Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:39, контрольная работа
Слово «философия»- греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека.
Введение 3
1.Понятие материи 4
2. Движение способ существования материи 6
3.Пространство и время-формы существования материи 11
Заключение 14
Литература
Содержание
Введение
1.Понятие материи
2. Движение способ
существования материи
3.Пространство
и время-формы существования
Заключение
Литература
Введение
В
системе чрезвычайно
Слово «философия»- греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и о месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия, таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.
В данной контрольной работе мы рассмотрим эволюцию понятия «Материя» в философии и науке.
1.
Понятие материи
Как нам уже известно, из выше сказанного древние философы понимали под материей первооснову мира, тот «строительный материал», из которого состоит все вещественное, телесное. Как мы уже знаем, одни из них брали за первоначальное, исходное воду, другие - воздух, третьи - огонь, считая, что все возникает из воды, воздуха или огня и все снова превращается в них. Затем философами была выдвинута гениальная догадка о том, что все вещественное состоит из атомов - мельчайших материальных частичек, неизменных и неделимых, которые вечно движутся в пустоте.
Потом под материей стали понимать вечно существующую общую основу многообразных предметов и явлений природы. Подобные взгляды на материю были общепризнанными. Спор шел о том, можно ли считать материю естественной причиной всех вещей или же кроме нее есть еще «первая причина», почему материальные объекты находятся в непрестанном движении и в чем источник движения, является ли материя единообразной и можно ли ее мыслить как таковую в отличие от конкретных чувственно воспринимаемых вещей. При этом считалось, что для познания материи как первоосновы всех вещей достаточно раскрыть законы движения атомов. В то время многие ученые стремились свести физические и химические процессы к механическому перемещению атомов.
Когда
же были сделаны крупнейшие открытия,
которые опрокидывали господствовавшие
тогда представления о
Прежде
всего, был открыт электрон, оказавшийся
значительно меньше атома. Эта частица
может двигаться с такой
Такое заключение делалось и из открытия радиоактивности, т.е. свойства некоторых химических элементов, например, радия, испускать лучи. Оказалось, что это излучение идет непрерывно и настолько интенсивно, что сам радий теряет массу. На этом основании некоторые физики пришли к выводу, что открытие радиоактивности тоже подтверждает вывод об исчезновении материи.
Философ-идеалист и физик Эрнст Мах и его последователи пытались доказать, что физика исследует связи между ощущениями, а не между вещами, что атомы реально не существуют, что различные виды материи представляют собой лишь комплексы наших ощущений. Другой идеалист и естествоиспытатель, Вильгельм Оствальд, считал, что понятия «материя» и «дух» следует заменить понятием «энергия». Махисты отрицали объективный характер законов природы, утверждая, что эти законы устанавливаются разумом лишь для удобства объяснения мира, для упорядочения наблюдаемых явлений.
Почему же в то время среди физиков стало распространяться идеалистическое поветрие? Многие из них не могли преодолеть метафизических представлений о неизменности свойств материальных объектов, продолжая по-прежнему считать, что такие свойства вещей, как масса, непроницаемость, инерция, являются раз навсегда данными, неизменными. Так, например, атомы рассматривались как неделимые элементы, всегда обладающие неизменными свойствами.
Признание материальных объектов (в частности, атомов и их свойств) неизменными - это основной принцип метафизического, механистического материализма.
Именно
метафизические представления и
привели некоторых
О
бесконечности многообразия материи
свидетельствует также тот
Например, при взаимодействии таких частиц вещества с противоположным зарядом, как электрон и позитрон, возникают фотоны кванты электромагнитного поля. В то же время фотоны при определенных условиях порождают попарно электроны и позитроны. Исследуя связь, взаимодействие и взаимопревращения вещества и поля, наука все глубже познает свойства неживой природы.
В последнее время значительно обогатились и наши представления о живой материи. Ныне наука все ближе подходит к разгадке сокровенных тайн жизни.
Как
бы ни изменялись естественнонаучные
взгляды на строение материи, какие
бы дальнейшие открытия в области
физики, химии, биологии и любой другой
науки ни были сделаны, они не смогут
поколебать и тем более опровергнуть
понятие материи как
2.
Движение способ
существование материи.
