Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 07:43, лекция
Материалистическая философия.
Бытие – это реально существующая, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее;
Бытие – чувственно воспринимаемая материя;
Бытие – фактическое существование чего бы то ни было материального;
Бытие – возникновение и уничтожение как разновидность существования материи.
Идеалистическая философия.
Обобщенное духовное существование, неразрывно связанное со всеми заполняющими его качествами и количествами.
Сущее как логическая категория, обобщенная и отвлеченная от заполняющих его качеств и количеств.
Сущее в значении «смысл», «суть».
Реализованная и осуществленная сущность, сначала чувственная, а потом умопостигаемая.
Нечто самостоятельное и не зависимое от материи и обладающее божественной силой.
Бесконечная совокупность идей, составляющих интеллект божества и являющихся творческим прообразом всего сущего.
Материалистическая философия.
Бытие – это реально существующая,
объективная, вечная, бесконечная субстанция,
которая включает в себя все сущее;
Бытие – чувственно воспринимаемая материя;
Бытие – фактическое существование чего
бы то ни было материального;
Бытие – возникновение и уничтожение
как разновидность существования материи.
Идеалистическая философия.
Обобщенное духовное существование, неразрывно
связанное со всеми заполняющими его качествами
и количествами.
Сущее как логическая категория, обобщенная
и отвлеченная от заполняющих его качеств
и количеств.
Сущее в значении «смысл», «суть».
Реализованная и осуществленная сущность,
сначала чувственная, а потом умопостигаемая.
Нечто самостоятельное и не зависимое
от материи и обладающее божественной
силой.
Бесконечная совокупность идей, составляющих
интеллект божества и являющихся творческим
прообразом всего сущего.
Понятие Бытия.
Вопрос понимания бытия и
Бытие является философской категорией,
обозначающей реальность, существующую
объективно, независимо от сознания, воли
и эмоций человека. Проблема трактовки
бытия и соотношения его с сознанием стоит
в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным,
бытие налагает определенные ограничения
на его деятельность, заставляет соизмерять
с ним свои действия. Вместе с тем бытие
является источником и условием всех форм
жизнедеятельности человека. Бытие представляет
не только рамки, границы деятельности,
но и объект творчества человека, постоянно
изменяющего бытие, сферу возможностей,
которую человек в своей деятельности
превращает в действительность.
Истолкование бытия претерпело сложное
развитие. Его общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистического
подходов. Первый из них толкует основания
бытия как материальные, второй – как
идеальные.
В процессе осмысления мира философия
формирует фундаментальные понятия —
категории, фиксирующие наиболее общие
и существенные свойства и отношения действительности.
Категорией, с которой начинается это
осмысление, является «бытие» - наиболее
широкое по объему и бедное по содержанию
понятие, охватывающее все существующее
и выражающее единственное свойство —
быть, существовать.
Категория бытия основывается на признании
того очевидного факта, что мы сами, окружающие
нас вещи, явления природы, Солнце, небо,
звезды, весь мир существуют. Существованием
обладает не только чувственно воспринимаемый
мир, но и мир духовных явлений: мысли,
чувства, переживания, идеи и теории, фантазии
и мифы.
Охватывая все существующее, «бытие» близко
по смыслу понятиям «космос» в древней
философии, «действительность», а также
«мир», «природа» в их широком понимании
(мироздание, вся существующая природа),
употребляемым в разных философских системах.
Противоположностью бытия является небытие,
отсутствие существования.
Отдельные проявления бытия — элементарные
частицы, растения, животные, человеческие
цивилизации — рождаются и гибнут, возникают
из небытия и возвращаются в небытие. И
в этом смысле правомерно говорить о взаимопереходах
бытия и небытия, нечто и ничто. Но ни одна
вещь, явление или процесс возникает из
ничего и не превращается в ничто. Они
переходит в иные формы бытия, в инобытие.
Происходят взаимопревращения элементарных
частиц, природных явлений, на обломках
погибших цивилизаций возникают новые
цивилизации. Поэтому небытие относительно,
в абсолютном смысле существует только
бытие, хотя формы его существования различны.
Это бытие вещей, свойств и отношений неживой
и живой природы, бытие человека и бытие
общества, материальных предметов и их
Идеальных образов: представлений, понятий,
теорий.
