Проблемы свободы человека в средневековой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:59, реферат

Описание работы

Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности.

Работа содержит 1 файл

Проблемы свободы человека в средневековой философии.docx

— 18.66 Кб (Скачать)

  Проблемы  свободы человека в средневековой  философии

  Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы  личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и  гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах  массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется  Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие  разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные  пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория  свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

       Свобода как одна из основных философских  категорий характеризует сущность человека и его существование. В  истории философской мысли это  понятие прошло длительную эволюцию - от "отрицательной" (свобода от) до "положительной" (свобода для) трактовки.

       Только  понимание свободы как потенциальной  способности человека к свободному выбору альтернативы, как возможности  мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или  внешнего принуждения дает личности возможность обретения духовной свободы, обретения человеком самого себя.

       Свобода, следовательно, не абсолютна и воплощается  в виде осуществления возможности  путем выбора определенной цели и  плана действий. Она тем больше, чем лучше человек сознает  свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находиться в его распоряжении, чем в большей степени он может  воспользоваться благоприятными тенденциями  развития общества и противодействовать неблагоприятным.

  Свобода есть специфически человеческий способ бытия: «Мера свободы входит в  понятие человека». Мера свободы  как творческого самовоплощения человека определяется уровнем развития производительных сил, от состояния  науки и техники, от социальных отношений  и политического строя данного общества. И если объем человеческой свободы является мерой общественного прогресса, то сам прогресс зависит от степени свободы, которой люди располагают в своей деятельности. Личность, как таковая, обладает реальностью своей свободы, выражающейся в свободе выбора из совокупности возможностей, предоставляемых ей обществом. 

       Для средневековых же философов, начиная  с самых ранних, между человеком  и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого  мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам  сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует  и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в  рамках христианской традиции сложились  представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п.

       Но  как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие  из божественных свойств составляют сущность человека?

       Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка  всего сущного. Решив создать  человека, он должен был сделать  его царем над всеми животными. А царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен свободы, то какой- же это царь?), во-вторых, чтобы  было над кем царствовать. И Бог  наделяет человека разумом и свободной  волей, то есть способностью рассуждения  и различения добра и зла: это  и есть сущность человека, образ  божий в нем. А для того, чтобы  он мог сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и  существ, Бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с  природой, над которой он призван  царствовать.  

       Свобода и несвобода занимают особое место  среди центральных категорий  социальной действительности раннего  средневековья, имеющих прямое отношение к процессу становления феодализма. Современное понятие свободы предполагает независимость от кого бы то ни было.

       Средневековое общество, строившееся на неравенстве  и зависимости, тем не менее не было царством несвободы. Лишь при первом и очень грубом приближении оно  делится на свободных и несвободных. Когда мы говорим о свободе в средние века, то необходимо всякий раз ставить вопрос: чья это свобода — дворянина, бюргера, крестьянина, так как содержание и смысл свободы каждого из них были различны.

       На  всех стадиях истории феодального  общества сохраняется многообразие степеней зависимости. Средневековое  крестьянство всегда разбито на многочисленные социально-правовые прослойки, разряды  и группки, каждая со своим, ей присущим статусом, правами и правовыми  ограничениями. Сколь ни скромны  были правовые возможности крестьянина, сколь ни сильна была его зависимость  и подчиненность господину, за ним  признавались какие-то права, имущественные  и личные.

       Проблема  личного статуса — одна из центральных  проблем права в средние века. Дело в том, что как право обладания землей, так и личные права человека были в конечном счете обусловлены принадлежностью его к коллективам: к роду, семье, племени. Вне этих коллективов не могло быть ни свободы, ни владельческих прав индивида, и поставленный вне них (т. е. «вне закона») преступник, изгой, лишался не только прав на землю и прав свободного соплеменника, но и права на жизнь: всякий мог его убить, как зверя. Таким образом, и владельческие права, и свобода-полноправие члена варварского общества были функцией его принадлежности к этому обществу и к образовавшим его ячейкам.

       Свобода в средневековом обществе — это  не независимость, не самоопределение. «Иметь сеньора нисколько не противоречило  свободе». Быть свободным не значит ничему и никому не подчиняться. Напротив, чем свободнее человек, тем в  большей мере он подчинен закону, обычаю, традиционным нормам поведения. Действительно, раб не подчинен закону, тогда как свободный человек обязан ему повиноваться. Можно говорить о «свободной несвободе» и, соответственно, о «не свободной свободе» в средние века.

       Другую  особенность средневековой свободы  составляло то, что она не имела  вполне индивидуального характера. Обладать свободой в той или иной степени значило принадлежать к  группе, социальному слою, сословию, которое пользовалось определенными, только ему присущими правами, привилегиями, особым статусом, и в рамках которого все его члены были равными. Вне  этого сословия соответствующие  права не имели смысла и не существовали. Средневековая свобода — корпоративная  свобода, регламентируемая правилами  корпорации.

Информация о работе Проблемы свободы человека в средневековой философии