Пространство и время

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 19:43, реферат

Описание работы

Пространство и время - формысуществования движущейся материи. Сначала рассмотрим значения слов пространстваи времени. Понятие пространства опирается на понятие протяженности.Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоотношение его частей. Обнаруживаетсяпротяженность благодаря конечности скорости распространения взаимодействий -для “движения” с бесконечной скоростью любые расстояния одинаковы, а именноточечны.

Работа содержит 1 файл

пространство и времяdocx.docx

— 22.87 Кб (Скачать)

Введение

Пространство  и время - формысуществования движущейся материи. Сначала рассмотрим значения слов пространстваи времени. Понятие  пространства опирается на понятие  протяженности.Протяженность объекта  выражает его структурность, взаимоотношение  его частей. Обнаруживаетсяпротяженность  благодаря конечности скорости распространения  взаимодействий -для “движения” с  бесконечной скоростью любые  расстояния одинаковы, а именноточечны. Протяженность, следовательно, обусловлена  системной природой материи,выражая  ее многокачественность и многокомпонентность.  
Понятие времени базируется напонятии длительности. Длительность выражает несотворимость и неуничтожимостьсистемно организованной материи, последовательное пребывание материальныхобъектов и явлений в определенных состояниях.  
Опираясь на сказанное можно датьследующие определения:  
пространство - это отношениявзаимоположения объектов, сосуществующих в некоторый момент времени, время -это отношения последовательности объектов, сосуществующих в некоторой точке.  
Для пояснения определенияпространства рассмотрим вопрос: о каких свойствах запечатленных на ней объектовпозволяет судить фотография? Ответ очевиден: она отражает структуру, а потому ипротяженность (относительные размеры) этих объектов, их расположениеотносительно друг друга. Фотография, следовательно, фиксирует пространственныесвойства объектов, причем объектов (в данном случае это важно), сосуществующихв некоторый момент времени.  
Для пояснения определения временирассмотрим вопрос: почему мы имеем возможность, глядя на киноэкран, судить овременных характеристиках запечатленных на киноленте событий? Ответ очевиден:потому, что кадры сменяют друг друга на одном и том же экране, сосуществуя вэтой “точке” пространства. Если же каждый кадр поместить на свой экран, то мыполучим просто совокупность фотографий...

Пространство  и время

 
 
Пространство и время определенычерез  противопоставление, соотнесение с  противоположным: момент времени,фигурирующий в определении пространства, не обладает длительностью, будучиотрицанием времени; точка пространства, фигурирующая в  определении времени, необладает протяженностью, будучи отрицанием пространства.  
Из чего следует, что:  
Во-первых, пространство и времяобъективны.  
Во-вторых, пространство и времянеразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того,пространство и время - это стороны движения. В самом деле: посколькупространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времениобъектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы отвлекаемсяот времени; т.к. время - это отношения объектов, сосуществующих в некоторойточке пространства, и из-за того, что оно есть то, что остается от движения,когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом, пространство и время несуществуют вне движения материи, как и оно - вне пространства и времени. Это идало основание Марксу утверждать: “...Основные формы всякого бытия сутьпространство и время,бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица,как бытие вне пространства»Несуществует пространства и времени, отдельных от материи и материальныхпроцессов. Пространство и время вне материи есть не больше чем пустаяабстракция.  
Единственнонаучную постановку и решение вопроса о пространстве и времени дал впервые вистории философии и естествознания диалектический материализм.  
Вырабатываясвое философское мировоззрение, Маркс опирался на все ценные приобретениячеловеческой мысли. Все лучшее, созданное в прошлом философией, было критическипересмотрено Марксом и Энгельсом. Маркс и Энгельс считали свой диалектическийматериализмпродуктом развития наук, втом числе философии за предыдущий период. Из диалектики Гегеля они взяли лишьее «рациональное зерно» отбросив гегелевскую идеалистическую сторону философии.Из заключений Маркса материализм Фейербаха был непоследовательным,метафизическим, антиисторическим. Маркси Энгельс взяли из материализма Фейербаха лишь его «основное зерно»отбросив идеалистические и религиозно-этические наслоения, развили материализмдальше, создав марксистскую форму материализма. Составными, неразрывнымичастями диалектического материализма являются марксистский философскийматериализм. Диалектика дает единственно научный метод познания, позволяющийправильно подходить к явлениям, видеть те объективные и наиболее общие законы,которые управляют их развитием. Марксистская диалектика учит, что правильноподходить к явлениям и процессам природы и общества, значит брать их в их связии взаимной обусловленности; рассматривать их в развитии и изменении; пониматьразвитие не как простой количественный рост, а как процесс, в которомколичественные изменения на определенной ступени закономерно превращаются вкоренные качественные изменения; исходить из того, что внутренним содержаниемразвития и перехода от старого качества к новому является борьбапротивоположностей, борьба между новым и старым.  
Марксистскаядиалектика органически связана с марксистским философским материализмом.Основными принципами философского материализма являются положения: мир по своейприроде материален, он состоит из движущейся материи, превращающейся из однойформы в другую, материя первична, а сознание вторично, сознание есть порождениевысокоорганизованной материи, объективный мир познаваем и наши ощущения,представления, понятия есть отражения существующего независимо от человеческогосознания внешнего мира. Диалектический материализм впервые создал научнуютеорию познания, имеющую неоценимое значение для понимания процесса познанияобъективной истины.  

