Проблемы возникновения философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

Работа содержит 1 файл

философия1.docx

— 48.85 Кб (Скачать)

Введение.

    Мысли мудрых людей даже глубокого прошлого нам нужны и теперь. Изучение истории философии говорит о поучительности приобщения к летописи былой мудрости. И даже заблуждение гениальных умов куда более поучительны, нежели отдельные открытия просто способных людей, а тонкости и странности в рассуждениях мудрецов более богаты и полезны для нас, чем просто здравый смысл в суждениях среднего человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Возникновение  философии, ее этапы развития.

Философия, как особая форма мировоззрения и духовной культуры, зародилась лишь с возникновением рабовладельческого общества. Ее первоначальные формы появились в VII - VI веках до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Слово "философ" впервые  ввел в обращение древнегреческий  мыслитель Пифагор, называвший так  людей, стремящихся к высокой  мудрости, правильному образу жизни, познанию "единого во всем".

Возникновение философии  связано с глубинным поворотом  в духовной истории человечества, происходившим в период между VIII и II веками до н.э. Немецкий философ  К. Ясперс назвал этот уникальный период во всемирной истории "осевым временем".

В эту эпоху были разработаны  основные категории, заложены основы мировых религий, и сегодня остающихся наиболее влиятельными. Именно в это время человек осознает свое бытие в целом, начинает ощущать себя как личность перед лицом беспредельного мира. Во всех направлениях совершался переход от замкнутости к универсальности, заставивший многих пересмотреть прежние, бессознательно утвердившиеся воззрения и обычаи. Перемены, осуществившиеся в эпоху "осевого времени", имели огромное значение  для последующего духовного развития человечества. Произошел резкий поворот в истории, означавший появление человека такого типа, какой сохранился по настоящее время.1

Философия, возникшая как  закономерный ответ на  новые  потребности духовного развития общества в эпоху "осевого времени", отличается от мифологии и религии  следующими качествами:

  • рациональным характером объяснения действительности (базиро-ванием на универсальных научных понятиях, опорой на данные науки, логичностью и доказательностью);
  • рефлексивностью, т.е. постоянным самоанализом, возвращением к своим исходным предпосылкам, "вечным" проблемам, критическим переосмыслением их на каждом новом этапе. Философия является рефлексивным "зеркалом" не только для себя самой, но и для науки, культуры, общества в целом. Она выступает как их самоотражение, самосознание;
  • свободомыслием и критичностью, направленными против предрассудков, сковывающего догматизма, слепой веры в “абсолютные” авторитеты. Критический дух философии, выраженный в древнем изречении: "подвергай все сомнению", является одним из ее стержневых идеалов.

Философия не стояла на месте, а постоянно развивалась.

История мировой философии  делится на:

    1. Возникновение мировой философской мысли. Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей эры.
    2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры
    3. Средневековая философия V век н. э. – XIV век н.э.
    4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
    5. Философия Нового времени (буржуазная классическая философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.
    6. Неклассическая современная философия сер. XIX века н.э. – современное время.

    Приведем краткую характеристику основных этапов философии, основные идеи, высказываемые философами того времени.

    1.Философия возникает сразу в нескольких очагах, наибольшего развития она получает в Индии, Китае и Древней Греции. На этом этапе наибольший интерес философов был направлен на попытку открытия основ мироздания, рассматривались вопросы смерти и бессмертия, впервые развивался интерес к человеку.

    Индия.

    Основными течениями философии являются:

    Ведическое направление сформулировано во II веке до н.э. Основная позиция: мир вечен, в мире cуществуют две сферы: природы и людей  Задача: избавить человека от страданий этом мире путем освобождения ума от материи.

    Неортодоксальные(не являются поддержателями законов "Веды")

    Философия  буддизма Основана в VI в до н.э. царевичем Сиддхардом (Буддой). Учение Будды: мир вечен, никем не создан состоит из 5 первоначал и дхарм. Душа - комбинация дхарм - смертна. Cмысл жизни: уйти в мир нирваны. В I в. до н. э. возникают 2 направления: Хинаяна и Махаяна.

    Китай

    Во 2 тыс. до н.э. - религиозно-мифологическое мировоззрение: мир - хаос, в котором небом управляет ян (мужское начало), а землей - инь (женское).

    1 тыс. до н. э. - натурфилософская концепция: в результате взаимодействия эфира (ци)  на нь и ян  появилось 5 первоначал и дао ("путь").

    Даосизм

    Основан Лао-цзы в 604 г. до н. э. Дао - всеобщая закономерность, первооснова и завершение всего существующего; вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно; присутствует везде.

