Проблемы гносеологии в современной западной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:37, реферат

Описание работы

Мой доклад-исследование имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, в которой представлены основные проблемы:
Проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»;
Проблема субъекта и объекта познания;
Проблема рациональности в философии и науке.
Проблема истины и ее критериев.

Содержание

Введение ____________________________________________________1 с.
Основная часть:
Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы:_________________________________________________________3 с.
Проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»; ________________________________4 с.
Проблема субъекта и объекта познания; ______________________6 с.
Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм; _______________________________________________9 с.
Проблема истины и ее критериев. __________________________12 с.
Заключение_______________________________________________15 с.
Литература________________________________________________16 с.

Работа содержит 1 файл

Проблемы гносеологии в современной западной философии.docx

— 45.25 Кб (Скачать)

              Проблемы гносеологии в современной западной философии.

                                                      Содержание:

  1. Введение ____________________________________________________1 с.
  2. Основная часть:

    Гносеология (теория познания): исходные принципы и  проблемы:_________________________________________________________3 с.

  • Проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»; ________________________________4 с.
  • Проблема субъекта и объекта познания; ______________________6 с.
  • Проблема рациональности в философии и науке. Сциентизм и антисциентизм; _______________________________________________9 с.
  • Проблема истины и ее критериев. __________________________12 с.
  1. Заключение_______________________________________________15 с.
  1. Литература________________________________________________16 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Введение.

     Проблемы  познания, условий его возможности  и адекватности, путей достижения истины, соотношения научного и вненаучного знания, познания и переживания - весь круг вопросов, касающихся познавательной реальности, изучается гносеологией. Гносеология или теория познания - раздел философского знания, в котором рассматриваются вопросы сущности познавательной деятельности, ее предпосылок, условий достижения адекватного знания. Термин "гносеология" происходит от греческих слов "gnosis" - знание и "logos" - понятие, учение, разум.  Гносеологию следует отличать от эпистемологии - раздела теории познания, в котором рассматриваются только проблемы научного познания. "Episteme" переводится с греческого как "знание", "умение", "наука". Поскольку знание может существовать не только в научной форме, а гносеология должна изучать сущность любой познавательной деятельности независимо от типа знания, то ошибочно отождествлять гносеологию и эпистемологию. Конечно, современная гносеология во многом ориентирована на постижение именно научного знания, однако эта тенденция не дает основания для полного отождествления гносеологии и эпистемологии.

     Основная  задача моей работы – дать характеристику основным проблемам гносеологии, существующим в современной западной философии, рассмотреть мнения философов по вопросам, которые затрагиваются в работе.

     Мой доклад-исследование имеет четкую структуру  и состоит из введения, основной части, в которой представлены основные проблемы:

      1. Проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»;
      2. Проблема субъекта и объекта познания;
      3. Проблема рациональности в философии и науке.
      4. Проблема истины и ее критериев.

Работа  завершается заключением, в котором  представлены основные выводы и списком  используемой литературы.

        

            Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы.

     Великий немецкий философ И. Кант первым поставил вопросы, которые составляют предмет философских размышлений, – вопрос «Что я могу знать?». Действительно, решение человеком других философских проблем – о том, как ему жить и действовать в этом мире, на что он может рассчитывать и полагаться – во многом зависит от того, что именно человек знает и может знать о мире, о себе, о других людях, об обществе в целом. Поэтому проблема познавательных возможностей человека так же стара, как и сама философская наука. Спектр подобных проблем составляет содержание философской теории познания – гносеологии. Познавательная проблематика присутствует так или иначе в любом философском учении, хотя и проявляется в разной мере: гносеологический акцент сильнее заметен в тех случаях, когда философия традиционно ориентируется на науку, считает ее своим эталоном, слабее познавательная проблематика представлена в тех философских течениях, которые более критично относятся к возможностям науки. Словом, любой философ решает для себя те или иные проблемы человеческого познания, используя свои сознательные или стихийные выводы при анализе других интересующих его вопросов. Вместе с тем все они исходят из некоторых общих подходов и допущений, которые объясняют, почему вообще возможно человеческое познание, и тем самым как бы «оправдывают» существование философских теорий этого процесса.

