Психологическая теория права Л.И. Петражицкого

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:01, контрольная работа

Описание работы

Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно возрос на рубеже XIX-XX вв., когда в ней возобладали экспериментальные методы исследований и начали складываться крупные научные школы, разошедшиеся в трактовке психики человека (рефлексология, бихевиоризм, фрейдизм и др.). Воспринятые социологами и юристами, идеи этих школ положили начало формированию новых направлений в общественно-политической мысли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...……3
Краткий биографический очерк………………………………………………….5
Психологическая теория права Л. И. Петражицкого……………….…………..7
Заключение………………………………………………………………………12
Использованная литература…………………………………...…

Работа содержит 1 файл

контрольная работа Философия права.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

      Одновременно  Петражицкий подчеркивал недопустимость возведения интуитивного права даже наиболее образованных социальных классов  в масштаб для оценки действующих  законов. Реформы законодательства, как он полагал, необходимо проводить на основе научных знаний. В связи с этим им выдвигался проект создания особой научной дисциплины — политики права. С точки зрения Петражицкого философия права распадается на две самостоятельные науки: теорию права и политику права. Теория права должна быть позитивной наукой, без каких-либо элементов идеализма и метафизики. Политика права как прикладная дисциплина призвана соединить знания о праве с общественным идеалом, т.е. представить научное решение проблемы, составлявшей содержание прежних естественно-правовых учений.

      Петражицкий не оставил подробных рекомендаций относительно практического осуществления  политики права. Свою задачу он видел  в том, чтобы наметить отправные  принципы новой юридической науки, обосновать ее необходимость. Вполне ясно ему было одно: главенствующее положение в правовой политике государства должны занимать не принудительные меры, а механизмы воспитательного и мотивационного воздействия на поведение людей. Лишь с помощью таких механизмов официальное право способно направить развитие народной психики к общему благу.

      Общественно-политические идеалы Петражицкого были близки к  этическому социализму, получившему  распространение в России на рубеже XIX—XX вв. Для современной эпохи, отмечал он, характерны процессы "социализации производства", замены "деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления". В будущем право изживет себя и уступит место нормам нравственного поведения. "Вообще право существует из-за невоспитанности, дефектности человеческой психики, и его задача состоит в том, чтобы сделать себя лишним и быть упраздненным".

      Учение  Петражицкого пользовалось большой  популярностью среди сторонников  партии кадетов. Под влиянием его  идей происходило формирование взглядов многих представителей немарксистского социализма в России того времени (Г. Д. Гурвич, П. А. Сорокин и др.). Сближению психологической концепции права с марксизмом способствовал М. А. Рейснер, один из первых советских правоведов. Восприятие марксистами учения Петражицкого о воспитательной роли права облегчалось тем, что в документах российской социал-демократии и в Конституции РСФСР 1918 г. социализм определялся как безгосударственный строй (с утверждением сталинизма и теории советского социалистического государства последователи Рейснера были подвергнуты идеологическому шельмованию за пропаганду надклассовой этики).

      Правовая  доктрина Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной  природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.

            Заслуги Петражицкого, особенно  в области критики юридических  теорий, признавались всеми его  оппонентами. Любая научная теория  имеет право на односторонность,  поэтому психологическая теория  права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционно. В то же время в среде либеральной интеллигенции призыв Петражицкого различать интуитивное и позитивное право прозвучал особенно сильно, так как просвещенная часть общества остро ощущала противоречие между существующим государственным строем и своими моральными убеждениями.  
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение:

             Как известно, Петражицкий  понимал   под  правом  переживаемые  субъектом специфические  эмоции.  Их  отличие  от  других  эмоций  мыслитель  видел  в двустороннем  характере:  с  одной  стороны,  они  авторитетно  (императивно) возлагают обязанности,  с  другой  стороны,  они  также  авторитетно  отдают другому, предписывают ему как право то,  чего  они  требуют  от  нас.  Такие эмоции  Петражицкий  называл   императивно-атрибутивными,   в   отличие   от императивных моральных эмоций, которые, предписывая  определенное  поведение как обязанность, не предоставляют никому  права  требовать  ее  безусловного исполнения.

             Наличие атрибутивной, управомочивающей  составляющей  и является  сутью права, отличающее его как специфическое явление от всех  других  явлений.  В этой   части    своей    теории    Петражицкий    осуществил,    фактически, феноменологический анализ права, выявив его неизменную структуру как связь правомочия и  обязанности  и  это,  несомненно,  является  его  непреходящей заслугой. Но общие субъективистские  предпосылки  его  теории  не  позволили сделать из  этого  положения  научно  корректные  выводы.  Право,  по  сути, сводилось Петражицким к индивидуальным эмоциям (части правосознания)  и  тем самым создавался обедненный и ложный образ права,  а  сама  сфера  правового непомерно расширялась.

             Петражицкий отошел от классического   понимания  науки  о  праве   только  как систематизации и  классификации юридических норм. Он исследует  применение  и функционирование права, его воздействие на  психологию  и  поведение  людей, способность общества к правовой саморегуляции, то есть  демонстрирует  чисто социологический подход к праву. 
 

      Использованная  литература:

1. Грищенко Н.П. «Психологическая теория права Л.И. Петражицкого». // Юридическая психология. - 2008. - №1.

2. Лейст О.Э. «История политических и правовых учений». Учебник для вузов. М., 2001 г. 

3. Нерсесянц В.С. «Философия права»;  Учебник для вузов. М., 1997 г.

4. Петражицкий Л.И. «Теория права и государства в связи с теорией нравственности». - СПб, 2000.

Информация о работе Психологическая теория права Л.И. Петражицкого