Субстанциальная и реляционная  концепциипространства  и времени

 
Современноепонимание пространства и времени сложилось в итоге  длительного историческогопроцесса  познания, содержанием которого, в  частности, была борьба субстанциональногои  реляционного подходов к пониманию  их сущности.  
Перваяиз указанных концепций рассматривает пространство и время как самостоятельно(вне и независимо от материи), предметно существующие, вторая - как необладающие самостоятельным бытием вне движения материальных объектов, какспецифические отношения вещей, явлений, процессов. В свете изложенного выше субстанциональнаяконцепция представляется явно несостоятельной. Дело, однако, в том, чтоприведенные выше определения пространства и времени выражают, что очевидно,реляционную точку зрения и потому лишь после ее обоснования могут служитьосновой для критики субстанционального понимания пространства и времени.  
Историческиисходным был реляционный взгляд напространство и время,- когда пространственно-временные свойства вещей неотделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писалА.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психологически более простое понятиеместа. Место есть прежде всего (малая) часть земной поверхности, которойприсваивается какое-либо название. Вещь, “место” которой определяется, есть“материальный предмет”... Простой анализ показывает, что “место” является такжегруппой материальных предметов”. С этой точки зрения “пространство (или место)есть вид порядка материальных объектов”; при этом, что ясно, “не имеет смыслаговорить о пустом пространстве”. Таково существо реляционной концепциипространства.  
“Однако,-продолжал А.Эйнштейн,- можно... мыслить иным образом. Мы можем поместить вкакой-либо ящик определенное количество зерен риса или вишен и т.п. Встаетвопрос о свойстве материального объекта, “ящика”, которое должно быть признано“реальным” в том же смысле, как реален и сам ящик. Это свойство можно назвать“пространством” ящика. Могут существовать и другие ящики, которые в этом смыслеимеют “пространство” различной величины. Понятие “пространство” приобретаетсмысл, который не зависит от связи с отдельным материальным предметом. Такимобразом, путем естественного расширения понятия “пространство ящика” можноприйти к понятию независимого (абсолютного) пространства, не ограниченного попротяженности, в котором содержатся все материальные объекты. В этом случаематериальный предмет, не расположенный в пространстве, просто непонятен; сдругой стороны, при таком образовании понятия вполне мыслимо существованиепустого пространства”. Таково существо субстанциональной концепции.  
Этопонимание пространства было, вспомним, важным элементом философии Демокрита.Именно существованием абсолютной пустоты (пустого пространства) объяснялась вней раздельность бытия атомов(Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющаячастей частица) и состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривалпространство как существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, чтоважно учитывать, был обусловлен пониманием материи как однородной,однокачественной. В естествознании С-концеп ция пространства и времени разрабатываласьпрежде всего И.Ньютоном как важный элемент его механики (далее мы остановимсяна этом).  
Поэтомуатом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в философии Демокритасодержится С-понимание времени.  
Еслиговорить о пространстве (ситуация с временем аналогична) в философии Маркса, тоочевидно, что выбор между его субстанциональным и релятивистском пониманиемзависит от ответа на вопрос: зависит ли оно от материальной сущности, исуществует ли абсолютная пустота.  
Посколькупространство и время не обладают самостоятельным бытием, как таковые они немогут быть даны в ощущении,- в ощущении даны объекты (обладающие атрибутомдействия), имеющие пространственно- -временные свойства. , Пространство - этоне пустота и не вещь. Поэтомуобъективность пространства и времени не означает их материальности в точномсмысле последнего слова.  
Изединства пространства, времени и движения материи следует недопустимость как отрывапространства и времени от движения материи (при этом материю станет невозможнорассматривать как системно организованную и способную к самодвижению, а пространствуи времени будет приписано субстанциальное бытие), так и отождествленияпространства и времени с движущейся материей.

