Пространственно-временная структура бытия

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 14:30, доклад

Описание работы

Демокрит: вводит понятие пустого пространство для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения. Такой подход к пониманию пространство и времени был характерен для многих материалистов древней Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

Работа содержит 1 файл

ЭССЕ № 3 ПРОСТРАНСТВЕННО- ВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА БЫТИЯ.docx

— 18.93 Кб (Скачать)

                Пространственно-временная  структура бытия

То или иное понимание  пространство и времени складывается в зависимости от характера взаимодействия материи и движения, движения и  покоя.

Демокрит: вводит понятие пустого пространство для движения атомов как необходимого объективного условия; пространство Демокрита бесконечно и однородно, оно является вместилищем неограниченного числа миров. Время отождествлялось с бесконечностью, вечностью, как объективной основой вечного движения; вся природа представлялась в вечном и неустанном движении. Пространство и время рассматривались в качестве условий и причины её движения. Такой подход к пониманию пространство и времени был характерен для многих материалистов древней Греции. Идеалисты: Платон и Фома Аквинский определяли вечность как нечто вневременное, божественное, сверхприродное, совершенное.

 Аристотель: отвергал существование пустого, однородного и бесконечного пространство. Оно у Аристотеля неоднородно и конечно. Время выражает число движений и течет равномерно.

 Ньютон: у него абсолютное пространство было демакритовой пустотой, оно неподвижно, однородно, непрерывно, бесконечно, трехмерное вместилище всех материальных тел и их движений. Время-чистое, однородное, равномерное, непрерывное, вечная и неизменная длительность, оно имеет одно направление и течет от прошлого через настоящее к будущему и поэтому одномерно. Пространство и время не от чего не зависят. Такое понимание пространства и времени было характерно для Лейбница, Декарта и др.

Лейбниц: ни пустоты, ни чистой длительности, как самостоятельных начал бытия, - нет. Пространство – порядок взаиморасположения тел, а время - порядок сменяющих друг друга событий или состояний тел, т.е. пространство и время у него зависят от простейших субстанций, монад, которые активны, обладают движением, наделены способностью самодвижения. В тесных рамках идеализма, но глубоко диалектически пытался решить эту проблему.  

Гегель: он считал, что только в движении пространство и время действительны, они неразделимы и определяют друг друга как единство противоположностей. 

Кант: считал пространство и время в качестве априорных, доопытных и врожденных свойств человеческого сознания как чистые формы созерцания, благодаря которым человек воспринимает явления внешнего мира в пространстве и во времени. Кант считает, что тела представляются нам как имевшие определенную геометрическую форму, протяженность, потому что так устроено сознание человека. Мах: пространство и время-упорядоченные ряды ощущений. Диалектический материализм: пространство и время - формы или способы существования материи.

Свойства  пространства и времени.

1.Общие  свойства:

1).  Объективность;

2).  Абсолютность  – движение, как и пространство и время, носит всеобщий хар-р;

3).  Относительность  – содержанием пространства и  времени является движущаяся  материя, поэтому пространство  и время меняются в различных  частях света, на разных уровнях,  в движущейся материи;

4).  Бесконечность  – понимается в смысле бесконечности  всеобщности бытия.

 

2.Специфические  свойства:

1).Непрерывность  и прерывность–свойство связано  с движением пространства, и время прерывно, поскольку в движении осуществляется переход от одних пространственно-временных структур к другим;

2).Мерность–пространственно-временные  отношения могут быть описаны  при помощи 3х пространственных  отношений и одного временного  отношения; существует понятие  n-мерного пространство, т.е. добавляются другие характеристики.

3).Время одномерно  – т.е. оно необратимо, это свойство  обусловлено характером причинно-следственных  отношений.

Пространство есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами как протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.

Время есть форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем как длительность, последовательность смены состояний.

Пространство - когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженно-стью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Пространственно-временная  определенность мира составляет одну из важнейших характеристик Универсума. Центральными философскими категориями  в описании данной характеристики являются категории «пространство» и «время». Понимание этих категорий возможно на основе реконструкции истории  философских и естественнонаучных представлений о пространстве и  времени. Для классической и неклассической философии и науки характерны субстанциальный и реляционный подходы к интерпретации пространства и времени.

Субстанциальная: пространство и время существуют независимо от материи. Можно убрать из пространства все тела, и все же пространство останется, а свойства его сохранятся. Время течет одинаково во всей Вселенной, и это течение ни от чего не зависит. Реляционная концепция зародилась в недрах диалектической традиции, была отчетливо сформулирована в диалектическом материализме, а затем окончательно подтверждена теорией Эйнштейна. Пространство и время мыслятся не как особые отдельные от материи сущности, а как формы существования материи.

Единство  материи, движения, пространства и времени: изучая материю в тех или иных формах ее проявления, мы непременно изучаем тем самым и пространство и время в их органической связи с движением и, наоборот, исследуя пространственно-временные параметры, мы неизбежно тем самым изучаем и материю в ее движении.

Человек и общество суть особая форма движения материи  принадлежит к фундаментальным  открытиям философии. Общество –  не просто материя, а одухотворенная материя. Носителем социальной формы  движения является человек как субъект  истории. Социальная форма движения выражается в субъектно-объектных  отношениях, т.е. в отношении человека, социальных групп, общества в целом  к окружающему миру.

Важнейшими формами  бытия являются пространство, время, движение, системность.  В истории  философии 2 основные точки зрения на время и пространство.

Под влиянием впечатляющих достижений физики ХХ в. в философию входит понятие о едином пространстве-времени как континууме отношений и разного рода взаимодействий между материальными образованиями. Таким образом, предметом пространственно-временного описания следует считать не объект сам по себе, а объект, определенным образом взаимодействующий с внешним миром. Характер взаимодействия тем самым детерминирует различные пространственно-временные отношения, соответствующие различным уровням структурной организации материального мира.


Информация о работе Пространственно-временная структура бытия