Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Бармене в семье текстильного фабриканта. Сначала он учился в школе, затем в гимназии, но вскоре вынужден был оставить учебу и помогать отцу в торговле, работая продавцом.
В 1838 году он уезжает в Бремен, чтобы получать образование торгового работника. Знакомство с Карлом Марксом состоялось в 1842 году в Кельне в редакции Рейнской газеты. Но тесное сотрудничество началось гораздо позже. Энгельс уехал в Манчестер, проходить практику на хлопкопрядильной фабрике отца. Через год Энгельс вступает в ряды немецкой революционной организации «Союз справедливых» и начинает писать статьи на коммунистические темы.
Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной собственности и государства»
Биография
Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Бармене в семье текстильного фабриканта. Сначала он учился в школе, затем в гимназии, но вскоре вынужден был оставить учебу и помогать отцу в торговле, работая продавцом.
В 1838 году он уезжает в Бремен, чтобы получать образование торгового работника. Знакомство с Карлом Марксом состоялось в 1842 году в Кельне в редакции Рейнской газеты. Но тесное сотрудничество началось гораздо позже. Энгельс уехал в Манчестер, проходить практику на хлопкопрядильной фабрике отца. Через год Энгельс вступает в ряды немецкой революционной организации «Союз справедливых» и начинает писать статьи на коммунистические темы.
В 1844 году выходят его «Наброски к критике национальной экономики». С них начались регулярные статьи в Немецко-Французском Ежегоднике, издаваемом Карлом Марксом. В этом же году Маркс и Энгельс второй раз встретились в Париже.
Вернувшись в Германию, Энгельс начинает писать свой основательный труд «Положение рабочего класса в Англии». Одновременно ухудшаются его отношения с отцом, возникают проблемы с полицией.
Энгельс с Марксом
принимают решение переехать
в Бельгию. Здесь они основали
«Коммунистический
Получив наследство
от отца, Энгельс материально
поддерживал своего друга
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»
«Происхождение семьи, частной собственности и государства»1 - произведение Энгельса, написанное в 1884. Опираясь на материал книги Моргана «Древнее общество», а также на др. данные науки, Энгельс в своем произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины. Энгельс говорит о том, что рост производительности труда и разделение труда привело к возникновению обмена, а вследствие − частной собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. Возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса.
Книга начинается с обсуждения обществ Древнего Мира, на основе которых Энгельс выделяет несколько этапов развития человеческого общества. Он пытается на основе сочинений Моргана (изучения племени ирокезов) наметить причины перехода обществ с одного этапа развития на другой. В отличие от других сочинений по этому вопросу, Энгельс подчеркивает важность не примитивного психического развития, а социальных отношений власти и контроля над материальными ресурсами, иногда связанные с развитием новых технологий. Он выделил следующие этапы в развитии человеческого общества:
Дикость – период, в котором присвоение человеком продуктов в их естественном состоянии преобладает. Человек ведет хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.
Варварство – период, в течение которого человек переходит на новую стадию развития – производящее хозяйство. Человек узнает, как разводить домашних животных и заниматься сельским хозяйством. Повышается производительность труда и появляется возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота.
Цивилизация – период промышленности, общественного развития материальной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализацией производства.
В следующей главе, посвященной семье, Энгельс пытается проследить стадии развития семьи, как ячейки общества, разобраться в происхождении института и понять правила, благодаря которым этот институт существовал на первобытнообщинной стадии развития человечества. По Энгельсу: «Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно первоначально даже не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus значит домашний раб, a familia - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Он пытается выявить роль института семьи в развитии человечества. Предваряя конкретный анализ семейных форм, Энгельс проясняет суть материалистического понимания истории: «определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни». Весьма общее положение им далее конкретизируется следующим образом: «…производство средств к жизни (питание одежда, жилище и необходимые для этого орудия) – с одной стороны; с другой – производство и воспроизводство самого человека». «Общественные порядки, при которых живут люди определённой исторической эпохи и определённой страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи».
Другими словами материалист указывает: чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей. Этнографические свидетельства, собранные американским антропологом (Морганом), как раз и подтверждали, по убеждению Энгельса, соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества.
Это и есть одна основа, на которой строятся и теория Моргана, и теория Энгельса. Нельзя не отметить, что соратник Карла Маркса не умалял значения работы Бахофена «Материнское право», написанной, кстати, раньше, чем исследовательские труды Моргана. «Бахофен – гениальный мистик», - пишет Энгельс, отмечая слишком значительную религиозность его произведения.
Что касается концепции
Идеи Энгельса о роли собственности в создании современной семьи и, таким образом современной цивилизации начинают становиться более прозрачными в последней части главы 2, когда он начинает подробно останавливаться на вопросе о моногамных отношениях.
Показав причины возникновения моногамии, Энгельс прослеживает и социокультурную обусловленность многообразия её моделей. Буржуазное право диктует свои правила для отношений и наследования. Заключение брака в буржуазной среде, настаивает Ф. Энгельс, происходит двояким образом. В католических странах родители, как и в прошлом, подыскивают сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является гетеризм со стороны мужа и неверность со стороны жены. В отличие от буржуазного, брак пролетариата, по убеждению автора, в большинстве своём базируется на любви. Ибо в этой среде устранены все основы классического единобрачия. У этого слоя нет никакой собственности, для сохранения и наследования, которой как раз и были создана моногамия и господство мужа.
Поэтому это единственный класс, который, по словам Энгельса, свободен от такого рода ограничений собственности, и в результате от опасности морального разложения.
Социальная революция позволит устранить классовые различия и, следовательно, потребность в угнетении и порабощении женщин и вообще, всего общества. Основные выводы, к которым приходит Энгельс:
Книга Энгельса до настоящего времени служит пособием для изучения исторического материализма.
1 Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. - 639 с.
Информация о работе Происхождение семьи, частной собственности и государства