Происхождение семьи, частной собственности и государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:53, контрольная работа

Описание работы

Фридрих Энгельс родился 28 ноября 1820 года в Бармене в семье текстильного фабриканта. Сначала он учился в школе, затем в гимназии, но вскоре вынужден был оставить учебу и помогать отцу в торговле, работая продавцом.
В 1838 году он уезжает в Бремен, чтобы получать образование торгового работника. Знакомство с Карлом Марксом состоялось в 1842 году в Кельне в редакции Рейнской газеты. Но тесное сотрудничество началось гораздо позже. Энгельс уехал в Манчестер, проходить практику на хлопкопрядильной фабрике отца. Через год Энгельс вступает в ряды немецкой революционной организации «Союз справедливых» и начинает писать статьи на коммунистические темы.

Работа содержит 1 файл

Происхождение бла-бла Энгельса.doc

— 48.50 Кб (Скачать)

Фридрих Энгельс «Происхождение семьи, частной  собственности и государства»

Биография

Фридрих Энгельс  родился 28 ноября 1820 года в Бармене  в семье текстильного фабриканта. Сначала он учился в школе, затем  в гимназии, но вскоре вынужден был  оставить учебу и помогать отцу в торговле, работая продавцом.

 В 1838 году он уезжает  в Бремен, чтобы получать образование  торгового работника.  Знакомство  с Карлом Марксом состоялось  в 1842 году в Кельне в редакции  Рейнской газеты. Но тесное сотрудничество  началось гораздо позже. Энгельс уехал в Манчестер, проходить практику на хлопкопрядильной фабрике отца. Через год Энгельс вступает в ряды немецкой революционной организации «Союз справедливых» и начинает писать статьи на коммунистические темы.

 В 1844 году выходят  его «Наброски к критике национальной экономики». С них начались регулярные статьи в Немецко-Французском Ежегоднике, издаваемом Карлом Марксом. В этом же году Маркс и Энгельс второй раз встретились в Париже.

 Вернувшись в Германию, Энгельс начинает писать свой основательный труд «Положение рабочего класса в Англии». Одновременно ухудшаются его отношения с отцом, возникают проблемы с полицией.

 Энгельс с Марксом  принимают решение переехать  в Бельгию. Здесь они основали  «Коммунистический корреспондентский  комитет», который связал единомышленников со всей Европы. Энгельс пишет «Проект Коммунистического символа веры», который лег в основу «Манифеста Коммунистической партии».

 Получив наследство  от отца, Энгельс материально  поддерживал своего друга Маркса  и продолжал публиковаться в самых разнообразных революционных изданиях. Именно Энгельсу принадлежат первые призывы диктатуры пролетариата.  Умер политический деятель 5 августа 1895 года в Англии.

«Происхождение  семьи, частной собственности и  государства»

 «Происхождение семьи, частной собственности и государства»1 - произведение Энгельса, написанное в 1884. Опираясь на материал книги Моргана «Древнее общество», а также на др. данные науки, Энгельс в своем произведении исследует основные черты развития первобытнообщинного строя. Он прослеживает изменение форм брака и семьи в связи с экономическим прогрессом общества, анализирует процесс разложения родового строя (на примере трех народов: древних греков, римлян и германцев) и его экономические причины. Энгельс говорит о том, что рост производительности труда и разделение труда привело к возникновению обмена, а вследствие − частной  собственности, к разрушению родового строя и к образованию классов. Возникновение классовых противоречий вызвало к жизни государство как орудие защиты интересов господствующего класса.

Книга начинается с обсуждения обществ Древнего Мира, на основе которых  Энгельс выделяет несколько этапов развития человеческого общества. Он пытается на основе сочинений Моргана (изучения племени ирокезов) наметить причины перехода обществ с одного этапа развития на другой. В отличие от других сочинений по этому вопросу, Энгельс подчеркивает важность не примитивного психического развития, а социальных отношений власти и контроля над материальными ресурсами, иногда связанные с развитием новых технологий. Он выделил следующие этапы в развитии человеческого общества:

Дикость – период, в котором присвоение человеком продуктов в их естественном состоянии преобладает. Человек ведет хозяйство с преобладающей экономической ролью охоты, собирательства и рыболовства, что соответствует самой древней стадии хозяйственно-культурной истории человечества.

Варварство – период, в течение которого человек переходит на новую стадию развития – производящее хозяйство. Человек  узнает, как разводить домашних животных и заниматься сельским хозяйством. Повышается производительность труда и появляется возможность накопления избыточного продукта: у земледельцев — зерна, у ранних животноводов — скота.

Цивилизация – период промышленности, общественного развития материальной и духовной культуры, связанный с разделением труда, рационализацией производства.

В следующей главе, посвященной  семье, Энгельс пытается проследить стадии развития семьи, как ячейки общества, разобраться в происхождении института и понять правила, благодаря которым этот институт существовал на первобытнообщинной стадии развития человечества.  По Энгельсу: «Слово familia первоначально означает не идеал современного филистера, представляющий собой сочетание сентиментальности и домашней грызни; у римлян оно первоначально даже не относится к супругам и их детям, а только к рабам. Famulus значит домашний раб, a familia - это совокупность принадлежащих одному человеку рабов». Он пытается выявить роль института семьи в развитии человечества. Предваряя конкретный анализ семейных форм, Энгельс проясняет суть материалистического понимания истории: «определяющим моментом в истории является, в конечном счете, производство и воспроизводство непосредственно жизни». Весьма общее положение им далее конкретизируется следующим образом: «…производство средств к жизни (питание одежда, жилище и необходимые для этого орудия) – с одной стороны; с другой – производство и воспроизводство самого человека». «Общественные порядки, при которых живут люди определённой исторической эпохи и определённой страны, обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи». 