Основные  свойства пространства и времени

 
Прианализе этих вопросов необходимо учитывать не только то, что пространство ивремя неразрывно связаны с движением  материи, но и наличие субординации междуними: “Движение есть сущность времени и пространства”. Приведем два соображенияв пользу этого тезиса.  
Во-первых,пространство и время - это стороны движения материи.  
То,что свойства пространства и времени в определенных пределах не зависят ототдельных объектов еще не означает, что эти свойства вообще не зависят отматерии.  
Во-вторых,если бы частицы вещества, образующие тело, обладали только притяжением илитолько отталкиванием, тело не могло бы иметь конечной протяженности (в одномслучае имея нулевые размеры, в другом - бесконечные)( На это указал И.Кант в“докритический” период своего творчества. Это еще раз подтверждает правильностьположения, согласно которому ни один объект не может рассматриваться какноситель лишь какого-либо одного вида движения, взаимодействия.). Такимобразом, протяженность (основной момент пространства) обусловлена характеромдвижения, взаимодействия частиц материи, именно - единством присущих имотталкивания и притяжения. Ситуация с временем аналогична.  
Посколькусущность пространства и времени - это движение, постольку  
(а)наиболее существенные свойства пространства и времени - это проявление свойствдвижущейся материи;  
(в)понимание пространства и времени в главном определяется пониманием движения,взаимодействия.  
Квсеобщим свойствам пространства и времени как атрибутов материи по Марксупрежде всего относятся: объективность, абсолютность (как универсальных формбытия материи), необходимая связь друг с другом и с движением материи,неисчерпаемость, единство прерывного и непрерывного в структуре (на двухпоследних моментах далее мы остановимся).  
Краткорассмотрим, иллюстрируя тезис (а), проблему размерности пространства и времени.  
Посколькуразмерность пространства определяется конкретным характером взаимодействияматериальных объектов, нет оснований считать трехмерность пространства егоуниверсальным свойством. В условиях, где доминируют взаимодействия, отличные откулоновых (микрои мегамир), должна отличаться от трех и размерностьпространства.  
Оченьважна и для философии, и для частнонаучного знания проблема пространственнойбесконечности и вечности материального мира. Эта проблема очень сложна. Так,рассмотрение на современном уровне бесконечности пространства требует выделенияего метрических и топологических свойств, анализа их обусловленности и такдалее. Поэтому совсем кратко выделим следующее. Поскольку абсолютноизолированных объектов не существует (существовать - значит взаимодействовать),постольку всякий материальный объект - это элемент некоторой материальнойсистемы. Но наряду с материей как единой и единственной субстанциальной основоймира вещей не существует ничего, что в каком-либо смысле могло ееограничивать... Неисчерпаемость материи означает, подчеркнем, чтопространственную бесконечность материального мира нельзя понимать как его“дурную” бесконечность. Что касается вечности материального мира, то решающимаргументом здесь является указание на несотворимость и неуничтожимостьдвижущейся материи (нечто не возникает из ничего и не превращается в ничто).  
Впользу тезиса (в) свидетельствует вся история познания пространства и времени.Рассмотрим кратко основные этапы этого процесса.  
Изучениемеханического движения макротел (с нерелятивистскими скоростями) привело ксозданию механики Ньютона, в рамках которой пространство - однородно иизотропно (ибо при любом переносе, пововороте в нем изолированной системы какцелого ее механические свойства не меняются);  
*бесконечно (тело сколь угодно долго сохраняет состояние равномерного движенияпри отсутствии взаимодействий);  
время- однородно (ибо закон сохранения энергии означает, что течение времени неменяет энергии изолированной системы);  
пространствои время не связаны друг с другом (ибо в механике Ньютона допускаетсясуществование бесконечной скорости передачи импульса, т.е. допускаетсясуществование вневременных процессов в пространстве).  
Такимобразом, рассмотрение движения как механического обусловило субстанциальноепонимание пространства и времени как неких не связанных друг с другом и сдвижением материи ее вместилищ, “ящиков без стенок”. В рамках С-концепциипространства и времени, отметим, неразрешимы два, как минимум, вопроса: (1) чтоозначает протяженность пустоты? (2) если пространство и время - условия всякогобытия, то каковы же тогда условия их собственного бытия?  
Чтокасается механики Ньютона, то в ней была и специфическая трудность: законтяготения необходимо (ввиду отсутствия понятия поля) совмещался с идеейдальнодействия, но почему же тогда сила тяготения зависит от расстояния, еслимежду телами - пустота?  
Темне менее ньютоново понимание пространства и времени было основным в наукевплоть до создания теории относительности. Ведь без признания существованияабсолютной пустоты, казалось, нельзя объяснить, в частности, отсутствие торможенияв движении планет вокруг Солнца. Кроме того, понятия абсолютного пространства иабсолютного времени, не связанных с материей, играли важную роль вконцептуальном каркасе классической механики. Дело в том, что законы Ньютонасправедливы лишь для инерциальных систем отсчета. Но существуют ли такиесистемы? Ясно, что вполне инерциальной может быть лишь система отсчета, неподверженная возмущающему влиянию со стороны материальных объектов, т.е.система отсчета, связанная с чем-то, что существует независимо от материи.Функцию строго инерциальной системы отсчета и выполняли в механике Ньютонасубстанциально понимаемые абсолютное пространство и абсолютное время.  
Исследованиеэлектромагнитых взаимодействий привело в конечном счете к созданию теорииотносительности, в рамках которой пространство и время неразрывно связаны  
*друг с другом, ибо предельный характер скорости света, ограничивающей скоростьпередачи взаимодействий, указывает на невозможность процессов в пространстве,не требующих времени;  
*с движением материи, ибо протяженность и длительность имеют смысл (определенноечисленное значение) лишь при указании системы отсчета, связываемой с теломотсчета.  
Подчеркнем,что в создании теории относительности поле приобретает существенно новыйстатус, становясь важнейшим компонентом физической реальности .  
Дискретностьпространства, ввиду существования предельной скорости передачи взаимодействий,влечет и дискретность времени.  
Развитиепространственно-временных представлений - результат углубления пониманиядвижения, взаимодействия материальных объектов. Это свидетельствует в пользутезиса “движение есть сущность времени и пространства”.

