Проект нового государства Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:20, реферат

Описание работы

Цель данной работы - описать организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики. На основании данной цели поставлены следующие задачи - охарактеризовать основные положения социальной этики Платона, рассмотреть основные принципы построения "идеального государства" Платона, определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

Введение

         Проблема  государственного устройства была, есть и будет одной из самых  сложных и противоречивых проблем,  стоящих перед человечеством.  Множество людей уже тысячи  лет пытаются понять, каким государство  должно быть "в идеале". При  этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек ощущает себя вполне свободным и счастливым. Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему понимания блага, человеческих ценностей и свободы личности. Этим вопросам и посвящен трактат Платона "Государство". В своих воззрениях, как и в произведении, Платон говорит о модели "идеального", лучшего государства. Эта модель не есть описание какого-либо существующего строя, системы, а, напротив, модель такого государства, которого нигде и никогда не было, но которое должно возникнуть, то есть Платон говорит об идее государства, создает проект, утопию.

Цель данной работы -  описать  организацию "идеального государства" по Платону на основании его социальной этики. На основании данной цели поставлены следующие задачи - охарактеризовать основные положения социальной этики Платона, рассмотреть основные принципы построения "идеального государства" Платона, определить отношение Платона к современным ему формам государственного устройства.

Большая часть работы по изучению государства Платона  проделана по его произведению «Государство», на который далее опираются все  заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 1  Проект нового государства Платона

        Всем дурным формам государства  Платон противопоставляет утопию, или проект наилучшего государства  и правления. Этим государством  руководят  немногие. Но этими  немногими могут стать только  лица, действительно способные хорошо управлять государством: во-первых, в силу природных к тому задатков и одаренности; во-вторых, вследствие долголетней предварительной подготовки. Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Каждому гражданину государства справедливость отводит особое занятие и особое положение. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в целое, запечатленное единством и гармонией.

         Эта наилучшая  государственная система должна, по Платону, обладать рядом черт нравственной и политической организации, которые были бы способны обеспечить государству решение самых важных задач. Такое государстве, во-первых, должно обладать силой собственной организации и средствами ее защиты, достаточными для сдерживания и отражения враждебного окружения; во-вторых, оно должно осуществлять систематическое снабжение всех членов общества необходимыми для них материальными благами; в-третьих, оно должно руководить и направлять высокое развитие духовной деятельности и творчества. Выполнение всех этих задач означало бы осуществление идеи блага как высшей «идеи», правящей миром.

 

        1.1 Разделение  труда

         В государстве Платона необходимые для общества в целом функции и виды работы разделены между специальными разрядами его граждан, но в целом образуют гармоничное сочетание. За основу для распределения граждан по разрядам Платон взял различие между отдельными группами людей по их нравственным задаткам и свойствам, но рассматривает он это различие по аналогии с разделением хозяйственного труда. В разделении труда Платон видит фундамент всего современного ему общественного и государственного строя. Он исследует и происхождение существующей в обществе специализации и состав отраслей получившегося таким образом разделения труда.

        Основная мысль Платона в утверждении,  что потребности граждан, составляющих  общество, разнообразны, но способности  каждого отдельного лица к  удовлетворению этих потребностей  ограничены. «Каждый из нас сам  для себя бывает недостаточен и имеет нужду во многих» [3, с. 257]. Отсюда необходимость возникновения общежития, или «города», «когда один из нас привлекает других либо для той, либо для иной потребности; когда, имея нужду во многом, мы располагаем к сожитию многих сообщников и помощников: тогда это сожитие получает у нас название города» [3, с. 257]. Значение разделения труда для общества Платон рассматривает не с точки зрения работника, производящего продукт, а исключительно с точки зрения интересов потребителей. Основное положение Платона состоит в том, что работник должен приспособляться к делу, а не дело к работнику. Каждая вещь, согласно Платону, производится легче и лучше и в большем количестве, «когда один человек, делая лишь одно, делает сообразно со своей природой, в благоприятное время, оставив все другие занятия» [3, с. 258]. В разделении труда Платон видит не только основу распадения общества на сословия , но также и основной принцип строения государства.

         Источником такого понимания  государства для Платона были его наблюдения над общественным строем современного ему Египта. Египет и для других авторов, современников Платона был образцом промышленной страны.

