Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:20, реферат
Цель данной работы - описать организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики. На основании данной цели поставлены следующие задачи - охарактеризовать основные положения социальной этики Платона, рассмотреть основные принципы построения "идеального государства" Платона, определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.
Проблема
государственного устройства
Цель данной работы - описать организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики. На основании данной цели поставлены следующие задачи - охарактеризовать основные положения социальной этики Платона, рассмотреть основные принципы построения "идеального государства" Платона, определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.
Большая часть работы по изучению государства Платона проделана по его произведению «Государство», на который далее опираются все заключения.
1 Проект нового государства Платона
Всем дурным формам
Эта наилучшая
государственная система
1.1 Разделение труда
В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан по разрядам Платон взял различие между отдельными группами людей по их нравственным задаткам и свойствам, но рассматривает он это различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда.
Основная мысль Платона в
Источником такого понимания государства для Платона были его наблюдения над общественным строем современного ему Египта. Египет и для других авторов, современников Платона был образцом промышленной страны.
В соответствии
со сказанным, разумное
Перечисление
потребностей доказывает, что в
городе-государстве должны
Потребность во ввозе
В свою очередь, развитая
Торговля, обмен товарами и продуктами необходимы государству не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы, обмена. Возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций — мелких торговцев и посредников» скупщиков и перепродавцов.
Для полного осуществления
Указанными разрядами
Весьма важную для общества
потребность образует нужда в
специалистах военного дела. Выделение
.их в особую отрасль
Платон
постулирует для своего
единомыслие его классов. Постулат этот обосновывается у него ссылкой на
происхождение всех людей от общей матери-земли. Именно поэтому, считает Платон, воины должны считать всех остальных граждан этого государства своими братьями, но вразрез с этим постулатом работники хозяйственного труда третируются как люди низшей породы. Их следует охранять единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие на них обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.
Полная
обособленность классов
сказывается даже во внешних условиях
их существования. Так, воины не
должны проживать в местах, где
живут работники
Люди - существа слабые, подверженные искушению, соблазнам и порче
всякого рода. Чтобы избежать этого, необходим нерушимо соблюдаемый строй жизни - определить и предписать его могут только правители-философы. В платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип.
Из исследования
отрицательных типов
основная причина порчи человеческих обществ и государственных систем в
господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.
Поэтому устроители наилучшего государства должны не только
позаботиться об организации правильного воспитания именно воинов-стражей, но и установить такой порядок общежития, при кот устройство жилищ и права на имущественные блага не могли бы стать помехой ни для высокой нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими воинской службы, ни для надлежащего отношения их к людям своего класса и других классов общества.
Согласно Платону основная черта этого порядка - лишение воинов права
на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от работников производительного труда, и притом в количестве не слишком малом, не слишком большом.
Питание
воинов происходит в общих стол
жизни стражей направлены на ограждение их от губительного влияния личной собственности и в первую очередь от тлетворного влияния денег.
Отсутствие имущественных раздоров внутри класса воинов сделает по
Платону невозможным ни раздор внутри низшего класса работников, ни
восстание их против обоих высших классов.
радужными красками изображает блаженную жизнь членов такого общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни победителей олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою деятельность по охране общества, дается и им самим, и их детям. Они почитаются при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.
Платона почти не занимают вопросы устройства жизни и труда
производящего класса, вопросы его быта, его морального состояния. Платон
оставляет за рабочими принадлежащее им имущество и лишь обусловливает пользование этим имуществом.
К самому труду как таковому, отношение Платона не только
безразличное, но скорее даже пренебрежительное. Неизбежность
производительного труда для существования и благосостояния общества в целом не делает в глазах Платона этот труд привлекательным или достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом. В конце концов он удел тех, у кого способности скудны и для кого нет лучшего выбора.
Руководство платоновских правителей ограничивается требованием, чтобы
каждый разряд работников выполнял только одну, указанную ему свыше отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона нет и речи. Точно так же нет речи и ни о каком обобществлении средств производства.
Бросается в глаза то, что в платоновской теории разделения труда и
специализации отсутствует, даже не называется класс рабов. Но в этом нет
ничего удивительного. Проект Платона рассматривает разделение труда в
государстве только между его свободными гражданами. Платон не забыл о
рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.
В сущности, все сословия у Платона закабалены одним - служением
вечному и абсолютному миру идей, или эйдосам.
Разделение
умственного и физического
и увековечено на все времена: одни только мыслят и воюют, другие только
кормят. Разделение труда, преподносимое Платоном в виде абсолютной нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации и доведено до степени египетского кастового строя.
1.2 Нравственная дискриминация
При переходе от класса
Предполагается, что в отношении нравственных черт все эти разряды стоят на одном и том же уровне: и земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело — воины-стражи и правители-философы. Для них необходимость обособления от групп работников, обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональных особенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойств работников производства. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.