     Основными проблемами теории познания являются:

      1. Проблема познаваемости мира, которую можно выразить в форме вопроса: «Познаваем ли мир?»;
      2. Проблема субъекта и объекта познания;
      3. Проблема рациональности в философии и науке.
      4. Проблема истины и ее критериев.

 

             Проблема  познаваемости мира.

Одним из важнейших вопросов теории познания (гносеологии) является вопрос: познаваем ли мир? Попытки ответить на него уходят своими корнями в глубокое прошлое, - возникнув в античности (и еще ранее в восточной философии), они пронизывают средневековье, захватывают Новое время, продолжаются в наши дни. В решении данного вопроса в истории философской мысли традиционно выделяют следующие основные позиции: скептицизм, агностицизм, гносеологический оптимизм.                                                                       

     В Новое время скептицизм развился в агностицизм (от греч. а - не; gnosis – знание). Принято говорить о двух формах (разновидностях) агностицизма: юмовского и кантовского.

     Д. Юм (английский философ, психолог, историк) утверждал, что наши ощущения, восприятия имеют неизвестную природу. На вопрос о том, чем они вызываются, можно дать, считает Д. Юм, разные ответы, которые в равной степени могут быть обоснованы. Так, с позиций материализма источник наших ощущений – тела, вещи, объекты материального мира. С позиций идеализма – мировой дух или сознание субъекта. Как можно проверить истинность этих утверждений? Для этого надо стать вне своих ощущений и посмотреть на себя как бы со стороны. Но этого ни один человек сделать не может, так как это равносильно тому, чтобы, стоя у окна, увидеть себя идущим по улице. Следовательно, не надо и ставить вопроса об источнике ощущений. Надо лишь довольствоваться самими ощущениями и восприятиями. Современный позитивизм в той или иной степени продолжает эту же линию Д. Юма. Так, Бертран Рассел (1872-1970 гг., англ. математик, логик, социолог и философ) почти дословно повторяет Д. Юма: «Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне».

     И. Кант, родоначальник немецкой классической философии, утверждал, что вещи, тела, объекты существуют независимо от сознания человека, т.е. объективно. Но человек не способен постичь сущность этих вещей. Они остаются «вещами в себе» и никогда не смогут стать «вещами для нас», т.е. раскрыться нам. Человек может познать лишь мир «явлений», т.е. ощущений, которые эти вещи в нас производят, а не мир сущностей. Ощущения, восприятия не адекватны вещам и человеческое сознание не может совершить «трансцензус» (переход) из одной области в другую, т.е. от мира явлений к миру сущностей, из области посюстороннего в область потустороннего. Такой «трансцензус» возможен только для веры. Агностицизм вызывал критику уже современников. Например, Гегель высмеивал И. Канта за его агностицизм. Но, будучи представителем объективного идеализма, Гегель не мог дать достаточно обоснованной и последовательной критики агностицизма.

     Позиции гносеологического оптимизма разделяют  все материалисты и значительная часть идеалистов. Например, у Платона  теория познания – это «припоминание» душой прежних впечатлений, приобретенных ею до вселения в человеческое тело. Для Гегеля же, по замечанию Ф. Энгельса, утвердительный ответ подразумевается сам собой, так как мышление может познать то содержание, которое заранее было содержанием мысли. В учении Э. Гуссерля познание трактуется как умозрительное, интуитивное, «непосредственное созерцание содержащихся в нашем сознании феноменов». А неотомизм основой познания называет «божественное откровение», посредством которого Бог делает человеку доступными «высшие ценности». Для представителей метафизического материализма было характерным рассмотрение субъекта и объекта познания как двух природных систем, первое из которых пассивно воспринимает воздействие второй. Для субъективного идеализма «мир – совокупность моих ощущений». Значит то, что порождено сознанием субъекта, может быть им и познано. Надо лишь правильно описать свои ощущения. Как видим, за общим утвердительным ответом скрывается разное содержание. Поэтому следует иметь ввиду, что решение вопроса о познаваемости мира, т.е. об отношении мысли к предмету мысли, зависит от решения одного из важнейших философских вопросов о природе мира (материален он или идеален?). 
 

                                 Проблема субъекта и объекта  познания.