Формирование «бытия» как исходной категории
подтверждается историей философии. В.древнеиндийском
собрании гимнов «Ригведа» говорится
о «сат» (бытии), возникающем из «асат»
— небытия или, точнее, из потенциального
бытия. О бытии речь идет и в других восточных
учениях.
Категория бытия — важнейшая в древнегреческой
философии. Значительное внимание ей уделяли
элеаты. Основываясь на вложении о тождестве
мышления и бытия, Парменид считал, есть
только единое неизменное, неподвижное
бытие и только оно — истинно сущее. Небытия
нет, так как его нельзя мыслить, Гераклит
рассматривал бытие как непрерывно становящееся.
По Демокриту, существуют и бытие (атомы),
и небытие (пустота). Пустота — такая же
реальность, как и атомы, она безгранична
содержит в себе все существующее, в ней
нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра.
Противопоставив миру вещей мир бестелесных
и нечувственных идей, обладающих «истинным
бытием», Платон распространяет бытие
на идеальное. Аристотель рассматривал
бытие как абстракцию, которая лежит в
основе объяснения отдельных конкретных
предметов материальной и духовной жизни.
Всеобщность бытия проявляется в отдельных
явлениях. Наряду с действительным, актуальным
бытием Аристотель вводит понятие возможного,
потенциального бытия. Таким образом,
уже в античной философии категории бытия
было уделено значительное внимание. Проблемы
бытия занимают важное место во всей последующей
истории философии.
Как исходная категория философии «бытие»
является предпосылкой постановки и осмысления
кардинальных философских проблем, формирования
важных категорий.
Осмысление бытия человека приводит к
признанию его раздвоенности на тело и
душу, физическое и психическое, материальное
и идеальное, к проблеме их соотношения.
Личный опыт человека, опыт других людей
убеждает в том, что бытие существует не
только в данном месте, но и в других местах,
и не только в настоящем, но также существовало
в прошедшем и будет существовать в будущем
(глагол «есть» имеет временные формы,
он употребляется в прошедшем и будущем
времени: «был», «будет»). Формируются
категории «пространство» и «время». Размышление
о пространстве и времени ставит проблему
о пространственных и временных границах
бытия, проблему его вечности во времени
и бесконечности в пространстве.
Признание существования во времени приводит
к размышлениям об изменчивости различных
форм бытия, к разработке категорий «изменение»,
«движение», «развитие».
Эти к ряд других проблем и категорий составляют
содержание онтологии — раздела философии,
предметом которого является бытие как
таковое, его фундаментальные принципы
и свойства (греч. «онтос» — сущее, «логос»
— учение, слово). Онтология — важная часть
философии, ее проблемы, категории, принципы
являются основой постановки и решения
проблем гносеологии, социальной философии,
философской антропологии и других разделов
философского знания.
Одной из онтологических проблем является
проблема единства бытия. Подытоживая
рассмотрение соотношения бытия (нечто)
и ничто, бытия и небытия, следует указать,
что философская категория бытия не может
быть во всей полноте и глубине осмыслена
без сопоставления её с категорией отрицания.
Из определения бытия как реальности,
границы которой задаются её собственным
отрицанием, с необходимостью вытекает
понимание ничто и небытия в позитивном
плане, т.е. в качестве инобытия. Если ничто
представляет собой выражение отношений
различия и противоположности в мире непосредственно
данных частных существований, то небытие
– своеобразное выражение смены состояний,
прохождения, перехода в иное того или
другого конкретного и непосредственного
сущего. Ничто и небытие – это разные аспекты
отрицания бытия, связанные с двойственно
предметно – динамической структурой
бытия. Они столь же реальны, сколь и само
бытие. Именно так ничто и небытие осмысливались
в продолжение всего исторического развития
философии. Чисто негативное их понимание,
связывающее с ними некое абсолютное отсутствие,
иррационально и потому непродуктивно
в философском постижении природы бытия.
Исходным фундаментальным понятием, на
базе которого строится философская картина
мира, есть бытие, которое является системообразующим
принципом данной картины. Это понятие
широкое, абстрактное, позволяющее осознать
предпосылки формирования мироздания.
Бытие есть всеохватывающая реальность,
предельно общее понятие о сущем.
Сущее – фундаментальная категория, обозначающая
совокупность многообразных проявлений
бытия. Бытие – это все, что существует.
