Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2011 в 13:14, доклад
Вопрос о смысле жизни - это очень человеческий вопрос. Смыслом наделены лишь человек и продукты его деятельности. Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воззрениях, как оптимизм, пессимизм и скептицизм.
Проблема
смысла жизни и
счастья в философии.
Вопрос о смысле жизни - это очень человеческий вопрос. Смыслом наделены лишь человек и продукты его деятельности. Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воззрениях, как оптимизм, пессимизм и скептицизм.
Оптимисты признают осуществимость смысла жизни, скептики высказывают по этому поводу сомнение, а пессимисты утверждают, что жизнь бессмысленна. Как писал В. Соловьев, между отрицателями жизненного смысла есть люди серьезные: это те, которые свое отрицание завершают делом - самоубийством; а есть несерьезные, которые отрицают смысл жизни только посредством рассуждений.
Вопрос о смысле жизни - нравственно-мировоззренческая проблема. Смысл жизни осознается на определенной философской или религиозной мировоззренческой основе.
В проблематике смысла жизни центральное место занимает вопрос о ценности жизни. В религиозных концепциях Бог определяет ценность и смысл, человеческой жизни.
В атеистических концепциях сложилось два понимания ценности жизни. В одном ценность жизни - вклад, который вносит человек в общественную жизнь. В другом случае ценность жизни - ни от чего и ни от кого независимой.
Иными словами,
в представлениях о ценности жизни
выделяются два подхода - социальный
и индивидуальный. Вопрос о смысле
жизни можно отнести либо к эгоизму,
либо к гуманизму.
В основе эгоизма лежит утверждение, что
человек в своих действиях должен руководствоваться
только личными интересами. Эгоизм провозгласил
любовь к себе и право каждого на счастье.
Эгоистическое обоснование смысла жизни
получило выражение в гедонизме,
эвдемонизме, прагматизме, перфекционизме.
Гедонизм (в переводе с греческого - наслаждение)
- это этическое учение, смысл человеческой
жизни видит в том, чтобы получать наслаждение.
Разновидностью гедонизма является эвдемонизм.
Эвдемонизм - это специальное учение о сущности, путях достижения, критериях счастья. Г. Д. Бандзеладзе в «Этике» утверждал, что все многообразие этических систем можно разделить на этику счастья и этику долга. Первое – эвдемонизм, второе – ригоризм. Для эвдемонистов главное – это состояние души, а не только тела. Счастье достигается через освобождение от физических страданий, а души – от волнений. Чтобы стать счастливым, люди должны обратиться к себе.
Обычно
гедонизму противопоставляется
аскетизм. Аскетизм - это учение в этике,
которое предписывает людям самоотречение,
отказ от мирских благ и наслаждений. Аскетизм
подразумевает ограничение или подавление
чувственных желаний, добровольное перенесение
физической боли, одиночества и т.п. Прагматизм
как направление в философии морали исходит
из того, что все нравственные проблемы
должен решать сам человек, и смысл жизни
усматривает в достижении успеха. Перфекционизм
связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием.
Гуманизм смысл жизни видит в служении
другим людям. Он признает наслаждение,
успех, совершенство в качестве положительных
ценностей, но при этом подчеркивает, что
действительно моральный смысл они приобретают,
лишь, будучи подчиненными, служению другим
людям. Основу гуманизма составляет
альтруизм, который утверждает сострадание
к другим людям и готовность к самоотречению
во имя их блага и счастья.
И в бытовом
смысле прагматик — это человек, который
выстраивает свою систему поступков и
взглядов на жизнь в аспекте получения
практически полезных результатов.
Проблема
счастья в отечественной
философии
В. Розанов
обращается к историческому возникновению
идеи счастья. Человек всегда следует
своему влечению к счастью (часто
даже сам этого не замечая). Само
понятие счастья В.Розанов
Здесь можно провести параллели с В. Франклом, который также считал, что сознательно стремиться к счастью нельзя. И В. Розанов, и В. Франкл утверждали, что, если человек делает счастье предметом своих устремлений, то он неизбежно делает его объектом своего внимания. Но этим он теряет из виду причины для счастья и оно ускользает. Таким образом, надо меньше размышлять о счастье.
Точке зрения В. Розанова и В. Франкла можно противопоставить мнение Л. Фейербаха, который писал, что все человеческие желания и стремления – это стремления к счастью и избежать их, не думать о них, человек не может.
Л. Толстой утверждал, что счастье всегда в наших руках, что оно является следствием доброй жизни, и приводил в подтверждение этого слова Ангелуса Силезиуса: «Если рай не в тебе самом, то ты никогда не войдешь в него». То есть, если человек счастлив, то и другим от этого будет хорошо. То есть через мнимые несчастья человек становится счастливым. Чтобы достичь счастья, нужно исполнять закон Бога в действительности, а не умолять о благе. То есть надо действовать (согласно законам Бога), а не ожидать чего-то. Опять здесь проходит идея, что каждый творит свое счастье сам, своей жизнью и для достижения этого надо обратиться к себе.
Проблема
счастья тесно связана с
Этот тезис особенно актуален в современной ситуации, когда многие ощущают себя несчастными. Необходимо осознать, что счастливым можно быть при любых внешних условиях, если в душе царит покой и умиротворение, что достигается через любовь к большему количеству людей и к Богу (для верующих). Ведь внешними условиями мы часто управлять не можем; единственное, на что можно расчитывать всегда – это внутренний мир каждого, совершенствуя который, мы достигаем счастья, покоя, комфорта, стабильности, умиротворенности.
Информация о работе Проблема смысла жизни и счастья в философии