Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 22:09, реферат
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Министерство образования Республики Беларусь
УО «Витебский
государственный технологический университет»
Реферат на тему:
Психоаналитическая
теория личности Зигмунда
Фрейда
Витебск
2011
Введение
Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью детерминировано, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.
Почти за 45 активной научной деятельности и клинической практики Фрейд создал:
Краткая биография
Зигмунд Фрейд
Зигмунд Фрейд родился в семье евреев.
В 9-летнем возрасте Фрейд поступил в гимназию (среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил её в 17 лет.
После окончания гимназии Фрейд желал сделать военную или политическую карьеру, но вследствие антисемитских настроений и материальных затруднений его амбиции были перечеркнуты.
В 17 лет, осенью
1873 года, поступил на медицинское отделение
Венского университета. С 1876 по 1882 год
работал в лаборатории
В 1882 году Фрейд
приступил к медицинской
В начале 1880-х гг. сблизился с Йозефом Брейером и Жаном Мартеном Шарко, оказавшими огромное влияние на его научную деятельность.
В 1886 году Фрейд вступил в брак с Мартой Бернайс ( Martha Bernays), внучкой главного раввина Гамбурга Исаака Бернайса. Впоследствии у них родилось шесть детей — Матильда (1887—1978), Жан Мартин (1889—1967, назван в честь Шарко), Оливер (1891—1969), Эрнст (1892—1970), София (1893—1920) и Анна (1895—1982). Именно Анна Фрейд стала последовательницей отца, основала детский психоанализ, систематизировала и разрабатывала психоаналитическую теорию, внесла значительный вклад в теорию и практику психоанализа в своих трудах.
В 1923 году у Фрейда выявлен рак нёба. Ученый перенёс 33 мучительные операции, но продолжал работать до последних дней жизни. В 1930 году Фрейд стал лауреатом премии Гёте.
Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Тот дал ему тройную дозу морфина, от которой Фрейд умер 23 сентября в возрасте 83 г
Интересные факты из жизни Фрейда
• Фрейд панически боялся числа 62. Он отказывался резервировать номер в отеле с более чем 62-мя комнатами из-за боязни нечаянно получить комнату с номером 62.
• Фрейд употреблял кокаин, как и многие его современники. Зигмунд Фрейд одним из первых начал использовать кокаин как обезболивающее. Он провел им местную анестезию при операции глаза у своего отца. Также кокаин применялся Фрейдом в качестве антидепрессанта.
• Он дружил с очень странными людьми, к примеру с Вильгельмом Флейсом (Wilhelm Fleiss), который считал, что есть неоспоримая связь между носом женщины и ее сексуальностью.
• Несмотря на то
что, Фрейд много писал про
секс, обычно это были записи его
собственной сексуальной
• Он считал себя самого своим самым любимым пациентом.
• Фрейд был
первым, кто провел сеанс гипноза
без присутствия другого
• Был любимчиком своей матери. Возможно эта «слепая» любовь и идеализация со стороны его матери легла в основу теории Фрейда про реакцию ребенка к родителю противоположного пола.
• У Фрейда не было никакого слуха и таланта в музыке. Из-за этого он возненавидел музыку на столько, что даже избегал рестораны с живым оркестром. На почве неприязни к музыке Фрейд заставил выкинуть пианино своей младшей сестры, на котором она училась играть, поставив ультиматум «Либо я, либо пианино». Таким образом, музыкальная карьера его сестры была разрушена.
• Фрейд был эгоистичным по своей натуре и требовал безраздельную любовь от своей жены. Еще до их женитьбы он неоднократно требовал, чтобы она порвала любые отношения со своей семьей, а иначе они расстанутся. Его жена в конце концов пошла на уступки и практически перестала общаться со своей семьей.
• Фрейд не терпел никакой критики в свой адрес и считал себя правым всегда и во всем.
• У Фрейда была феноменальная фотографическая память. Он отлично владел Латинским, Греческим, Французским, Английским, Итальянским, Испанским, Древнееврейским и Немецким (родной) языками.
• Фамилия Зигмунда
Фрейда по-немецки обозначает «радость».
Психоаналитическая теория личности Фрейда
По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму.
По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).
Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.
Согласно концепции Фрейда, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.
Раскрывая сущность концепции Фрейда, следует отметить, что ученый считал, – наиболее важную роль в формировании жизнедеятельности человека играет также комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью (инцест). Усмотрев в этом определенную тенденцию, Фрейд приходит к выводу, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца. Аналогично у девочек-комплекс Электры.
Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого, а также играет определяющую роль в развитии личности.
Личность, по Фрейду, - это взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. Энергия либидо, которая связана с инстинктом жизни, является также основой развития личности, характера человека. Фрейд говорил о том, что в процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом Фрейд уделяет большое внимание тому, каким именно способом происходит фиксация и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого, он выделяет несколько стадий - стадий психического генеза в течение жизни ребенка (стадии развития).
Оральная стадия (0-1 год). В этот период он полностью зависит от родителей, и область рта связана с сосредоточением приятных ощущений и удовлетворением биологических потребностей. По мнению Фрейда, рот остается важной эрогенной зоной на протяжении всей жизни человека. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Фрейд описал три типа личности при фиксации на этой стадии:
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии, согласно его представлениям, люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (1-3 года). В течение периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания выталкивания фекалий. В этой стадии приучения к туалету ребенок учится разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходящие от родителей (самостоятельный контроль над потребностями). Фрейд считал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в этой стадии.
В результате фрустации в этот период (“сейчас же сходи на горшок”) возможно формирование анально-удеживающего типа личности. Этот тип в более взрослом возрасте чрезвычайно скуп, методичен, пунктуален и упрям. Второй результат этой анальной фиксации – анально-выталкивающий. Чертами такого типа является склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистскую жестокость.
Некоторые
родители поощряют своих детей к
регулярному опорожнению и
Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность; упрямство, скрытность, агрессивность; накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая стадия (3-5 лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, то есть дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал « Эдиповым комплексом» для мальчиков и «комплексом Электры» для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.
Информация о работе Психоаналитическая теория личности Зигмунда Фрейда