Происхождение философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:23, доклад

Описание работы

Есть живое философствование и есть академическая философия. Есть собственно философы — те, кто философствует, и есть преподаватели философии, делящиеся радостью узнавания чужого философствования. Парадокс заключается в том, что профессиональной философией считается второе, тогда как первично и существенно первое, а реализовываться оно — философствование — может где угодно, в каком угодно жизненном материале, а отнюдь не только в учебных аудиториях или на профессиональных философических конференциях.

Работа содержит 1 файл

семинар 2.docx

— 58.55 Кб (Скачать)

8. Как особенность следует  отметить экзегетический характер  средневекового философствования. Для средневекового мыслителя  исходным пунктом теоретизирования  становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование. Текст, освященный традицией, в котором нельзя изменить ни слова, деспотически правит мыслью философа, устанавливает ей предел и меру. Поэтому христианское философствование может быть понято как философская экзегеза (толкование) священного текста. Философия средних веков — это философия текста.

9. Стиль философского  мышления средневековья отличает  стремление к безличности. Многие  произведения этой эпохи дошли  до нас анонимными. Средневековый философ не говорит от собственного имени, он рассуждает от имени «христианской философии».

10. Философскому мышлению  средневековья был присущ дидактизм  (учительство, назидательность). Почти  все известные мыслители того  времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских  школ. Отсюда, как правило, «учительский»,  назидательный характер философских  систем.

11. Средневековая философия,  в отличие от античной, выделяет:

— бытие (существование) —  экзистенцию;

— сущность — эссенцию.

Экзистенция (бытие, существование) показывает, есть ли вещь вообще (то есть существует или не существует). Эссенция (сущность) характеризует вещь.

Если античные философы видели сущность и существование в неразрывном  единстве, то, согласно христианской философии, сущность может иметь место и  без бытия (без существования). Чтобы  стать существующим (бытием), сущность должна быть сотворена Богом.

Средневековая философская  мысль прошла в своем развитии три этапа:

1. Патристика (лат. pater — отец) — произведения отцов церкви.

Первоначально «отцом церкви»  именовался духовный наставник, обладающий признанным учительским авторитетом. Позже это понятие было уточнено и стало включать в себя четыре признака: 1) святость жизни; 2) древность; 3) ортодоксальность учения; 4) официальное  признание церкви.

В произведениях, написанных отцами церкви, были заложены основы христианских догматов. Подлинная философия с  точки зрения отцов церкви тождественна теологии, вера всегда первенствует над  разумом, а истина — это истина Откровения. Патристику по той роли, которую она играла в обществе, делят на апологетическую и систематическую. По языковому критерию — на греческую и латинскую, или (что несколько более условно) на западную и восточную. На Востоке преобладала систематика, на Западе — апологетика.

Вершина латинской патристики — творчество Аврелия Августина, классику греческой патристики представляют Василий Великий, Григорий Назианзин и Григорий Нисский.

2. Схоластика — «тип  религиозной философии, характеризующийся  принципиальным подчинением примату  теологии, соединением догматических  предпосылок с рационалистической  методикой и особым интересом  к формально-логической проблематике».

Со схоластикой связано  оттачивание логического аппарата (которое вызвано в том числе и сложностью строения самой теологии). Схоластика делает преобладающими дискурсивно-рассудочные способы обоснования знания, когда с самого начала сталкиваются противоположные тезисы, приводится аргументация в пользу одного из них, обсуждаются контраргументы. В схоластике особое значение приобретает метод применения философских конструкций и понятий, а само философствование начинает постепенно освобождаться от догматической оболочки. Схоластика в большей мере опирается на Аристотеля, тогда как патристика в целом ориентирована на Платона. Главной целью схоластической философии было построение всеохватывающей системы рационального знания, включающей знание о Боге, мире и человеке. Суть схоластического метода выражает познавательная установка — от анализа способов высказывания о сущем к анализу самой реальности. Мир схоластической философии — это мир, увиденный сквозь призму языка.