Важнейшими  компонентами познавательной деятельности являются субъект и объект познания.

     Субъект познания – носитель деятельности, сознания и познания – это человек, который познает выделенный в процессе практической и познавательной деятельности фрагмент объективной реальности, который овладел созданным человечеством миром и формами культуры, активно использует накопленные до него знания, сохраняет их и генерирует новые. Определяющую роль в формировании конкретного индивидуального субъекта познания играет выработанная обществом культура, своего рода «общественный дух», «неорганическая природа», выступающая для каждого отдельного индивида во внешне данных формах культуры. Овладевая этими формами, отдельный индивид приобщается к общественному субъекту (обществу с его миром культуры), делает себя его частью и постепенно выступает как познающий субъект.

     Объект  познания – это такой фрагмент реальности, который противостоит субъекту в его познавательной деятельности. Объект познания является такой частью объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом, которая выделена им при помощи практической и познавательной деятельности, наработанных обществом на определенном этапе его развития. Так, например, элементарные частицы стали объектом познавательной деятельности только на рубеже ХIХ–ХХ вв., когда наука и практика именно этого времени сделали возможным их изучение.

     Познание, таким образом, есть особое отношение  между субъектом и объектом. Каков  же характер этого отношения, в чем  его сущность? В истории философии трактовка данной взаимосвязи менялась, как, впрочем, изменялось и толкование самих субъекта и объекта познания. В этом смысле можно говорить о следующих основных философских моделях субъектно-объектного отношения:

1. Объектно-натуралистическая модель, в которой главная роль отводится, по существу, объекту познания, а само познание понимается как процесс отражения объекта в сознании субъекта. Ее истоки лежат в античной философии, хотя сами понятия субъекта и объекта познания стали отчетливо применяться в гносеологии только в Новое время. Так, в трудах Эмпедокла, Демокрита и других мыслителей древности была разработана так называемая «теория истечений», согласно которой с поверхности предметов постоянно отделяются как бы тонкие пленки («образы»), повторяющие внешние характеристики вещи. Они попадают в наше тело (например, в глаз) и вызывают в сознании соответствующие ощущения. При всей наивности этой теории в ней явно просматривается основная идея объектно-натуралистической модели познания: объект познания влияет на субъекта.

2. Субъектно-рефлексивная модель, в которой предпочтение отдается творческой активности субъекта, его теоретическому осмыслению (рефлексии) объекта и самого процесса познания. Истоки этой модели обнаруживаются уже в философии Р. Декарта, который обратил внимание на проблему достоверности познания и обоснования знаний, получаемых субъектом. Ее решение философ ищет в сфере сознания субъекта: именно в ней можно обнаружить теоретический базис познания. Отмечая, что знание внешних объектов всегда носит опосредованный характер, Декарт подчеркивает, что непосредственный доступ человек имеет лишь в свою субъективность, и поэтому наиболее простым и достоверным является познание субъективных состояний. В основе же этой достоверности лежит мысль о собственном существовании субъекта: «Я мыслю, значит, существую» – самая несомненная и достоверная истина. Правда, в познании, по Декарту, следует допустить и реальное существование внешнего мира, ибо Бог, создавший его, не может быть обманщиком...

3. Современная модель – условно назовем ее полисубъектно-деятельностной. Ее истоки лежат в двух предыдущих концепциях, но основное содержание сложилось в ХIХ–ХХ вв. в результате развития философии и научного знания. Сущность этой модели можно свести к следующим основным тезисам:

  • Определяющим моментом в субъект-объектных отношениях выступает активная творческая деятельность человека, направленная на изменение объекта познания с целью раскрытая его сущности.
  • Субъект познания всегда «социально окрашен». Любой человек, познающий мир, выступает частью той или иной общности людей – профессионального коллектива, социальной группы, общества, всего человечества.
  • Познавательная деятельность субъекта направляется и организуется определенной социокультурной программой. Она формируется под влиянием индивидуальных и общественных потребностей, целей, знаний, мировоззрения и других компонентов культуры, в поле которых действует субъект.
  • Все компоненты познавательного отношения – субъект, его деятельность, объект познания – динамичны и историчны, изменяются с развитием общества.

Информация о работе Проблемы гносеологии в современной западной философии