Пространство, время и движение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:53, доклад

Описание работы

Важнейшими формами бытия являются пространство, время и движение. Рассмотрим пространство и время. Пространство и время относятся к важнейшим характеристикам материального мира. Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какими-то размерами. Протяженность, взаимная расположенность материальных объектов, т.е. формы их сосуществования называют пространством. Длительность существования объектов материального мира, последовательность смены их состояний выражаются понятием времени.

Работа содержит 1 файл

доклад фил. время.docx

— 37.32 Кб (Скачать)

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Институт гуманитарных наук

Кафедра документоведения и архивоведения

 

 

 

 

 

 

Доклад

Тема: «Пространство, время и движение».

 

 

 

Выполнила: Карнаухова О.В.

Проверил: к.ф.н., доцент

  Муравьев  И.Б.

 

 

 

 

 

Тюмень 2012

 

Важнейшими формами бытия являются пространство, время и движение. Рассмотрим пространство и время. Пространство и время относятся к важнейшим характеристикам материального мира. Любой материальный объект занимает какое-то место, находится на каком-то расстоянии от других объектов, обладает какими-то размерами. Протяженность, взаимная расположенность материальных объектов, т.е. формы их сосуществования называют пространством. Длительность существования объектов материального мира, последовательность смены их состояний выражаются понятием времени.

 

В истории философии существовали две точки зрения об отношении  пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

 

Вторую концепцию можно  именовать реляционной . Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.

 

Какой же из этих концепций отдать предпочтение? С  точки зрения признания объективности  пространства и времени обе эти  концепции равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное преимущество было на стороне субстанциальной  концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.

 

Пространство и время  представляют собой формы, выражающие определенные способы координации  материальных объектов и их состояний. Содержанием этих форм является движущаяся материя, материальные процессы, и именно особенности и характер последних  должны определять их основные свойства. В этом отношении диалектика нацеливала науку на поиски зависимости между  определенными свойствами пространства и времени и сопутствующими материальными  процессами, которые их определяют.

В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.

 

Теория относительности  включает в себя две генетически  связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой  были сформулированы А.Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г.

 

Основное философское  значение теории относительности состоит  в следующем:

1. Теория относительности  исключала из науки понятия  абсолютного пространства и абсолютного  времени, обнаружив тем самым  несостоятельность субстанциальной  трактовки пространства и времени  как самостоятельных, независимых  от материи форм бытия.

2. Она показала зависимость  пространственно-временных свойств  от характера движения и взаимодействия  материальных систем, подтвердила  правильность трактовки пространства  и времени как основных форм  существования материи, в качестве  содержания которых выступает  движущаяся материя. 

3. Теория относительности  нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам.

 

Говоря о том, что теория относительности подтвердила понимание  пространства и времени как коренных форм существования материи, нельзя думать, что теория относительности  положила конец философским спорам об истолковании пространства и времени. Решив одни проблемы, теория относительности  поставила другие. Философские споры  вокруг теории относительности возникли сразу же при ее создании и не утихают по настоящее время.

 

Общие свойства, характеризующие пространство и время, вытекают из их характеристик как основных, коренных форм существования материи. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность.

 

Что касается таких свойств, как длительность времени и протяженность  пространства, то их трудно называть свойствами, поскольку они совпадают с  самой сущностью пространства и  времени. Ведь протяженность и проявляется  в способности тел существовать одно подле другого, а длительность в способности существовать одно после другого, что и выражает сущность пространства и времени  как форм существования материи.

 

К наиболее характерным свойствам  пространства относится его трехмерность. Положение любого объекта может быть определено с помощью трех независимых величин. Время одномерно, ибо для фиксации положения события во времени достаточно одной величины. Под заданием положения события, объекта в пространстве или времени имеется в виду определение его координат по отношению к другим событиям и объектам. Факт трехмерности реального физического пространства не противоречит существованию в науке понятия многомерного пространства с любым числом измерений. И хотя до сих пор вопрос об обосновании трехмерности пространства является открытым вопросом, решение его должно лежать в установлении связи трехмерности с фундаментальными физическими процессами.

 

К специфическим свойством пространства относятся однородность и изотропность. Однородность пространства означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а изотропность — равноправность всех возможных направлений. В отличие от пространства время обладает только свойством однородности, заключающимся в равноправии всех его моментов. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства теснейшим образом связаны с фундаментальными физическими законами, и прежде всего с законами сохранения. Они и лежат в основании самого принципа физической относительности.

 

Характерным специфическим  свойством времени является его  необратимость, которая проявляется  в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через  настоящее к будущему, и обратное течение его невозможно. Необратимость  времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов. Некоторые философы усматривают  связь необратимости времени  с необратимостью термодинамических  процессов и с действием закона возрастания энтропии. В микрофизике  необратимость времени связывается  с характером законов квантовой  механики. Существуют также космологические  подходы к обоснованию необратимости  времени. Наиболее широкое распространение  получила причинная концепция времени; ее сторонники считают, что при обратном течении времени причинная связь  оказывалась бы невозможной.