Бытие равнозначно таким терминам как
быть, существовать, быть в наличном состоянии.
Категория бытия выступает предельно
общей абстракцией, объединяя по признаку
существования самые различные явления
и процессы, их свойства, связи, отношения,
человеческие коллективы, состояния и
свойства человеческого сознания. Раздел
философии, изучающий принципы мироздания,
называется антологией.
Содержание того или иного антологического
учения раскрывается через взаимосвязь
категории существования, реальности,
бытия, субстанции, мышления, среди которых
особое место занимает категория бытия
(поэтому антологию определяют еще как
учение о бытии).
Прежде всего бытие различается по роду
существования:
По характеру:
Материальные формы бытия:
Идеальные разновидности:
Формы бытия:
а) бытие состояния природы (стихийные
бедствия);
б) бытие природы как целое или первая
природа, которая не зависит от сознания,
она объективна и первична в том смысле,
что человек и его дух рождается после
природы и неразрывно связан с нею;
в) бытие вещей, процессов, сотворимых
человеком – вторая природа.
Виды бытия:
Феномен – явление, данное нам в
опыте.
Периоды трактовки бытия:
Почему особенное внимание философов
различных направлений в
Основная тенденция в развитии представлений
о бытии совпадают с тенденцией развития
научного знания, которая преодолевает
как натуралистически-
Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое
бытие. Такое определение дал немецкий
мыслитель Гуссерль. Он считал, что смысл
бытия заключается в повороте сознания
от индивидуально-фактического бытия
к миру сущностей. Он и явился основателем
феноменологической установки сознания,
т.е.
Таким образом, данный представитель
относится к объективно-
Если философы признают равнозначно субстанцию,
материю и сознание, то они принадлежат
дуализму (Декарт, Кант). Философы, признающие
единственную субстанцию (материю или
сознание) есть монисты.
Мир (мироздание, универсум) – обобщенное
представление об единстве форм бытия.
В обыденной речи слово «бытие» означает
жизнь, существование. В философии понятию
бытия придаётся максимально обобщённый
и универсальный характер. Вместо этого
понятия философы нередко используют
понятие Универсума, под которым разумеют
единственное самодостаточное целое,
не оставляющее ничего вне себя. Когда
говорят о бытии (универсуме), то разумеют
всё, что имеется в мире как реальность,
как наличная данность. Философа интересует
вся совокупность существующего. Это и
вещи с их свойствами и отношениями, и
многочисленные явления сознания, разума,
духа. При этом все общие и не общие свойства
и характеристики конкретных явлений
материальной и духовной реальности как
бы выносятся за скобки их рассмотрения.
О любой вещи, о любом процессе, о любом
свойстве и отношении, о любой мысли и
переживании можно сказать, что оно (он,
она) существует.
На уровне предельно абстрактного понятия бытия
противоположность материального и духовного
не выделяется, так как мысль, дух, идеальное
берутся в единстве с материальными вещами
на том основании, что то и другое имеется
в наличии, существуют. И в этом отношении
сознание, идеи не менее реальны, чем вещи.
Достоверность, например, зубной боли
как реальности та же, что и достоверность
самого больного зуба.
Понятие бытия - самое абстрактное и поэтому
самое бедное по содержанию, но по объёму
- самое богатое, так как под него подпадает
всё, что существует во Вселенной, в том
числе и сама Вселенная как отдельно взятое
сущее.
Бытие является не каждой из имеющихся
вещей, а только тем, что в каждой вещи
универсально и поэтому выступает лишь
одной стороной любой вещи. Используя
понятие бытия, человек как бы фиксирует
наличие того, что есть в его целокупности.
Хотя такого рода фиксация и констатация
необходимы, они сами по себе не являются
конечной целью познания.
Устанавливая достоверность какого-либо
явления, мы делаем его для себя известным.
Однако «то, что известно, - писал Гегель,
- ещё не есть, поэтому познанное.» Когда-
то человек не знал, что в состав бытия
надо включать электромагнитное поле,
«чёрные дыры» (коллапсары), кварки и т.д.
Когда факт их наличия был установлен,
приступили к главному- изучению их природы.
В этой связи философский анализ бытия
не может быть сведён лишь к обобщённому
описанию разных типов наличной реальности
- будь- то неживая природа от микромира
до мегамира, живая природа от живой клетки
до биосферы, общество в системе всех его
составных элементов, человек и ноосфера,
человеческое познание во всех его формах
проявления.
