Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 16:59, реферат
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности.
Проблемы свободы человека в средневековой философии
Сегодня
в современном нам обществе мы
пытаемся восстановить ценность свободы
личности, которая формально
Свобода
как одна из основных философских
категорий характеризует
Только
понимание свободы как
Свобода, следовательно, не абсолютна и воплощается в виде осуществления возможности путем выбора определенной цели и плана действий. Она тем больше, чем лучше человек сознает свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленных целей находиться в его распоряжении, чем в большей степени он может воспользоваться благоприятными тенденциями развития общества и противодействовать неблагоприятным.
Свобода
есть специфически человеческий способ
бытия: «Мера свободы входит в
понятие человека». Мера свободы
как творческого самовоплощения
человека определяется уровнем развития
производительных сил, от состояния
науки и техники, от социальных отношений
и политического строя данного
общества. И если объем человеческой свободы
является мерой общественного прогресса,
то сам прогресс зависит от степени свободы,
которой люди располагают в своей деятельности.
Личность, как таковая, обладает реальностью
своей свободы, выражающейся в свободе
выбора из совокупности возможностей,
предоставляемых ей обществом.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек - пришелец из другого мира (который можно назвать "небесным царством", "духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться. Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции сложились представления, ставшие затем штампами: человек - царь природы, венец творения и т.п.
Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие из божественных свойств составляют сущность человека?
Вот
как отвечает на этот вопрос один из
отцов церкви - Григорий Нисский. Бог
- прежде всего царь и владыка
всего сущного. Решив создать
человека, он должен был сделать
его царем над всеми животными.
А царю необходимы две вещи: во-первых,
это свобода (если царь лишен свободы,
то какой- же это царь?), во-вторых, чтобы
было над кем царствовать. И Бог
наделяет человека разумом и свободной
волей, то есть способностью рассуждения
и различения добра и зла: это
и есть сущность человека, образ
божий в нем. А для того, чтобы
он мог сделаться царем в мире,
состоящим из телесных вещей и
существ, Бог дает ему тело и животную
душу - как связующее звено с
природой, над которой он призван
царствовать.
Свобода и несвобода занимают особое место среди центральных категорий социальной действительности раннего средневековья, имеющих прямое отношение к процессу становления феодализма. Современное понятие свободы предполагает независимость от кого бы то ни было.
Средневековое общество, строившееся на неравенстве и зависимости, тем не менее не было царством несвободы. Лишь при первом и очень грубом приближении оно делится на свободных и несвободных. Когда мы говорим о свободе в средние века, то необходимо всякий раз ставить вопрос: чья это свобода — дворянина, бюргера, крестьянина, так как содержание и смысл свободы каждого из них были различны.
На всех стадиях истории феодального общества сохраняется многообразие степеней зависимости. Средневековое крестьянство всегда разбито на многочисленные социально-правовые прослойки, разряды и группки, каждая со своим, ей присущим статусом, правами и правовыми ограничениями. Сколь ни скромны были правовые возможности крестьянина, сколь ни сильна была его зависимость и подчиненность господину, за ним признавались какие-то права, имущественные и личные.
Проблема личного статуса — одна из центральных проблем права в средние века. Дело в том, что как право обладания землей, так и личные права человека были в конечном счете обусловлены принадлежностью его к коллективам: к роду, семье, племени. Вне этих коллективов не могло быть ни свободы, ни владельческих прав индивида, и поставленный вне них (т. е. «вне закона») преступник, изгой, лишался не только прав на землю и прав свободного соплеменника, но и права на жизнь: всякий мог его убить, как зверя. Таким образом, и владельческие права, и свобода-полноправие члена варварского общества были функцией его принадлежности к этому обществу и к образовавшим его ячейкам.
Свобода в средневековом обществе — это не независимость, не самоопределение. «Иметь сеньора нисколько не противоречило свободе». Быть свободным не значит ничему и никому не подчиняться. Напротив, чем свободнее человек, тем в большей мере он подчинен закону, обычаю, традиционным нормам поведения. Действительно, раб не подчинен закону, тогда как свободный человек обязан ему повиноваться. Можно говорить о «свободной несвободе» и, соответственно, о «не свободной свободе» в средние века.
Другую
особенность средневековой
Информация о работе Проблемы свободы человека в средневековой философии