 В соответствии  со сказанным, разумное устройство  совершенного государства, по  Платону, должно основываться прежде всего на потребностях: устроит город, «как кажется, наша потребность» [3, с. 259].

         Перечисление  потребностей доказывает, что в  городе-государстве должны существовать  многочисленные отрасли общественного  разделения труда — не только работники, добывающие средства питания, строители жилища, изготовители одежды, но также и работники, изготовляющие для всех этих специалистов необходимые для них инструменты и орудия их труда. Кроме них. необходимы еще специализировавшиеся производители всевозможных вспомогательных работ, например скотоводы, доставляющие средства перевозки людей и грузов, добывающие шерсть и кожу.

          Потребность во ввозе необходимых  продуктов и товаров из других  стран и государств требует  производства излишка товаров для торговли ими, увеличения числа работников, изготовляющих эти товары.

          В свою очередь, развитая торговля  требует специальности и деятельности  посредников по купле и продаже,  по импорту и экспорту. Так,  к уже рассмотренным разрядам  разделения труда присоединяется разряд торговцев. Однако этим усложнение специализации не ограничивается: торговля по морю вызывает к жизни потребность в различных разрядах лиц, участвующих в перевозках товаров.

          Торговля, обмен товарами и продуктами  необходимы государству не только для внешних сношений, но и вследствие того же разделения труда между гражданами государства. Отсюда Платон выводит необходимость рынка и чеканки монеты как единицы, обмена. Возникновение рынка порождает разряд специалистов рыночных операций — мелких торговцев и посредников» скупщиков и перепродавцов.

         Для полного осуществления хозяйственной  жизни государства Платон считает  необходимым также специальный  разряд обслуживающих наемных  работников, продающих свою рабочую  силу за плату. Такими «наемниками» Платон называет людей, которые «продают полезность своей силы и именуют ее цену наемной платой» [3, с. 261].

         Указанными разрядами специализированного  общественного труда исчерпываются  работники, производящие необходимые для государства продукты либо так или иначе способствующие этому производству и созиданию порождаемых им потребительных ценностей. Это низший класс или разряд граждан в иерархии государства. Над ним у Платона стоят высшие классы: воинов-стражей и правителей.

          Весьма важную для общества  потребность образует нужда в  специалистах военного дела. Выделение  .их в особую отрасль общественного  разделения труда, по Платону,  необходимо не только ввиду  важности их профессии для  государства, но также и вследствие особой ее трудности, требующей и особого воспитания, и технического умения, и специальных знаний.

      Платон  постулирует для своего утопического  государства  полное  якобы

единомыслие его классов. Постулат этот  обосновывается  у  него  ссылкой  на

происхождение всех людей от  общей  матери-земли.  Именно  поэтому,  считает Платон, воины  должны  считать  всех  остальных  граждан  этого  государства своими братьями, но  вразрез  с  этим  постулатом  работники  хозяйственного труда  третируются как люди низшей породы. Их  следует  охранять  единственно для того, чтобы они могли без помех исполнять лежащие  на  них  обязанности, но никак не ради их самих. Философы добиваются от воинов, чтобы те  помогали им, как собаки помогают пастухам пасти стадо тружеников хозяйства.

      Полная  обособленность классов платоновского   утопического  государства

сказывается даже во внешних условиях их существования. Так, воины не  должны проживать в местах, где  живут работники производительного  труда.  Постоянное местопребывание воинов  -  лагерь,  расположенный  так,  чтобы,  наблюдая  и действуя  из  него,  воинам  было  удобно  возвращать  к  повиновению   всех восставших против установленного порядка, а также легко  отражать  нападение неприятеля, откуда бы он ни явился.

Люди - существа слабые,  подверженные  искушению,  соблазнам  и  порче

всякого рода. Чтобы избежать этого,  необходим  нерушимо  соблюдаемый  строй жизни - определить и  предписать  его  могут  только  правители-философы.  В платоновской утопии на первый план выдвигается нравственный принцип.

      Из исследования  отрицательных типов  государств  Платон  вывел,  будто

основная причина порчи  человеческих  обществ  и  государственных  систем  в

господстве материальных интересов и в их влиянии на поведение людей.