    Конфуцианство

    Основатель - Кун-цзы (551 - 471 гг. до н.э.). Небо - высшая сила и грозный повелитель, судьба и рок. Основа порядка в стране - ли (церемонии и ритуалы). Каждый должен следовать дао - "правильный путь" '.Конфуций развивал концепцию политики: лучше , если бы народ знал, поэтому нужно его просвещать.

    Античная философия

    На этом этапе рассматриваются вопросы первооснов мира, философия «космоцентризма», с именами античных философов связан и рост интереса к человеку.

    Материалистическая философия Древней Греции

    Милетская школа:

    Основной предмет обучения Архэ – первоначало мира.

    Фалес (624 - 547 гг до н.э.): Архэ (первоначала мира ) - вода, Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.) - это апейрон (первоначальная материя, из которой возник мир; сочитание  противоположностей), Анаксимен (588 – 525  гг. до н.э.). Архэ - воздух, от степени его уплотнения появляются вода, огонь, земля и т.д., Гераклит Эфеский (к .VI - н. V вв.). Архэ - огонь, душа состоит из огня и воды.

    Кроме этого греков волновал вопрос изменяемости мира. «Элиаты»: Ксенофан и Зенон (сер. VI - н. V в.) - считали, что все в мире из воды и земли. Мир вечен, неизменяем, в целом постоянен. Движение - диaлектика прерывного и непрерывного.

    Впервые были рассмотрены вопросы бытия и небытия: Левкипп (500 - 440 гг до н. э. ) утверждал, что небытие существует нисколько не менее, чем бытие (совокупность атомов). Изменение вещей - результат изменения порядка и положения атомов.

    Идеалистическая философия.
 

     Пифагор(582 - 500 гг до н.э.) считал, что истинное познание лежит через разум и логику, результат деятельности которой является математика. Вся Вселенная - гармония и число, мир возникает из противоположностей.

    Школа софистов(V в до н.э.):

    Протогор (481-411 гг до н. э.). его убеждения можно выразить следующим образом: человек - мера всех вещей, каким человек видит мир, таким он его и воспринимает. Объективной истины не существует.

    Горкий (483-373 гг до н. э.) Отрицает существование: если существует, то непознаваемо, а если существует и познаваемо, то знания свои не может передать другому. Каждый человек живет в своем мире, принадлежащем только ему.

    Сократ(469-399 гг. до н.э.) Считал, что цель философии - научить человека, как должно ему жить. "Я знаю только то, что я ничего не знаю - с этого начинается путь познания".

    Платон (427-347 гг. до н. э.). Парадокс знаний: "если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать, а если ты ничего не знаешь, то как найдешь что искать". Душа бессмертна - она причина самого себя.

    Аристотель(324-322 гг. до н.э.) вершина классической античной философии. Проблема философии: проблема отношения единичных вещей и общих понятий(идей). Высшие роды бытия - категории (отражают объективные отношения вещей). Источник движения, существующий вне материи - форма (активное начало).

 

    Эллинско-римская философия

 

    Эпикур(341-270 до  н.э.). Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из позиции вечности материи, обладающей внутренним источником движения.

    Стоики (к. IV в до н.э.) - Зенон и Хрисипп место и роль науки определили следующим образом: логика - ограда, физика - плодотворная почва, этика - ее плоды, главная задача философии - в этике.

    Скептики (IV в до н. э.) - Пиррон, Аркселай, Карнеад проповедовали воздержание от суждений для достижения душевного спокойствия(атараксии) и тем самым счастья, которое и есть цель философии.

    Средневековая философия

 

     В странах западной Европы V-XV века. Господствующая идеология - религиозная. Мистика - познание бога через чувства, эмоции без участия разума. Путь познания мира: смирение, любовь, удивление перед Богом, экстаз. Схоластика - путь познания бога - рационально-логический

    Этот этап развития философии не дал много ярких имен. Тем не менее в данном контектсте можно привести личности Блаженный Августин (354-430 гг), Фома Аквинский (1225-1274 гг).

Философия Возрождения

    Характеризуется интересом к человеку (гуманизм - Основные идеи гуманистической философии: 1.Природное начало человека, 2.Антиаскетизм, 3.Радость земного существования, 4.Проблемы достоинства человека, 5.Гармония материальных и духовных начал.), и науке, обществу.

    Первый гуманист - ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (1304-1374)

    Ярким философом и литератором был ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (1265-1321), считавший, что Бог и человек не противостоят друг другу -это взаимное единство.

