Психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 18:56, реферат

Описание работы

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии сознания. Основное его открытие – это описание сферы бессознательного как наиболее глубинной и определяющей сферы психики.

Работа содержит 1 файл

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной философии сознания.docx

— 18.53 Кб (Скачать)

Психоанализ оказал огромное влияние на формирование современной  философии сознания. Основное его  открытие – это описание сферы  бессознательного как наиболее глубинной  и определяющей сферы психики.

Разработка психоанализа как теории психики и метода лечения  психических заболеваний связаны  с именем З.Фрейда (1856-1939). Его первая («топическая») модель психики основана на выделении трех основных уровней:

  • сознание, понимаемое как «поверхностная» структура, объем которой определяется конкретностью восприятия (внимания) и мысли;
  • предсознательное, в которое входит то, что на данный момент не осознается, но может быть осознано;
  • бессознательное как все то, что качественно альтернативно сознанию и находится за его границами.

Говоря о соотношении  этих уровней, Фрейд пишет о «пространственном» и качественном приоритете бессознательного, отличающегося большим разнообразием  сюжетов и играющего ключевую роль в психическом опыте, являясь  его энергетическим, смысловым и  ценностным центром. Предсознательное выступает в качестве промежуточного фильтра, механизмы функционирования которого – это вытеснение (из сознания в бессознательное) и сопротивление (бессознательным импульсам).

Поиск причин подобной «цензуры» психических данных привел Фрейда к необходимости построения еще одной модели психики, базовыми элементами которой являются: Оно (id), Я (ego) и Сверх-Я (superego).

Оно – бессознательное, базовый интенцией которого является принцип удовольствия. Либидо (лат. – влечение, желание) как особая жизненная энергия, основанная на стремлении к удовольствиям (самые сильные из которых – сексуальные), определяет основные интенции бессознательного. Впоследствии Фрейд заменяет понятие либидо как сексуальной энергии более емким понятием Эрос, одновременно противопоставляя его как влечение к жизни Танатосу (стремление к смерти).

Я – синтетическое  начало личности, подчиненное принципу реальности, т.е. необходимости адаптации  к той или иной социальной среде.

Сверх-Я –  сфера должного, вбирающая в себя совокупность легитимных норм и правил поведения, а также запретов и  табу. Сверх-Я определяется инстанцией Я-идеального, несовпадение с которым заявляет о себе чувствами страха, стыда, совести.

По своим интенциям  Я и Сверх-Я противонаправлены Оно с его принципом удовольствия. При этом Я оказывается ареной борьбы желания и долга.

Для образного  описания взаимоотношений между "Я" и "Оно" Фрейд прибегает к  аналогии отношений между всадником  и лошадью. Движется всадник только благодаря энергии лошади, но формально управляет ею именно он. Всадник должен сдерживать и направлять лошадь, иначе есть вероятность погибнуть. И все же есть отдельные моменты, когда лошадь не только дает энергию передвижения, но и сама определяет путь и направление (всадник заснул или тяжело болен). Положение "Я" существенно сложнее, чем положение лошади ("Оно"). Во-первых, "Я" должно учитывать требования и условия реального окружающего мира, т.е. следовать принципу реальности. Во-вторых, "Я" испытывает постоянное давление со стороны мощного "Оно", и этот конфликт между требованиями внешнего мира ("Сверх-Я") и потребностями глубинных уровней личности ("Оно") порождает у "Я" постоянную внутреннюю тревогу и беспокойство. В-третьих, "Я" подвергается отдельному нажиму "Сверх-Я", как моральному прессу, совести. И это, в свою очередь, вызывает у человека глубинное чувство вины. Эти конфликтные взаимоотношения уровней личности, по мнению Фрейда, являются по сути неразрешимыми, и именно в них лежит ключ ко всем психологическим и патологическим проблемам как личности, так и общества. По своему положению и функциям в психике человека "Сверх-Я" призвано осуществлять сублимацию бессознательных влечений, т.е. переключение антикультурных порывов "Оно" в социально приемлемые виды деятельности "Я". Согласно Фрейду, "Сверх-Я" является "наследником Эдипова комплекса и, следовательно, выражением самых мощных движений "Оно" и самых важных судеб его".

Формирование  Я осуществляется как процесс  его идентификации, т.е. уподобление  себя тому или иному значимому Другому. Фрейд характеризует ее как форму эмоциональной связи с родителями, благодаря которой осуществляется интроекция (перенесение внутрь себя) сущностных характеристик отца как объекта интереса и соперничества и отождествление себя с ним. Внешний конфликт между сыном и отцом, обуславливающий ситуацию Эдипова комплекса, тем самым переносится во внутренний опыт личности, в рамках которого определяющим становится напряжение между Я-реальным и я-идеальным (идеализированным образом отца, на которого хочется быть похожим). Первичное Я-идеальное впоследствии трансформируется в опыт Сверх-Я как систему общезначимых моральных норм и запретов. Энергетика же Оно сублимируется (переключается, перегоняется) на социально приемлемые формы творчества.

Комплексы

1. Эдипов

Название комплекса  основано на древнегреческой мифологии. Эдип - сын царя Фив Лайя и царицы Иокасты, которым было предсказано, что их сын убьет отца и станет мужем собственной матери. Когда родился Эдип, царь приказал проколоть ему ступни (Эдип - значит пухлоногнй, с распухшими ногами) и бросить на съедение зверям. Раб пожалел мальчика и отдал его пастуху коринфского царя Полиба. Эдип вырос в уверенности, что царь Полиб ему отец. Вновь Дельфийский оракул предсказывает уже самому Эдипу, что тот убьет своего отца и женится на матери. Устрашенный этим предсказанием, Эдип решает покинуть дом, который он считал родным. В пути Эдип встречает Лайя и, вступив с ним в спор, убивает его. Так исполнилась первая часть пророчества: Эдип становится убийцей своего отца. На пути в Фивы Эдип встречает Сфинкса, который стережет город и пожирает всех путников, не разгадавших его загадку. Эдип решает загадку, Сфинкс бросается в пропасть, и дорога в Фивы становится свободной. Эдип входит в город, и благодарные фиванцы избирают его царем и дают в жены вдову прежнего царя Иокасту. От этого брака родились сыновья Этеокл и Полиник и дочери Йемена и Антигона. Так сбывается вторая часть пророчества - Эдип становится мужем своей матери. Через несколько лет в Фивах начался свирепый голод, и вспыхнула эпидемия чумы. Дельфийский оракул предсказывает, что бедствия прекратятся после того, как будет обнаружен убийца Лайя. В результате расследования Эдип с ужасом узнает правду, ослепляет себя и покидает Фивы, Иокаста кончает жизнь самоубийством.

Изначально конфликтная  природа Я, а также родительские недочеты в психосексуальном развитии ребенка, согласно Фрейду, являются причинами последующих психических расстройств. Лечение психики предполагает выявление глубинных детских комплексов и страхов посредством метода свободных ассоциаций и анализа сновидений (сфера, где бессознательное проявляет себя наиболее значимо). Понимание подлинных причин заболеваний, их дешифровка способствует освобождению от застарелых страхов и выздоровлению.

Последующее развитие психоанализа было связано с продолжением фрейдовской редукции психического к бессознательному и одновременным преодолением пансексуализма его позиции, рассмотрением бессознательного не только как природного, но и социального образования, Среди основных психоаналитических тенденций можно выделить следующие: структурно-символический психоанализ, неофрейдизм, фрейдомарксизм, экзистенциальный психоанализ. 

Информация о работе Психоанализ