Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 16:03, реферат
Современная философия – это философия XX века. Непредвзятый и свободный от идеологических оценок анализ философии век XX показывает, что философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию.
Введение
1 Современные проблемы философии
2 XX век и философские проблемы
3 Основные предметно-проблемные сферы современной философии
Заключение
Список использованной литературы
Так, в книге «Общество и законы его развития» автор обратил внимание на то, что дарвиновский естественный отбор представляет собой частный случай материального отбора, присущего всей природе. В книге «Диалектика способа производства общественной жизни» автор утверждает, что обоснованный К. Марксом закон соответствия производительных сил и производственных отношений также выступает отдельной составляющей более общего закона соответствия взаимодействующих явлений и процессов природного мира. В упомянутых выше работах автор высказал гипотезу о том, что в природе действует закон сохранения и преимущественного развития наиболее активных и устойчивых образований, а также закон единства материальных структур в основном и различия их в частностях. Когда же появилась возможность включать в анализ природных процессов данные кибернетики, синергетики, других естественных и общественных наук, автор сформулировал ряд новых законов строения, функционирования и развития природного мира.
А.М. Ковалев, все дальше и дальше уводя читателя в лабиринт своих рассуждений, знакомит с новыми законами, в частности, с законом соответствия взаимодействующих явлений, процессов, с законом адекватности условий требованиям данной материальной структуры, с законом природной иерархии, материального отбора и рядом других.
Рассматривая законы мироздания, автор стремится показать, что основные законы, которыми оперирует современная философия, а также основной вопрос философии о соотношении сознания и бытия лишь «приоткрывают завесу» до сих пор неизученных более общих, фундаментальных законов природного мира и тем самым представляют собой лишь часть общей картины.
Философ убедительно доказывает, что марксистский подход к проблемам мироздания выступает частным случаем, формой проявления более общих представлений как о мире в целом, так и об обществе, поэтому он должен быть развит и дополнен новыми положениями и выводами. Если говорить об обществе, то оно определяется не одними экономическими факторами, а базируется на единстве экономических, демографических и экологических компонентов, включающих в себя как социальные, так и природные основы. Поэтому читатель увидит, что анализ общественных закономерностей автором предпринимается для того, чтобы выявить и обосновать наиболее фундаментальные законы природного мира в целом. Исследование, проведенное А.М. Ковалевым, показывает, что в общественной жизни в концентрированном виде и в специфической форме заключены наиболее общие законы природного мира. Разумеется, автор законы общества не отождествляет с законами природы, но вместе с тем доказывает, что их нельзя и противопоставлять.
В работе подвергается критике широко известное и распространенное мнение о противоречиях как источнике развития природных процессов. Автор исходит из того, что всякое развитие совершается через противоречия, но не они являются его источником. Он настаивает на том, что противоречие есть продукт активности материальных структур, ибо прежде чем что-то вступит в противоречие, оно должно возникнуть и иметь способность развиваться. «Конечно, без противоречия не может совершаться и развитие, но тем не менее не противоречия, а активность материи выступает подлинным источником развития», — утверждает А.М. Ковалев.
Работа отнюдь не бесспорна, с некоторыми ее положениями трудно безоговорочно согласиться, но автор и не претендует на это, дав всем томам общий подзаголовок: «Идеи, размышления, гипотезы». И задача читателя — принять или не принять эти взгляды.
В ряде мест книги читатель имеет дело скорее с «творческой лабораторией», раздумьями и сомнениями, нежели с четко сформулированными постулатами и окончательными суждениями. Поэтому автор далек от мысли, чтобы рассматривать изложенные философские идеи как выводы в последней инстанции. Полагаем, это даст новый импульс к размышлениям, позволит выявить новые аспекты и подходы при анализе такой сложной системы, как «природа и общество».
А.М. Ковалев при всей его убежденности в своих выводах ни в одном из томов не ограничивает читателя в дальнейшем развитии философской мысли и, более того, подталкивает его к новым идеям и к расширению границ науки. При этом он справедливо предупреждает, что поиск новых идей не надо сводить к поиску готового результата, не надо конкретную методологическую деятельность и выстраивание мировоззрения подменять уже готовой
социально-философской доктриной.
При любом отношении к высказанным идеям читатель вряд ли сумеет остаться равнодушным и не заинтересоваться весьма оригинальным подходом А.М. Ковалева, сочетающим самобытность собственных взглядов с обращением к мнениям крупнейших мыслителей прошлого и настоящего.
А.А. Беляев, В.Н. Киселев, В.Г. Смольков