Крупнейшим схоластом  западноевропейской философии был  Фома Аквинский. Схоластическим по сути был, например, спор Фомы Аквинского и  Альберта Великого во дворике Парижского университета на тему «Есть ли у крота глаза»? Несколько часов длился этот словесный турнир — и все безрезультатно. Каждый стоял на своем, истово и непоколебимо. Но тут случись садовник, нечаянно подслушавший этот ученый диспут, возьми да и предложи свои услуги. «Хотите, — говорит он, — я вам сей же миг принесу настоящего живого крота. На том и разрешится ваш спор». «Ни в коем случае. Никогда! Мы ведь спорим в принципе: есть ли у принципиального крота принципиальные глаза».

Под схоластикой понимается (это очевидно из приведенного примера) также формальное знание, бесплодное умствование, оторванное от жизни, от практики. Отсюда и происходит выражение «схоластическое  теоретизирование». Образчиком схоластического  мышления могут быть вопросы такого рода: может ли Бог сотворить такой  камень, который сам не может поднять? Или: что появилось раньше — курица или яйцо? Сколько чертей может  уместиться на острие одной иглы? (Последний  вопрос звучит особенно актуально сегодня, во время разгула наркомании).

3. Мистика — «философия, осмысляющая религиозную практику  единения человека с Богом,  погружения созерцающего духа  в океан божественного света». Если в схоластике преобладал  спекулятивно-логический аспект, то  в мистике — созерцательный. Все  мистические учения тяготеют  к иррационализму, интуитивизму, намеренной  парадоксальности; они выражают  себя не столько на языке  понятий, сколько на языке символов. Ярким представителем мистики  позднего средневековья в Западной  Европе был немецкий мыслитель  Мейстер Экхарт.

Проблемы, активно обсуждаемые  в средневековой философии:

1) соотношение веры и  знания (разума);

2) природа универсалий  (общих понятий).

По вопросу о соотношении  веры и знания выделились следующие  позиции:

1) тождество веры и  знания, при котором доминировала  все-таки вера, а разуму отводилась  подчиненная роль (Августин Блаженный);

2) гармония веры и разума, ибо они исходят из одной  и той же основы — Божественного  Разума (Фома Аквинский);

3) враждебность разума  вере (Тертуллиан с его знаменитой  формулой: «Верую, потому что абсурдно»);

4) вера и разум независимы друг от друга (С. Брабантский, У. Оккам), которые развивали так называемую теорию «двух истин».

Проблема универсалий  — это спор о соотношении отдельных  вещей и общих понятий, спор о  том, существует ли объективное содержание у общих понятий, или нет, и  если существует, то в какой форме. Универсалии характеризуют роды или виды («человек», «животное», «плод»). В споре проявились две тенденции:

1) реализм (от лат. realis — реальный);

2) номинализм (от лат. nomen — имя, наименование).

Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого в том, что общее (идеи) существуют до единичных вещей и вне их.

Крайние номиналисты утверждали, что универсалии существуют не в  действительности, а только в мышлении. Действительным существованием обладают лишь единичные вещи, а универсалии  — это имена вещей.

Согласно Платону, идея «стольности» существовала до конкретных столов и существует вне их.

Основной тезис номинализма  был сформулирован еще киником  Антисфеном, который, критикуя платоновские идеи, утверждал, что они не имеют реального существования и находятся только в уме. «Я вижу человека, а не человечность, лошадь, а не лошадность», — заявлял Антисфен.

Наряду с этими крайними позициями существовали и умеренные  точки зрения. Например, Аристотель был умеренный реалистом. Аристотель утверждал, что универсалии существуют в единичных вещах и не существуют независимо от вещей. Так, универсалия  «справедливость» не обладает независимым  существованием, но существует только в справедливых людях и справедливых обществах. Не существует общего понятия  «дом» вне конкретных домов. «Ведь  мы не можем принять, что существует некий Дом помимо отдельных домов», — утверждал Аристотель.


Информация о работе Происхождение философии