Рационализм в философии Нового времени

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 10:42, контрольная работа

Описание работы

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в XVII—XVIII веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения.
Становление капитализма было связано с развитием производства и торговли, что стимулировало интерес к естествознанию. Учение о природе переходит в ведение науки. Поскольку актуализируется проблема метода познания, то в философии на передний план выходит гносеология.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 26.02 Кб (Скачать)

Рационализм Лейбница не игнорировал опыт. Истины опыта философ определяет как  истины факта. Они подлежат научному осмыслению на основании закона достаточного основания. Этот закон, с точки зрения Лейбница, является базой принципа причинности, или каузальности. Размышляя  над этим законом и выявляя  его отличие от законов тождества  и противоречия, автор «Новых опытов о человеческом разумении» отметил  важность исследования степени вероятности  истины факта, природа которого, как  правило, случайна.

Но сколь  ни велика ценность истины факта, она  имеет сугубо практическое значение и уступает истинам разума, значимость которых несоизмерима по сравнению  со случайными истинами, ценность которых  определяется как законом достаточного основания, так и законом достаточного обоснования.

Предпринятый  историко-философский анализ свидетельствует, что выработаная методология в философии Нового времени многое объясняла, оставляя открытым вопрос об источнике знания.

Рационалисты, как и представители эмпиризма, субъектом познания считали отдельного человека, а отдельному человеку общие  идеи не даны в индивидуальном опыте. Например, понятия материи, пространства, движения, причинности и т. д. формируются не на основании индивидуального опыта, а выработаны человечеством в процессе всей его исторической практики. Отдельно взятый человек эти понятия — всеобщие идеи — усваивает в готовом виде через язык еще в детстве. Эти идеи предшествуют индивидуальному опыту, формируют его.

Представители рационализма, не принимая во внимание фактор социальной природы человеческого  познания, сделали вывод, что в  нашем уме уже имеются врожденные идеи (Р. Декарт). Но каким образом  «врожденные» идеи согласуются с  действительностью при отсутствии их сродности? И рационализм принимает  постулат о совпадении идей и вещей (Б. Спиноза) или развивает учение о предустановленной богом гармонии (Г. Лейбниц). Все это обусловливает  необходимость рассмотреть онтологические проблемы.


Информация о работе Рационализм в философии Нового времени