Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:53, контрольная работа
Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма.
1.Происхождение,
особенности развития и переодизация
античной философии.
Античная (Древнегреческая)
философия возникает в VII – VI веках
до н.э. Она формируется в определенных
исторических условиях: экономических,
социальных, культурных. К тому времени
в Древней Греции существовало достаточно
развитое рабовладельческое общество,
со сложной социально классовой структурой
и формами разделения труда, носившими
уже специализированный характер. Возрастает
и роль интеллектуально-духовной деятельности,
приобретая черты профессионализма. Развитая
духовная культура, искусство создавали
благоприятную почву для формирования
философии и философского мышления. Вначале
философия выступает в форме мудрствования.
Так, "семь мудрецов": 1) Фалес Милетский,
2) Питтон Митиленский, 3)Биант из Присны;
4) Солон из Азии; 5) Клеобул Л и онтийский;
6) Мисон Хенейский; 7) Хилон из Лакедемонии
пытались в афористической форме осмыслить
существенные стороны бытия мира и человека,
которые имеют устойч и вый, всеобщий и
общезначимый характер и определяют действия
людей. В форме афоризмов они вырабатывали
правила и рекомендации для действия людей,
которым люди должны следовать, чтобы
избегать ошибок: "Чти отца своего"
(Клеобул), "Знай свое время" (Питтон);
"Плохое в своем доме скрывай" (Фалес).
Они носили скорее характер полезных советов,
чем философских высказываний. В полезности
и выражается их ограниченный, но рациональный
смысл. В силу чего они являютя общеприменимыми.
Но уже у Фалеса высказывания приобретают
и собственно философские характер, поскольку
в них фиксируются всеобщие свойства природы,
которые вечно существуют. Например, "больше
всего пространство, ибо оно все содержит
в себе", "Сильнее всего необходимость,
ибо она имеет власть"
В них лишь намек на философские проблемы,
но не сознательная их постановка.
Малая Азии долгое время была сосредоточением
раннегреческой философской мысли. формируется
собственно философский подход к пониманию
мира, ибо они сознательно ставят и пытаются
ответить на такие фундоментальные вопросы:
Един ли мир и в чем выражается его единство?
Имеет ли мир (в данном случае природа)
свою первооснову и первопричину своего
существования? Ответ на такие вопросы
нельзя получить на основе своего жизненного
опыта, а лишь посредством мышления в абстрактных,
обобщенных понятиях."Милетские философы"
обозначают объективно существующую природу
особым понятием "космос", (в греческом
языке – вселенная, мир). Отсюда появляется
один из первых теоретических способов
познания мира – космологизм (космос +
логос, знание). Космологизм рассматривает
мир, вселенную как целостную систему,
которой присущи единство, устойчивость,
целостность и
вечность существования. И философия развивалась
в форме натурфилософии, философского
понимания природы, как рациональной формы
ее описания, объяснения и понимания. Поскольку
собственно научного знания еще не существовало,
то философия брала на себя функцию и познания
конкретных свойств природы и физических
ее законов, (phisis – по гречески природа,
физика), и в тоже время пыталась решать
и сугубо философские проблемы – что является
первосущностью, первоначалом природы
и в чем состоит сущность ее бытия.
В рамках "Милетской школы философов"
за первосущность, первоначало, "первовещество"
принимались отдельные предметы и явления,
свойствам которых придавался всеобщий
характер. За основу всего сущего брались
свойства единичного, отдельного. Так,
Фалес из Милет (конец 7 – первая половина
6 в. до н.э.) в качестве первоосновы существующего
берет воду, как важнейшее первовещество.
Она единый источник рождения всего. Несомненно,
бралось во внимание эмпирический факт
– там, где есть вода, там есть жизнь. Анаксимандр
(610 – ок. 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса, в
качестве первовещества, первоначала
берет апейрон (в переводе с греч. – беспредельное),
который вечен и присутствует везде и
не имеет границ. А потому и Космос – вечен
и безграничен. А космос представляется
живым, дышащим "организмом", где
в качестве дыхания выступает столкновение
теплого и холодного воздуха. Анаксимен
(6 век до н.э.)
считал, что первоначалом является воздух,
из которого возникают все предметы и
вещи объективного мира. Он также является
основой космоса. "Дыхание воздуха"
(разжижение и сгущение) держит все и порождает
все. Так, в рамках уже милетской школы
выражается определенный принцип философствования
– рассматривать бытие мира из самого
мира. Такой принцип и называется материализмом.
