Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 12:56, контрольная работа
В начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира – с другой.
Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание - сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Фрэнсис Бэкон и принципы его философии…………………………...4
1.1. Биография Фрэнсиса Бэкона…………………………………...………….4
1.2. Философия Ф. Бэкона……………………………………………..……….6
Глава 2. Индукция Бэкона………………………………………………………..9
2.1. Теория индукции………………………………………………………...…9
2.2. Проблемы и трудности индукции………………………………………..10
Заключение…………………………………………………………………...…..14
Список использованной литературы…………………………………………...15
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.Фрэнсис Бэкон и принципы его философии…………………………...4
Глава 2. Индукция Бэкона………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
В начале XVII века европейская мысль была готова к систематической философии, опирающейся на идеи самоценности разума, с одной стороны, и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира – с другой.
Первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии, был Ф. Бэкон. Именно Ф. Бэкон кратко выразил одну из основополагающих заповедей нового мышления: «Знание - сила». В знании, в науке Бэкон видел мощный инструмент прогрессивных социальных изменений.
Основная
заслуга Бэкона видится в том,
что он отстаивал самоценность научного
и философского метода, ослабив традиционно
сильную связь между философией
и теологией. Ф. Бэкон, певец нового
подхода к природе, доказывал, что
«ни голая рука, ни предоставленный
самому себе разум не имеют большой
силы». При этом Знание и могущество
человека совпадают, поскольку незнание
причины затрудняет действие. Для
бэконовской методологии
Глава 1.Фрэнсис Бэкон и принципы его философии
Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 г. в Лондоне, в Йорк-Хаузе на Стренде, в семье одного из высших сановников елизаветинского двора, сэра Николаса Бэкона.
Весной
1573 г. мальчика посылают учиться в
Тринити колледж в Кембридж. Реформация
в значительной мере ослабила зависимость
от церкви и монашеских орденов двух
основных национальных центров науки
и образования Англии. Оксфорд
и Кембридж приобретали светский
характер, и здесь обучалась молодежь,
желающая в будущем получить какие-нибудь
государственные должности. Желая
подготовить сына к государственной
службе, Николас Бэкон отправляет
шестнадцатилетнего юношу в Париж,
где он приобщается к составу
английского посольства. Но вот смерть
отца в феврале 1579 г. заставляет Бэкона
возвратиться в Англию, как младший
сын он получает скромное наследство
и теперь вынужден серьёзно задуматься
о своём будущем положении. Бэкон
поступает в юридическую
Между
тем юриспруденция была далеко не
главным предметом интересов
широкообразованного и
Несмотря на бурную политическую деятельность, всю свою жизнь вел активные научные изыскания. Разработал индуктивный метод, суть которого видел в опытном изучении природы, полагая, что научное знание проистекает не просто из непосредственных чувственных данных, а именно из целенаправленно организованного опыта, эксперимента. Для науки, в понимании Бэкона, важны как светоносные опыты, поставленные с целью открытия новых свойств явлений, их причин или аксиом, дающих материал для последующего более полного и глубокого теоретического понимания, так и «плодоносные» - имеющие реальное практическое значение в промышленности и улучшении жизни людей. Он исследовал функцию науки в жизни и истории человечества, усматривая возможность усиления могущества человека над природой в преодолении заблуждений «идолов» (призраков) разума; разработал этику научного исследования; попытался сформулировать основы новой техники; заложил фундамент современной классификации наук, ставший для европейской философии определяющим принципом конституирования научного знания.
Основные
положения его философии
Фрэнсис
Бэкон явился родоначальником эмпиризма.
Как и большинство мыслителей
его эпохи, он, считая задачей философии,
создание нового метода научного познания,
переосмысливает предмет и
Наука - средство, а не цель сама по себе; её миссия в том, чтобы познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей. «…речь идёт, - говорил Бэкон, имея в виду назначение науки, - не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе в практике. Ибо человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько охватил в порядке природы делом и размышлением; и свыше этого он не знает и не может. Никакие силы не могут разорвать или раздробить цепь причин; и природа побеждает только подчинением ей. Итак, два человеческих стремления - к знанию и могуществу - поистине совпадают в одном и том же…» Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание – сила», в котором отразилась практическая направленность новой науки.
В широком смысле слова философия, по Бэкону, это система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (другой способности - памяти - соответствует история, воображению - поэзия). В узком смысле слова философия - учение о видах знания и их соотношении, учение о методе (органоне) познания.
Но для того чтобы овладеть природой и поставить её на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. В средние века, да и в античности, наука, говорит Бэкон, пользовалась главным образом дедуктивным методом, образцом которого является силлогистика Аристотеля. С помощью дедуктивного метода мысль движется от очевидных положений (аксиом) к частным выводам. Такой метод, по Бэкону, не является результативным, он мало подходит для познания природы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, то есть должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. А такой метод носит название индуктивного. Индукция (что в переводе значит «наведение») была описана Аристотелем, но последний не придавал ей такого универсального значения как Бэкон.
Простейшим случаем индуктивного метода является так называемая полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство. Однако в науке роль полной индукции не очень велика. Гораздо чаще приходится прибегать к неполной индукции, когда на основе наблюдения конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе неполной индукции лежит заключение по аналогии; а оно всегда носит лишь вероятный характер, но не обладает строгой необходимостью. Пытаясь сделать метод неполной индукции по возможности более строгим и тем самым создать «истинную индукцию», Бэкон считает необходимым искать не только факты, подтверждающие определённый вывод, но и факты, опровергающие его.
Таким образом, естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением, причём главное знание имеют именно исключения. Должны быть собраны по возможности все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Если удастся найти какой-либо признак, который всегда сопровождает данное явление и который отсутствует, когда этого явления нет, то этот признак можно считать «формой», или «природой», данного явления. С помощью своего метода Бэкон, например, нашёл, что «формой» теплоты является движение мельчайших частиц тела.
Творчество Бэкона оказало сильное влияние на ту общую духовную атмосферу, в которой формировались наука и философия XVII века, особенно в Англии. Не случайно бэконовский призыв обратиться к опыту и эксперименту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И. Ньютон и др.
Однако
нельзя не отметить, что английский
философ сделал чрезмерный акцент на
эмпирических методах исследования,
недооценив при этом роль рационального
начала в познании, и прежде всего
- математики. Поэтому развитие нового
естествознания в XVII веке пошло не совсем
по тому пути, который ему предначертал
Бэкон. Индуктивный метод, как бы
тщательно он ни был отработан, всё
же в конечном счёте не может дать
всеобщего и необходимого знания,
к которому стремится наука. И
хотя бэконовский призыв обратиться
к опыту был услышан и
Глава 2. Индукция Бэкона
2.1. Теория индукции
Индукция (от лат. Inductio – наведение, побуждение) есть формальнологическое умозаключение, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими словами, это есть движение нашего мышления от частного к общему.
Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания природы.
Перечислим некоторые
Во-первых, средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», как называет их Бэкон, на которые, вообще говоря, разлагаются все конкретные физические тела.
Во-вторых, задача бэконовской индукции - выявить «форму», в
перипатетической терминологии «формальную» причину, а отнюдь не «действующую» или «материальную», которые, по его мнению, частны и преходящи и поэтому не могут быть неизменно и существенно связаны с теми или иными простыми свойствами.
Информация о работе Проблемы и трудности Бэконовской индукции