К тому же задача описания разных видов
реальности и признания их в качестве
определённого наличного бытия может
быть решена лишь в рамках отдельно взятых
наук и возникающей в результате обобщения
их суммарных данных научной картины мира.
В центре же философского анализа бытия
находится раскрытие его внутренней природы
и универсальных связей всех его элементов.
И первым вопросом выступает вопрос о
самом понятии бытия как одной из всеобщих
абстракций человеческого разума. С первых
шагов зарождавшейся философской мысли
идея бытия служила логическим средствам
представления мира как целостного образования.
С её помощью первые философы древности
абстрагировались в своём разуме от всего
бесконечного многообразия вещей и процессов
по средствам мысленной фиксации того
их сходства, что всем им присущ статус
существующего, реальности. Тем самым
признавалось, что мир един, поскольку
все его элементы тождественны по признаку
существования, наличной данности.
Быть - это всеобщая характеристика мира,
присущая всему, что входит в его состав.
Что бы ни происходило в мире, он был, есть
и будет существовать независимо от воли
и сознания людей. Анализ философского
понятия бытия предполагает, прежде всего,
не выявление разных видов действительного
бытия, в основе которого лежит переход
мысли от всеобщего к частному, а раскрытие
разных аспектов содержания этого понятия.
Таких аспектов два: предметный и динамический;
они легко обнаруживаются уже в смысловых
оттенках слова «есть». Когда говорят
«роза есть растение», то под этим понимают,
с одной стороны, тот факт, что роза является
растением, т.е. представляет собой некую
предметную реальность, а с другой-то,
что роза существует, т.е. длится во времени.
Первый смысловой оттенок слова «есть»
выражает предметный аспект бытия, второй
- динамический. В предметном аспекте понятия
бытия отражается наличная данность качественной
определённости всего, что существует.
Динамический аспект бытия заключается
в том, что всякое бытие- это не только
какой-то налично данный предмет, но и
существование этого предмета как процесс
смены его состояний и его реализация.
3. Особенности человеческого бытия
1) Понимание человека.
2) Особенности человеческого бытия.
3) Отличие индивидуальности и личности.
1) Человек – многогpанное понятие, олицетвоpение
человеческого pода, в совокупности его
pодовых пpизнаков (pождение, пеpедача по
наследству генов и т.д.). Человек – это
биосоциальное существо, т.е. он наделен
не только биологическими качествами,
но и является пpодуктом общества. Раздел
философии, изучающий становление и пpоисхождение
человека называется антpопологией. По
обилию накопленных фактов о пpоисхождении
человека в настоящее вpемя доминиpует
теоpия антpопосоциогенеза. Хаpактеp этого
учения комплексный, т.е. человек и общество
находится в неpазpывной связи - нет общества,
нет и личности, и наобоpот. Большое внимание
этой пpоблеме уделяли Даpвин, и Энгельс,
котоpый своей pаботе "Роль тpуда в пpоцессе
пpевpащения обезъяны в человека" pаскpыл
pоль тpуда.
2) Особенности человеческого существования:
а) человек – это тело, это вещь сpеди дpугих
вещей, поэтому человека мы считаем частью
пpиpоды;
б) тело – вещь живая, чувствующая и мыслящая;
в) человек – это общественно-истоpическое
существо (напpимеp, доистоpический пещеpный
человек, молодой человек и т.д.).
В связи с этим наблюдаем тpи уpовня подхода
к пониманию человека:
а) pодовое существо;
б) конкpетно истоpическое;
в) индивид.
В философии по pазному понимают сущность
человека.
Это тpи подхода к пониманию сущности:
– субъективистский (человек понимается
как субъект) - это в основном пpедставители
экзистенциализма; пpедставители: Камю,
Хайдеггеp;
– объективистский (когда человека pассматpивают
только с внешней стоpоны); пpедставители
всей маpксистской философии;
– синтезиpующий (объединяет субъективистский
и объективистский подходы); пpедставители:
Юнг, Фpейд, Пром.
Выводы: человек – общественно-социальное
существо; pешающую pоль в pазвитии общества
игpает тpуд; свобода - одно из основных
качеств личности.
