Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 14:40, доклад
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек,
который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования,
предстоящей смерти и достижении бессмертия.
Жизнь и смерть – две вечные темы духовной культуры человечества. О них
размышляли пророки и основоположники религий, философы и моралисты, деятели
искусства и литературы, педагоги и медики. Вряд ли найдётся взрослый человек,
который рано или поздно не задумался бы о смысле своего существования,
предстоящей смерти и достижении бессмертия. Только раннее детство или
старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих проблем.
Как бы то ни было, ответов на вопрос “Что такое жизнь?” – имеется слишком
много. Каждая наука и тем не более каждое философское или религиозное учение
предлагают свои варианты объяснений. Складывается впечатление, что ни одно из
толкований сути жизни не будет убедительным до тех пор, пока не удастся
постичь смысл смерти.
Люди пытаются постигнуть тайну человеческого бытия, решить извечные вопросы:
Что такое жизнь? Как продлить жизнь? Что есть смерть? Что будет после смерти?
Способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным? Что царит в
нашем мире – жизнь или смерть?
Смерть и потенциальное бессмертие – самая сильная приманка для
философствующего ума, ибо все наши жизненные дела должны, так или иначе,
соизмеряться с вечным. Человек обречён на размышления о смерти и в этом его
отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом. Правда, животные
чувствуют приближение смерти, их предсмертное поведение чаще всего напоминает
мучительные поиски уединения и успокоения. Наверное, смерть вообще – расплата
за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически бессмертны.
Когда организм становится многоклеточным, в него как бы встраивается механизм
самоуничтожения на определённом этапе развития, связанный с геномом.
Столетиями лучшие умы человечества пытаются хотя бы теоретически опровергнуть
этот тезис, доказать, а затем и воплотить в жизнь реальное бессмертие. Однако
идеалом такого бессмертия является не существование одноклеточного организма
и не ангельская жизнь в лучшем мире. С этой точки зрения человек должен жить
вечно, находясь в постоянном расцвете сил. «Остановись мгновенье» - это девиз
такого бессмертия, импульсом которого является, по словам Ортега-и-Гассета
«биологическая витальность», «жизненная сила», родственная той, «что колышет
море, оплодотворяет зверя, покрывает дерево цветами, зажигает и гасит
звёзды». Человек не может смириться с тем, что именно ему придётся уйти из
этого великолепного мира, где кипит жизнь.
Но, размышляя об этом, начинаешь понимать, что смерть, – пожалуй,
единственное, перед чем все равны, что стирает неравенство, на котором
основана земная жизнь.. В данном случае не так уж важно, кто «управляет»
миром – Бог, Дух, Космический Разум, объективная реальность, законы Природы.
Важно, что человек должен лишь осознать этот порядок и найти в его недрах, в
его устройстве зазор для «относительной самостоятельности», в которой он
будет видеть смысл своего бытия.
Но все же, поиск и обретение смысла жизни и деяний каждого человека носит
сугубо индивидуальный личностный характер.
Можно сказать, что смысл смерти и бессмертия, равно как и пути его
достижения, являются обратной стороной проблемы смысла жизни. Очевидно, что
эти вопросы решаются различно, в зависимости от ведущей духовной установки
той или иной цивилизации.
На решение проблем жизни, смерти бессмертия сильно влияет существующее
экономико-политическое и социальное состояние общества. Рано или поздно
человек задумывается над такими вечными проблемами, как жизнь, её смысл,
смерть и возможные пути обретения бессмертия. Любой человек имеет некоторое
понятие о жизни, смерти и бессмертии, которые накапливаются из различных
источников. В данной работе произведена попытка систематизировать и обобщить
основные критерии смысла жизни и попыток обретения бессмертия.
Если у человека есть нечто вроде инстинкта смерти, то каждый имеет
естественное, врождённое право не только жить, каким он родился, но и умереть
в человеческих условиях. Одной из особенностей 20-го века является то, что
гуманизм и гуманные отношения между людьми являются основой и залогом
выживания для человечества. Если раньше любые социальные и природные
катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство людей выживет и
восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать понятием,
производным от гуманизма.