      Поэтому   устроители   наилучшего   государства   должны   не   только

позаботиться об организации  правильного  воспитания  именно  воинов-стражей, но и установить такой  порядок общежития, при кот устройство  жилищ  и  права на  имущественные  блага  не  могли  бы  стать  помехой   ни   для   высокой нравственности воинов, ни для безупречного исполнения ими  воинской  службы, ни для надлежащего отношения их к  людям  своего  класса  и  других  классов общества.

      Согласно  Платону основная черта этого порядка - лишение  воинов  права

на собственность. Все, что им необходимо, они должны получать от  работников производительного  труда, и притом в количестве не слишком  малом, не  слишком большом.

      Питание  воинов происходит в общих столовых. Весь  распорядок  и  рамки

жизни стражей направлены на ограждение их  от  губительного  влияния  личной собственности и  в первую очередь от тлетворного  влияния денег.

      Отсутствие  имущественных раздоров  внутри  класса  воинов  сделает  по

Платону  невозможным  ни  раздор  внутри  низшего  класса   работников,   ни

восстание их против обоих  высших классов.

      В конце своего  описания проектируемого им  государства   Платон  самыми

радужными  красками  изображает  блаженную  жизнь  членов  такого  общества, особенно воинов-стражей. Жизнь их прекраснее жизни  победителей  олимпийских состязаний. Содержание, которое они получают как плату за свою  деятельность по охране общества, дается и им  самим,  и  их  детям.  Они  почитаются  при жизни, они удостаиваются почетного погребения после смерти.

      Платона   почти  не  занимают  вопросы   устройства   жизни   и   труда

производящего класса, вопросы  его быта,  его  морального  состояния.  Платон

оставляет за  рабочими  принадлежащее  им  имущество  и лишь обусловливает пользование этим  имуществом.

        К  самому  труду  как   таковому,   отношение   Платона   не   только

безразличное,    но    скорее    даже    пренебрежительное.     Неизбежность

производительного труда для существования  и благосостояния общества в  целом не  делает  в  глазах  Платона  этот  труд  привлекательным  или   достойным почитания. На душу труд действует принижающим образом.  В  конце  концов  он удел тех, у кого способности  скудны  и  для  кого  нет  лучшего  выбора.

      Руководство платоновских правителей ограничивается требованием,  чтобы

каждый разряд работников выполнял только одну, указанную  ему свыше  отрасль работы. Ни о каком планировании процесса производства у Платона  нет и  речи. Точно так же нет  речи и ни о каком обобществлении средств производства.

      Бросается в глаза  то, что в платоновской  теории  разделения  труда  и

специализации отсутствует, даже не называется класс рабов.  Но  в  этом  нет

ничего  удивительного.  Проект  Платона  рассматривает  разделение  труда  в

государстве только между  его  свободными  гражданами.  Платон  не  забыл  о

рабстве. Рабство просто вынесено у него за скобки.

      В сущности, все   сословия  у  Платона  закабалены  одним  -  служением

вечному и абсолютному миру идей, или эйдосам.

      Разделение  умственного и физического труда  у Платона  абсолютизировано

и увековечено на все времена: одни только  мыслят  и  воюют,  другие  только

кормят. Разделение труда, преподносимое  Платоном в  виде  абсолютной  нормы, несомненно, заимствовано из практики рабовладельческой формации  и  доведено до степени египетского кастового строя.

 

       1.2 Нравственная  дискриминация

       При переходе от класса работников  производительного труда к классу  воинов-стражей бросается, в глаза то, что Платон нарушает принцип деления. Различия между отдельными разрядами класса производящих работников он характеризует по различиям их профессиональных функций.

        Предполагается, что в отношении  нравственных черт все эти  разряды стоят на одном и том же уровне: и земледельцы, и ремесленники, и купцы. Другое дело — воины-стражи и правители-философы. Для них необходимость обособления от групп работников, обслуживающих хозяйство, основывается уже не на их профессиональных особенностях, а на отличии их нравственных качеств от нравственных свойств работников производства. А именно: нравственные черты работников хозяйства Платон ставит ниже нравственных достоинств воинов-стражей и в особенности ниже — правителей государства.

Информация о работе Проект нового государства Платона