Бытие индивидуализированного духовного. Духовное - это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного (тоже многоразличные по конкретным формам своего существования и проявления), включает знания, воплощающиеся, материализующиеся в формах естественных языков и искусственных знаково-символических систем. К духовным продуктам и процессам принадлежат также нормы, принципы человеческого общения, включая нормы и критерии нравственности, права, художественного творчества. Имея в виду именно различия в форме бытия, духовное можно условно разделить на два больших подвида - на духовное, которое неотделимо от конкретной жизнедеятельности индивидов (индивидуализированное духовное), и на то, которое может существовать и часто существует также и вне индивидов, или, говоря иначе, объективируется (внеиндивидуалъное, объективированное духовное). Первый вид - индивидуализированное бытие духовного - включает прежде всего сознание индивида. Довольно просто: оно "живет" в нас, есть неотъемлемая часть нашего существа, нашего Я. С его помощью мы не только ориентируемся в мире, но и способны повернуть к нему свое внимание, "изнутри" наблюдать за ним. Осуществляется, как говорят философы, рефлексия: сознание работает, а человек с помощью сознания же размышляет о нем, рефлектирует на него. Специфика существования сознания - в исключительной подвижности его процессов, а также в том, что их непосредственное бытие скрыто от любого внешнего наблюдения. Единственный способ прямо и непосредственно ухватить этот поток - "самоотчет" индивида о происходящем в его сознании. Восстанавливать, реконструировать поток сознания в индивидуальной полноте и неповторимости его бытия люди пока не научились. "Извлекаются" из потока сознания и фиксируются лишь отдельные его элементы, фрагменты, проявления (феномены), которые предстают как чисто субъективные впечатления или как объективно значимые результаты. Специфика индивидуализированных форм бытия духовного заключается в том, что конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельных людей. Это не означает обязательной "смерти" всех результатов деятельности сознания: сохраняются те из них, которые преобразуются во вторую, внеиндивидуальную духовную форму, а также те, которые непосредственно передаются другим людям в процессе общения.
Бытие объективированного духовного. Как известно, индивидуализированное духовное существует в виде сугубо индивидуальных, неповторимых процессов сознания и бессознательного, материализованных и "локализованных" в процессах и проявлениях работы мозга, центральной нервной системы, всего организма. Но имеются такие формы материализации духовного, которые рождаются в лоне человеческой культуры и принадлежат к внеиндивидуальным формам ее бытия. Наиболее универсальны естественные и искусственные знаково-символические формы существования, воплощения духовного.
Именно язык выступает одним из ярких примеров единства индивидуализированного и объективированного духовного. Связь языка и сознания, языка и мысли несомненна. Язык - это форма, через которую выходят вовне, объективируются отдельные результаты, процессы работы сознания. Вместе с тем буквы (звуки), слова, предложения, тексты, структуры, правила, богатые варианты развитого языка выступают и как реальность, также обособленная от сознания отдельных индивидов, поколений людей. Им эта реальность дана как особый мир, запечатленный в "памяти" человеческой культуры, в памяти человечества.
Как и где рождаются, существуют объективированные формы бытия духовного? На примере языка можно видеть, что объективированные формы возникают и "работают" в рамках индивидуализированных форм - прежде всего в сознании (но также и в недрах бессознательного, в виде так называемого коллективного бессознательного).
К примеру, когда-то в глубокой древности человек "нашел" идею колеса. Но достаточно было создать первые колеса, опробовать их и тем самым подтвердить плодотворность идеи - одной из самых успешных в технической мысли человечества, - как идея эта сначала воплотилась, "опредметилась" в реальных колесах, а потом стала вести и свое относительно самостоятельное существование. Она воплотилась в знаниях о колесе, которые передавались через практический опыт поколений, подтверждавших и обогащавших идею. Идея колеса сначала, видимо, применялась к ограниченному кругу предметов, потом стала "работать" в великом множестве все более сложных устройств. И соответственно она включалась во все более сложные виды человеческих знаний. Так смертные люди породили бессмертную идею. Она обособилась от индивидуального процесса сознания и действия. Началась жизнь идеи.
Самые ценные идеи отбираются, накапливаются, в совокупности образуя духовное богатство человеческой цивилизации и культуры. Не вдаваясь в их анализ (он дается в главах, посвященных обществу, его культуре), отметим лишь то, что характеризует особый способ бытия объективированного (внеиндивидуального) духовного.