Постижение сущности движения довольно сложно. Учение о движении разрабатывалось на протяжении всей истории философской мысли. Тем не менее, смысл движения, его сущность, источник и причину наиболее полно отразила марксистская философия.
Выделим
основные положения диалектико-
• Во-первых, движение есть неотъемлемое, необходимое и существенное свойство, способ существования материи. «Материя без движения, – писал Ф. Энгельс, – так же немыслима, как и движение без материи».
• Во-вторых, движение определяется как любое изменение. «Движение, в применении к материи, – утверждал Ф. Энгельс, – это изменение вообще»
• В-третьих, движение представляет собой противоречие, а его источником взаимодействие противоположностей. «Движение есть противоречие, – отмечал В. И. Ленин, – есть единство противоречий».
Следовательно, движение представляет собой необходимое, неотъемлемое свойство материи, без которого она не может существовать. Другими словами, движение есть атрибут материи. Нигде, никогда, ни при каких условиях не было ни одного материального объекта, ни одного явления, которые были бы лишены движения. Имеющиеся факты в физике подтверждают положение о связи движения с материей. При условиях, близких к абсолютному нулю материальные объекты не перестают изменяться (например, олово становится полупроводником).
Если нет материи без движения, то движение абсолютно, это мы видим из первого положения. Второе же положение – положение о том, что движение есть любое изменение говорит об относительности, потому как конкретное изменение происходит относительно чего-то (перемещение одного тела можно определить лишь относительно положения других тел).
Значит, движение является единством абсолютного и относительного. Все изменения, происходящие в неживой природе, в природе живой, в обществе, конечно же, представляют собой движение. Однако движение непросто однородный процесс, однотипное изменение. По Бутакову возможны три типа движения. Во-первых, движение может идти от простого к сложному, по восходящей линии. Во-вторых, движение может идти по нисходящей линии (например, процесс старения отдельного живого организма). При третьем варианте движения нет ни восходящих, ни нисходящих линий. Вместе с тем для каждого отдельного предмета движение такого типа возможно лишь в короткие промежутки времени, по прошествии которых осуществляется переход к движению либо первого, либо второго типа. Изменение, идущее по восходящей линии (от простого к сложному), называется развитие. Из приведенного определения следует, что категория движения шире по своему объему категории развития. Любое развитие есть движение, но не любое движение является развитием. Марксистская философия определяет для категории развития одно из центральных мест, поскольку она играет важную роль в истории человеческого общества.
Последнее
положение констатирует, что источником
изменений является взаимодействие.
В. И. Ленин подчеркивал гегелевские
слова о том, что противоречие,
т.е. отношение между
Под
изменчивостью мы понимаем смену
свойств, состояний и отношений,
принадлежащих материальным и идеальным
системам. Устойчивость есть сохранение
свойств, состояний и отношений
этих систем. Движение включает в себя
и изменчивость, и устойчивость одновременно.
Наличие изменчивости в движении
очевидно. Но и устойчивость обязательно
включается в движение. Она «входит»
в него даже в том смысле, что
смена свойств, состояний и отношений
(изменчивость) всегда присуща движению,
т.е. сама смена (наличие изменчивости)
является определенной устойчивостью.
В реальном мире нет ни «чистой
изменчивости», ни «чистой устойчивости»,
а есть движение, в котором изменчивость
и устойчивость взаимодействуют
и взаимопереплетаются. Поэтому
понятия изменчивости и устойчивости
являются результатом идеализации.
Это предельные понятия. Не изменчивость
и не устойчивость, а их взаимодействие,
единство и взаимоисключение, «борьба»
– источник процесса движения. Это
проявление можно наблюдать в
природе. Эволюция (движение) жизни
не есть лишь изменчивость, которая
с точки зрения теории генетической
информации выступает как способность
организма к изменениям (удлинением
или сокращением) нитей ДНК и,
таким образом, к образованию
и изменению признаков, служащих
основой для отбора. Однако, эволюционный
процесс нельзя понять без учета
устойчивости, формой которого является
наследственность (способность организма
к накоплению, сохранению и передаче
информации потомству). Эволюционный процесс
живой природы – итог взаимодействия,
«единства и борьбы»
Информация о работе Пространство и время-формы существования материи