Расцвет деятельности софистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.

Работа содержит 1 файл

Софисты.doc

— 32.50 Кб (Скачать)

Челябинский государственный  промышленно-гуманитарный техникум им.А.В. Яковлева

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему

Софисты

 

 

 

                                                                      Выполнила: Пензина Е. 316гр.

                                                                      Проверила: Артамонова А.Ф.

 

 

 

 

г.Челябинск 2012г.

При оценке воззрений  софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически  ничего не сохранилось, а изучение при  помощи непрямых сведений сложно тем, что они не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику.

В античной софистике  практически невозможно найти цельные  школы или течения. Наоборот, она  характеризуется пестротой воззрений  и учений ее отдельных представителей. Некоторым общим признаком представителей софистики является их общественное положение.

Расцвет деятельности софистов падает на период Пелопоннесской войны (431—404 до н. э). Во время жизни Аристотеля софистика уже приходит в упадок. К наиболее видным представителям так  называемых старших софистов принадлежат Горгий, Протагор, Гиппий, Продик и Антифонт.

Горгий (ок. 483—373 до н. э.), наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла, а также  знаком с учением элеатов и  взглядами Демокрита. И хотя он несколько  •раз бывал в Афинах, большую  часть своей жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик, в сочинении «О несущем, или О природе» Горгий последовательно приводит три тезиса.

1) Ничего не существует; 2) Если что-то и существует, его нельзя познать; 3) Если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому. При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов. Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.

Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом (орудием) человека: «Речь  является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие...». Вклад Горгия в философию не ограничен лишь риторикой, его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией.

Релятивизм проявляется и в  произведениях другого представителя  старшей софистики — Двотагора (ок. 481—411 до н. э.). Он происходил из Абдер,и существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор... говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому» .

Материализм Протагора связан также  с атеизмом. Приписываемый ему  трактат «О богах» начинается следующей  мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что  они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.

Большинство мыслей Протагора (как  и Горгия) относится прямо к  человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».

Софисты, однако, учили не только риторике и философии. Они занимались математикой (например, Антифонт или Протагор), поэзией, музыкой, астрономией и т. д. Весьма знаменательно, что, опираясь на свое убеждение о важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор, например, первым начал определять род имен существительных, разделил «речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи».


Информация о работе Расцвет деятельности софистов