Критика идеалистических  иметафизическихконцепций пространства ивремени

Пониманиепространства и времени всегда было ареной борьбы материализма и идеализма,диалектики и метафизики, ибо оно непосредственно  связано с пониманием такихфундаментальных философских категорий, как “субстанция”, “материя” и “движение”.  
Убедительнаякритика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени быладана выдающимися представителями материализма и диалектики. Однако прогрессестественных, в первую очередь, наук, попытки истолкования их достижений в духеидеализма и метафизики заставляют вновь и вновь возвращаться к этим проблемам.Мы не можем (да это и не нужно) рассмотреть все разновидности идеализма иметафизики в понимании пространства и времени. Главное, что объединяет их -отрицание объективности последних, достигаемое за счет отрыва пространства ивремени от движения материи. Рассмотрим несколько классических примеров этого.  
Гносеологическиеоснования идеализма - это, напомним, трудности процесса научного познания, длясовременной науки неприемлемы представления и о непрерывности пространства ивремени, и об их дискретности. По этому некоторые ученые пришли к идее омакроскопическом характере пространства и времени, согласно которой последниеприсущи не микрообъектам, а (наподобие термодинамических свойств) их множеству.Этим пространство и время лишаются статуса всеобщих форм существования материи,а трудности их понимания “разрешаются” утверждением, что к микромиру понятияпространства и времени неприменимы, ибо его объекты пространственно-временнымисвойствами не обладают.  
Исходныйвзгляд на пространство и время, основанный на обыденном опыте, утверждает ихнепрерывность (бесконечную делимость). Неприемлемость такого понимания показалЗенон. Действительно, всякое тело, прежде чем преодолеть некоторый путь, должнопройти его половину. Но до этого оно должно пройти половину этой половины ит.д. до бесконечности, а после этого - половину оставшейся половины и т.д. добесконечности (ведь каждая из половин - это “некоторый путь”)... Следовательно,в непрерывном пространстве движение (даже его простейшая форма - механическоеперемещение) невозможно. В связи с этим Гегель отмечал: “Утверждать, чтодвижение непременно должно дойти до половины, значит утверждать непрерывность,т.е. возможность деления как голую возможность...

Информация о работе Пространство и время