты, например, насчитывают не менее 987 тыс.). Кроме того, каждая религия считает настоящим, истинным только свое учение. Даже три основных направления христианства: католики, православные, протестанты спорят между собой, чье учение более правдиво и т.д.

   Религиозный взгляд на мир продолжает оставаться в сознании у большинства людей и играет значительную роль в жизни народов, у здравомыслящих людей возникает вопрос, почему религиозные версии мироздания существуют и сейчас, в начале XXI столетия, несмотря на великие достижения человечества в познании мира и противоречивость, иллюзорность самих религиозных учений? В дополнение к этому из истории религии напомним следующие антигуманные факты: религиозная инквизиция в средние века уничтожила сотни тысяч человек, в том числе великих философов и ученых; церковь организовывала крестовые походы, вдохновляла на захватнические, разрушительные и несправедливые войны; религиозные культы требуют жертвоприношений; религия и сейчас находится в конфликте с наукой.

   Укорененность религии среди людей объясняет ряд фундаментальных причин.

   Первая причина связана с несовершенством внутреннего мира человека, его мышления. Так, не сбылось ожидание близкого конца религии в результате прогресса науки. Наука не вытеснила религию, у нее имеется немало еще "белых" пятен в познании мира. Для верующего человека многие явления остаются непонятными и необъяснимыми. К ним, например, можно отнести следующие: в конце XX столетия неизмеримо выросло созданное человеком богатство, но в то же время остается огромное количество людей, обреченных на безработицу, нищету и голод. Покорение природы человеком обернулось экологической катастрофой. Техника, основанная на науке, призванная облегчить и улучшить жизнь людей, сделать ее достойной человека, грозит уничтожить всякую жизнь на Земле.

   Вторая причина. Немалую роль в сохранении религии играют непрерывные войны в истории человечества (особенно две последние мировые войны), которые противопоставляют людей друг другу и несут горе, страдания, гибель, громадные разрушения материальных и духовных ценностей. Их систематическая повторяемость включает в себя что-то стихийно-бесчеловечное, неуправляемое человеческим разумом. У людей складывается впечатление бессмысленности жизни, «сизифова» труда и даже своего существования. Поэтому мистическое сознание устремляет свой взгляд с надеждой на Мировой Разум - Бога, который должен навести на земле мудрый порядок, коль сами люди не могут этого сделать.

   Третья причина. Распространению религиозной версии мироздания способствует не столько учение о мире, сколько учение о нравственности человека, праведной его жизни: о добре и зле, справедливости, совести. Верующие люди высоко чтят именно гуманно ориентированную часть учения. Христианские заповеди «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» и т.д., по их мнению, - это главные законы нравственной жизни человека, своего рода скрепы, объединяющие людей в общество.   

   Нельзя забывать о претензиях религии на выполнение таких функций, как социальная интеграция и регуляция в обществе; о её стремлении к объединению общих интересов противоположных классов и социальных групп, общих ценностей и нравственных принципов.

   Правящая, государственная власть крайне заинтересована в сохранении религии.

   Имеется, безусловно, немало и других причин существования религиозных верований.

   В настоящее время высказываются различные предположения относительно будущего религии. Крайние из них сводятся к следующему. Первое: религии принадлежит будущее и её роль в жизни общества возрастает. Второе: религия не имеет будущего, постепенно она будет вытеснена научным мышлением, гуманистической светской этикой — этикой без Бога. Ряд мыслителей высказывают и такую идею: в будущем люди будут иметь единую, универсальную, всечеловеческую религию. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Философская картина мира

   Чтобы понять философскую картину мира, отличающуюся от других взглядов на мироздание, следует предварительно рассмотреть ряд конкретных методологических проблем ее создания.

   Прежде всего, что такое философия?

   Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, отношение человека к миру. В философии органически соединены два начала — научно-теоретическое и практически-духовное, что определяет её как уникальную форму общественного сознания. Иначе говоря, на современном этапе философия выступает одновременно и как специфическая наука, и как мировоззрение, обусловленное существованием человека. Философы рассматривают свою сферу знания с двух противоположных углов зрения: сознание, направленное «вовне», способствует формированию той или иной картины мира, с другой стороны, обращение сознания «вовнутрь» позволяет обратиться к самому человеку, осмыслить его место в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода. От всего остального его отличает способность мыслить, познавать, трудиться, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться и т.д.

   Философская картина мира может быть создана только профессиональными философами. Её невозможно создать на основе обобщения эмпирических фактов, они не могут служить базой для предельно широких философских обобщений. Знание о всеобщем не дает эмпирический опыт, ибо сбор и накопление фактов оставляет в стороне обобщение всеобщих сущностей. Она не может сформироваться и на основе научных обобщений, ибо предметное знание составляет только часть всеобщего мироздания. Отдельные науки отражают только конкретные законы, грани, стороны мира, а не мир в целом. Даже естественные науки в своей совокупности только частично отражают мир (до сих пор мы ограничены в знаниях, например, о человеке). Создание философской картины мира возможно только на основе признания: а) диалектического развития мира, развития от простого к сложному, от низшего к высшему; б) высшей в мире реальности, - человека и мира человека - социального и духовного. Законы окружающего мира дают ключ к осмыслению всей диалектики действительности, и это дает право философии быть методологическим орудием познания, освоения всей бесконечности Вселенной.

   Смысловым центром философской картины мира выступают мир и человек, их отношение между собой; точнее: отношение человека к миру. Как складываются отношения между ними? Ответить на этот вопрос не так просто. Он требует предварительного рассмотрения его слагаемых.

Информация о работе Различие философской, религиозной и научной картин мира