 

Специфично проявление времени  и пространства в микромире, живой  природе, в социальной действительности, в связи с чем специально анализируется биологическое время, психологическое время, социальное пространство-время и другие виды времени и пространств.

 

Психологическое (перцептуальное) время связано с восприятием и переживанием времени индивидом: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций (одно дело, когда мы кого-то с нетерпением ожидаемой другое, когда заняты чем-то интересным); в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Как отмечают специалисты, психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений и т.п. Так или иначе, но психологическое время своеобразно в сравнении с физическим временем, хотя по многим направлениям и определяется им.

 

Движение как способ существования  материи

Понятие движения и многообразие его форм

Одним из важных философских  вопросов является вопрос о том, в  каком состоянии находится мир. С точки зрения диалектико-материалистической философии, в мире нет ничего, кроме  движущейся материи. Вопрос о движении не обходят и другие философские школы и направления, но трактуют его по-разному. Например, объективный идеализм не отрицает движение, но этим свойством наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный, мистический, «мировой разум». Движение, развитие этого духа порождает природу, материю, в которой он продолжает свое движение, но в ином бытии. Велико значение диалектики Гегеля, но его диалектика - это диалектика «абсолютной идеи», а не природы, не общества, которые, по Гегелю, лишь отблески этой идеи. С точки зрения современного католицизма (неотомизма), всякое движение имеет божественное начало, исходит от бога.

Субъективный  идеализм под движением понимает смену ощущений, представлений, мыслей субъекта.

Метафизический  материализм признает объективный характер движения, но понимает его ограниченно. В чём это проявляется? Либо в сведении всего многообразия движения лишь к механической его форме, к простому перемещению в пространстве, которое к тому же вызвано некими внешними силами, чем-то, в конечном счете, сверхъестественным; либо в признании движения только по замкнутому кругу, только в виде круговорота с постоянным возвращением к пройденным точкам движения и их повторению; либо, наконец, в отрыве материи от движения, т.е. признании материи вне движения, а также отрыве движения от материи, т.е. признании внематериальности самого движения.

С позиций материалистической диалектики движение - способ существования материи, ее атрибут.

В естествознании и материалистической философии  XYII-XYIIIв.в. движение понималось лишь как перемещение тел в пространстве. Другими словами, все многообразие движения материи сводилось только к одной его разновидности – механической, которой придавалось универсальное значение. Методологической основой таких взглядов служил механистический подход к объяснению объектов и процессов материального мира.

Преодоление механицизма  явилась одним из важнейших условий  создания диалектико-материалистической картины мира. Обобщив достижения естествознания за первые три четверти XIX века, Ф.Энгельс показал узость, ограниченность механистического понимания движения и предложил принципиально новый подход к его пониманию.

Успехи естествознания XIXв. и выработка принципиально нового понимания движения позволили Ф.Энгельсу создать концепцию о формах движения материи. Выделив эти формы и расположив их по степени сложности, Энгельс пришел к следующей классификации форм движения материи.

  1. Механическое движение, рассматриваемое как перемещение земных и небесных масс.
  2. Физическое движение, которое сводится к молекулярным процессам. (Заметим при этом, что уже во времена Энгельса было известно, что фактически существует ряд физических форм движения, которые охватывают тепловые, электрические, магнитные и др. физические процессы и которые в своей совокупности весьма условно могут быть названы молекулярными).
  3. Химическое движение – в виде разъединения и соединения атомов в молекулы.
  4. Биологическое движение, специфическое для органического мира, для явлений жизни (по определению Энгельса, жизнь есть способ существования особо сложных химических соединений – белковых тел).
  5. Социальное движение, возникшее в связи с появлением человека и развитием его отличной от поведения животных целенаправленной трудовой деятельности.

Созданная Энгельсом концепция  форм движения материи содержала  также следующие важные положения.

  • Формы движения материи различаются по степени сложности. Поэтому различают низшие формы движения (механическая, физическая, химическая) и высшие формы (биологическая и социальная).
  • Формы движения материи имеют своих материальных носителей (представления о последних существенно расширились в ХХ веке в связи с новыми взглядами на строение материи, возникшими на основе успехов естествознания).
  • Будучи качественно различными, формы движения материи взаимосвязаны. Последнее проявляется: в виде генетической связи, сущность которой в том, что высшие формы движения возникают на основе низших (их синтез) и в виде структурной связи, которая свидетельствует, что высшие формы непременно включают в себя низшие, но не сводятся к ним (т.е. своей специфики не утрачивают).
  • Формы движения в неорганической и живой природе при определенных условиях могут превращаться друг в друга.
  • Предложенная концепция форм движения материи стала основой для классификации наук.

Информация о работе Пространство, время и движение