Иногда его называют натурализмом. Так
рождается материалистическая традиция
в Античной философии, которая оказала
огромное влияние на развитие философской
мысли всей Античности, но и Европейской
философии в целом. Нельзя не отметить,
материализм это уже рациональный способ
познания мира, хотя еще в неразвитой,
наивной форме.
Первый этап античной философии был завершен Платоном; философия эллинистического периода знаменовала продвижение вперед, а поздняя философия — начиная с I в. до н.э. — устремилась в едином, хотя и разнообразном, возвратном порыве обрести первоначальную полноту и собрать все то, что было ею до сих пор сделано, чем она до сих пор была. Поскольку Платон символизирует полноту пребывания и тем самым завершает первый период, вполне естественно, что последней философской школой, достигшей полноты возвращения, был поздний платонизм. Все прочие школы помещаются в промежуточной области — между Платоном и поздним платонизмом. Так — от Платона и к Платону — развивалась античная философия начиная с Аристотеля.
Первые двести лет, или эпоха пребывания (μονη), — формирование того устойчивого целого, в котором европейская мысль уверенно опознает свое начало и начало своей философии; завершается этот период организацией первой постоянной философской школы — платоновской.
Следующие триста лет, или эпоха исхождения (προοδος), — дробление и развитие этого начала, разработка отдельных философских дисциплин и одновременное существование нескольких философских школ; завершается этот период стремлением обнаружить общий исток у разных философских школ, обретением и изданием потерянных текстов Аристотеля и новым изданием текстов Платона.
Третий период, или эпоха возвращения (επιστροφη), длившийся в общей сложности пятьсот лет, отмечен стремлением философии — как и античной культуры в целом — вернуться к своим истокам, максимально осознать специфику своей школы и развить школьную организацию путем освоения и интерпретации текстов ее основателей.
Первыми исчерпывают свои возможности эпикурейцы: ко второму веку нашей эры мы решительно теряем их из поля зрения. Между тем, эпикурейская школа в Афинах продолжала существовать, стоявшие во главе ее осознавали себя преемниками Эпикура — диадохами — и получали поддержку от римских императоров.
Во втором веке пришел черед стоиков: после Марка Аврелия мы не знаем ни одного представителя этой школы и самих стоических школ, хотя стоическое влияние заметно и в неоплатонизме, и в христианстве.
К концу III в. окончательно
угасают перипатетики. Вместив все
эти традиции, пифагорейски окрашенный
платонизм оказывается
Замечательно, что в середине 50-х годов III в. н.э. сходная схема истории предшествующей философии была предложена Плотином. Начиная свой пятый по хронологии трактат «Об уме, идеях и сущем» (V 9), Плотин приводит знаменитое сравнение:
„Получается так, что все люди сначала опираются на чувства, а не на ум, и, прилежа в первую очередь к чувственному, одни, постоянно пребывая в нем, живут в уверенности, что оно — начало и конец, и что ежели понять, что огорчающее и доставляющее удовольствие в этом мире суть соответственно зло и добро, — так того и довольно, почему они и проводят жизнь, к удовольствию стремясь, а огорчения избегая. Те из них, кто притязает на собственное учение <эпикурейцы>, даже объявили такое воззрение мудростью, — поистине, грузные птицы, которые, будучи обильно нагружены тем, чем снабжает земля, не могут взлететь, хотя от природы они и снабжены крыльями.
Другие же <стоики> к дольнему почти не привязаны, поскольку лучшая часть души подвигает их от удовольствия к прекраснейшему; однако же, будучи неспособны увидеть горнее и не имеющие потому возможности утвердиться в чем-нибудь ином, они, провозглашая "добродетель", свергаются к практической деятельности и к "предпочтительному" в том самом дольнем мире, от которого они поначалу попытались подняться.
Однако третий род божественных людей <платоники> благодаря большей мощи и зоркости взора увидели — как раз в силу своей зоркоглазости — горнее сияние, и вознеслись туда, так сказать, сквозь тучи и здешнюю мглу, и стали обретаться там, презрев все здешнее, — ради того, что там — подлинное их обиталище, — совсем как тот, кто возвратился в милую землю отца из долгого странствия" (V 9, 1, 1-21 Henry-Schwyzer).
Таким образом, три основные философские школы античности рассматриваются Плотином и другими поздними платониками на фоне иерархии бытия и знания а также типов жизни, причем в данную последовательность включаются и прочие философские школы: Аристотель как ученик Платона и воспитанник Академии явно располагается ниже Платона, так сказать, в преддверии, но несомненно выше стоиков и, разумеется, эпикурейцев; а Пифагор, Орфей и прочие божественные теологи, древнейшие основатели таинств и священнодейств, соотносятся с высшей ступенью иерархии.