Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:46, контрольная работа
В философии существую различные проблемы, основной является сущность человека во вселенной. Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Хотя всемирная философия, на протяжении всей своей истории, по сути, вращается к тому с чего начала так сказать “вечные проблемы”. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле. Человеческому бытию угрожает самоуничтожение.
Введение…………………………………………………………………………2
1.Специфика и актуальность философского решения проблемы человека….3
2. Природа сущность, предназначение человека……………………………….6
2.1 Природа человека…………………………………………………………...6
2.2 Сущность человека………………………………………………………….7
2.3 Предназначение человека………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………
“Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается”, - говорил царь Соломон еще три тысячелетия назад. Плоды познания мира человеком обращаются против него самого, ибо, как говорил евангелист Марк, “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”.
Что должен делать человек, или что он не должен делать ни при каких условиях принадлежит к числу важнейших вопросов. Еще древние понимали, что вера без дел мертва, а суть человека выявляется в его деяниях и поступках. Автор Экклезиаста говорил: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”. Однако главное - не масштаб деятельности человека и не область, в которой он трудится, а смысл его деятельности, в котором преодолевается элементарная суета повседневной жизни. В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла и содержания деятельности человека. Среди них есть идеал не деяния, т. е. отказа от деятельности, от активного вмешательства в жизнь. Эту позицию развивали мудрецы древнего Китая и Индии, некоторые мыслители античного мира (Пиррон). Они считали, что идеалом жизни человека должны быть безмятежность и апатия. С другой стороны, в 18 - 19 вв. в европейской мысли сформировался подход, в основе которого лежала идея активного преобразования, переделки природы, общества и человека на базе рационального метода познания мира. Доведенная до логического конца, она преобразилась в концепцию «покорения» природы, что привело к экологическому кризису в конце 20 в.
Эта
проблема имеет не только прагматическое,
но и гораздо более важное моральное
значение, ибо в поступке, прежде
всего, нужно видеть определенную моральную
цель. В плане моральной оценки
различают благодеяние и
Оно
встречается в учениях
Развивая эту идею, Кант считал, что человека никогда нельзя средством достижения каких-то целей, он сам должен быть целью общественного развития. “Категорический императив”, сформулированный им, гласит: поступай только согласно такому правилу, руководствуясь которому ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом, что бы все люди могли этому следовать. Пределы деятельности человека обозначены достаточно точно - нельзя причинять вред и ущерб ни себе, ни другим людям, а основой всей жизни должна быть взаимная любовь в духе евангелических заповедей Христа. Человек не может также посягать на деятельность Природы, не может в ней считать себя хозяином и поступать так как ему угодно. Так или иначе, эта позиция требует признания либо Бога в качестве Творца, волю которого нельзя произвольно нарушать, либо абсолютных общечеловеческих ценностей, имеющих такой же статус.
Конечно же, все мудрые люди отдавали себе отчет в том, что существует “хитрость разума”, выражающаяся в сентенции, что дорога в ад устлана добрыми намерениями. То, что цель и замысел, даже самые умные и прекрасные, трагические не соответствуют полученному результату, никогда не было тайной. Люди всегда старались понять, как и почему добрый замысел обращался во зло даже вопреки их воле; почему деятельность, направленная на созидание оборачивалась разрушением. Например, научно-техническая революция, способная обеспечить человечество средствами для благополучного существования, привела его на край пропасти из-за возникших глобальных проблем. Созидательный потенциал многих социальных революций, основанный на прекрасных идеях справедливости, зачастую оборачивался тотальным разрушением и человека и общества. Вот почему именно сейчас так остро стоит вечная проблема: пределы деятельности человека вмешательства его в природу, космос и самого себя. Трагизм многих жизненных ситуаций и страх неминуемо предстоящей смерти приводили к надежде на бессмертие в мире ином, мире загробном, где будет всем воздано по заслугам, где Божий Суд установит, наконец, высшую справедливость. Очевидно, что неопределенность исхода многих дел и начинаний людских, непредсказуемость событий и действие независящих от человека сил являются мощным основанием для надежды на Тайну, Чудо и Авторитет.
Люди всегда поклонялись носителям тайны, чудотворцам и облеченным авторитетом, ибо в них видели надежду на спасение, если не в земном мире, то в небесном.
С другой стороны, вызревала и набирала силу тенденция, отвергающая надежду и упование на высшие силы. Свободомыслие и атеизм предлагали в качестве альтернативы надежду человека на самого себя, свои силы, на групповую солидарность.
В реальной жизни люди более всего связывали свои надежды с той социальной группой, к которой они себя относили. Прежде всего, это этнос, нация, группа единоверцев или семейный клан, короче говоря, о ком человек может сказать “мы”. Вообще к ним могут быть отнесены все соотечественники или, как еще говорят, “люди доброй воли”. Идеал общечеловеческой солидарности без апелляции к высшим силам получал все большую поддержку с ходом осознания себя человечеством единым целым, с нарастанием опасности глобальных проблем. В последние годы получало распространение мнения, что жителям Земли можно надеяться на помощь внеземных цивилизаций, пришельцев из Космоса, которые не допустят термоядерной или экологической катастрофы и научат неразумное человечество правилам Космической этики.
Человек - уникальное создание Вселенной. Даже если и на самом деле существуют внеземные цивилизации. Он - плод биологической эволюции. Но человек в своей истории в основном вышел из-под действия чисто биологических закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще самым неприспособленным к среде. Вот это и есть суть того, что человек без общения с другими людьми мало что из себя.
Человек производит орудия труда и использует их для производства материальных благ. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая мир человека и мир вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.
Человек - существо общительное, создающее в ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально отличный от стаи или стада.
Люди сознательно идентифицируют себя с племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками тех или иных событий и т. д. При этом возникает тот или иной тип ответственности, та или иная форма социальной организации, основанная на разных типах собственности и власти.
Человек
не имеет заранее определенной жесткой
программы жизнедеятельности, а
реализует себя в той или иной
степени свободно, руководствуясь теми
или иными нравственными
Человек
в своей деятельности выходит
за рамки утилитарных
Человеческая жизнь не имеет какого-либо заранее заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, не в ретроспекции, а в настоящем и будущем. Смысл создается человеком, твориться им каждый миг и поэтому есть глубокий смысл в сентенции: “Живи так, как будто через пять минут умрешь”.
Таков
своеобразный фундамент человечности,
заложенный еще на заре человеческого
общества и развивающийся в ходе
истории.
Заключение.
В
данной работе рассмотрел концепцию
человека в философии его основные
взгляды, проблемы в философской
теории. Понятно, что исходя из того
что человек уже на протяжении
3-х тысячелетий не может дать
ясного, аргументированного ответа на
основные “проблемы” своего существования
ещё с тех времён, понять сущность бытия.
Но, не смотря на это, человек учится, и
стремиться понять. Не всё проходит зря,
возможно, когда то философия и найдёт
ключ к “человеческому счастью”.
Список литературы.
5. http://ru.wiktionary.org/wiki/
6. Миронов
В.В. Философия: учебник для вузов -М., 2005.