Другими словами материалист указывает: чем меньше развит труд, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей.  Этнографические свидетельства, собранные американским антропологом (Морганом), как раз и подтверждали, по убеждению Энгельса, соответствие трёх основных типов брака трём главным стадиям развития человечества.

  • дикость – групповой брак,
  • варварство – парный,
  • цивилизация – моногамия.

Это и есть одна основа, на которой строятся и теория Моргана, и теория Энгельса.  Нельзя не отметить, что соратник Карла Маркса не умалял значения работы Бахофена «Материнское право», написанной, кстати, раньше, чем исследовательские труды Моргана. «Бахофен – гениальный мистик», - пишет Энгельс, отмечая слишком значительную религиозность его произведения.

            Что касается концепции Фридриха  Энгельса об эволюции семьи.   Главное, от чего отталкивается  автор, это то, что он подтверждает  тезисы Л. Моргана о развитии  семьи от низшей формы к  высшей и основные положения  относительно систем родства  (это рассмотрено мною в предыдущей главе). Вот какие соображения вносит в теорию Энгельс: «…круг, охватываемый общими брачными узами, первоначально очень широкий, всё более и более суживается, пока, в конце концов, не остаётся только отдельная пара, которая и преобладает в настоящее время».  Эта фраза выражает общий принцип эволюции семьи по Энгельсу.

  1. Энгельс соглашался  и с Бахофеном и с Морганом с определением низшей стадии развития семьи, когда употребление термина «семья» казалось бы не уместным. Эта стадия промискуитетных связей (беспорядочные половые отношения).

 

  1. Кровнородственная семья – первая ступень семьи. Это форма брака, при котором  брачные отношения запрещались между родственниками различных поколений и разрешались между братьями и сестрами всех степеней родства.

 

  1. Далее, согласно последовательности форм семьи и Моргана, и Энгельса, следует пуналуальная семья. Доказательство этой стадии Энгельс проводит с помощью системы родства и родовой организации, созданной пуналуальной семьёй.  В результате развития пуналуальной семьи инстинктивно становится невозможным кровосмешение. Проявляется стремление к единобрачию в таких случаях, как покупка или похищение женщины. Это Энгельс называет промежуточными стадиями при переходе к парному браку и парной семье.

 

  1. Далее Энгельс останавливается на  продвижение к моногамии от парной семьи. Чем больше с развитием экономических условий жизни, сопровождаемым разложением древнего коммунизма и увеличением плотности населения, унаследованные издревле отношения между полами, утрачивали свой наивный характер, тем больше они должны были казаться женщинам унизительными и тягостными, тем настойчивее должны были они добиваться как избавление права на целомудрие, на временный или постоянный брак с одним мужчиной. В дальнейшем под влиянием тех же обстоятельств, уже мужчины прибегали к строгой моногамии – разумеется, только для женщин.  Таким образом, Энгельс  подтверждает мысль Бахофена, что переход к единобрачию совершился в основном благодаря женщинам.

Идеи Энгельса о роли собственности в создании современной семьи и, таким образом современной цивилизации начинают становиться более прозрачными в последней части главы 2, когда он начинает подробно останавливаться на вопросе о моногамных отношениях.

Показав причины  возникновения моногамии, Энгельс прослеживает и социокультурную обусловленность многообразия её моделей. Буржуазное право диктует свои правила для отношений и наследования.  Заключение брака в буржуазной среде, настаивает Ф. Энгельс, происходит двояким образом. В католических странах родители, как и в прошлом, подыскивают сынку подходящую жену, и, разумеется, результатом этого является гетеризм со стороны мужа и неверность со стороны жены. В отличие от буржуазного, брак пролетариата, по убеждению автора, в большинстве своём базируется на любви. Ибо в этой среде устранены все основы классического единобрачия. У этого слоя нет никакой собственности, для сохранения и наследования, которой как раз и были создана моногамия и господство мужа.

Поэтому это  единственный класс, который, по словам Энгельса, свободен от такого рода ограничений собственности, и в результате от опасности морального разложения.

Социальная  революция позволит устранить классовые  различия и, следовательно, потребность  в угнетении и порабощении  женщин и вообще, всего общества. Основные выводы, к которым приходит Энгельс:

    • частная собственность, классы и – государство не всегда существовали, а возникли на определенной ступени экономического развития общества;
    • государство в руках эксплуататорских классов всегда является лишь орудием насилия угнетения широких масс народа,
    • классы исчезнут так же неизбежно как неизбежно они в прошлом возникли;
    • с исчезновением классов неизбежно исчезнет государство.

Книга Энгельса до настоящего времени служит пособием для изучения исторического материализма.

 

 

 

1 Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. - 639 с.

 


Информация о работе Происхождение семьи, частной собственности и государства