    Представителем натурфилософии Ренессанса был ДЖОРДАНО БРУНО (1546-1600). Основной призыв его философии: борьба за добро. Основная задача человека-преодоление страха. Мерило нравственности -поступки человека. Человек должен стремиться к бесконечности.

    Социальные теории высказывал целый ряд философов, но они были различны.

  • Идеология централизованного государства:

    НИККОЛО МАККИАВЕЛЛИ (1469-1527), утверждавший понимание общества, как суммы независимых индивидуумов. Побудительный момент действия человека-эгоизм. ”Человек скорее забудет смерть отца, чем момент лишения имущества”. Государство не зависит от церкви. Необходимо государство светское, а не церковное.

  • Предшественники утопического социализма:

    ТОМАС МОР (1479-1535) Главное его произведение - книга “Утопия”. Утопия - место которого нет. На этом острове частной собственности нет. Труд-это обязанность всех членов общества. Государство осуществляет учёт и распределение всех произведенных продуктов, а непосредственной организацией производства занимается община.

    ТОММАЗО КОМПАНЕЛЛО (1568-1639). Автор учения-”Город солнца”. В своём учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Государственное устройство “солнечного” города: во главе-жрец, первый духовник. Его помощники - Власть, Мудрость, Любовь, которые занимаются вопросами войны и мира, ремеслом, свободным искусством, образованием, контролем рождаемости, воспитанием, медициной. Компанелло придерживается взглядов истинного христианина. Призывает к ликвидации частной собственности и эксплуатации. Убежден в возможности осуществления этого силой масс, силой переворота, восстания. Выдвигает требование всемирного объединения людей под властью Папы.

    Следующий этап в развитии философии Философия нового времени, которая имеет собственную периодизацию.

1.Начало формирования философского мышления нового времени.

    ФРЭНСИС БЭКОН (1561-1626). Суть философских идей: основная задача философии - познание природы и подчинение её власти человека. Познание начинается с чувственного опыта.

    РЕНЕ ДЕКАРТ (1596-1650) - рационалист. Ставит проблему нового метода научного исследования. Всё имеет свою причину. ”Существует вокруг меня объективный мир, как причина моих впечатлений, ощущений”.У человека есть врожденные идеи, например, идея Бога.

2.Английская  философия XVII века.

    ТОМАС ГОББС (1588-1679) - рационалист материалист. Разрабатывает теорию истины. Истина не в вещах, это свойство суждений о вещах. Социальная доктрина: люди от природы равны. Сначала война всех против всех, затем люди поняли что они погибнут, и договорились о создании государства, отдавая ему все права.

    ДЖЕЙМС ЛОКК (1632-1704). Основное в его философии-гносеология. Нет врождённых идей, всё познание из опыта и в опыте. Первичные качества присущи вещам независимо от того воспринимаем мы их или нет:объём, форма, число, движение. Вторичные качества возникают в результате воздействия тел на наши чувства: цвет, запах, вкус.

 

3.Рационализм  европейской философии  XVII века.

    БЕНЕДИКТ СПИНОЗА (1632-1677) заимствует терминологию Декарта. Врожденных идей нет. Человек должен познать свои аффекты: вожделение, радость, печаль. Существующие государства - это способы обуздания людей. Один из основоположников критики Библии.

    ГОТФРИД  ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ (1646-1716) - рационалист. Его философия -переход от материализма к объективному идеализму.

4.Просвещение.

    ФРАНСУА МАРИ АРУЭ ВОЛЬТЕР (1694-1778) - считал, что мир-целесообразен, а человек-разумен. Значит есть разумный творец. Различал три вида правления: деспотизм, монархия, республика.

    ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778). Основная тема философских рассуждений - судьба личности в обществе. Чувства просыпаются в человеке раньше, чем разум, следовательно, они важнее. Гармонии в обществе нет. Три ступени общественного неравенства:

1.расслоение на богатых  и бедных

2.возникновение государства:  ”богатые и бедные заключают  договор о власти”.

3.законная власть превращается  в деспотизм.

    ДЕНИ ДИДРО (1713-1784). По его теории, природа никем не сотворена и в не её нет ничего. Мир вокруг нас постоянно зарождается и исчезает.

5. Немецкая  классическая философия.

    ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804) – автор учения о познании. Источники познания: чувственность, рассудок.

    ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831). Его философия основана на идеализме. Исходное понятие-абсолютная идея-начало начал. Её атрибуты: всеобщность, деятельность.

Информация о работе Проблемы возникновения философии