Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 01:49, контрольная работа
Смысл жизни— философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
«Новгородский
Государственный Университет
НовГУ
Гуманитарный институт
______________________________
Кафедра
философской антропологии
Контрольная работа по дисциплине:
«Философская
антропология»
Тема:
«Проблема
смысла жизни и пути ее решения
в истории философии»
Выполнил: студент гр. 6291(зо)
Шнюков А. А,
Проверил: заведующий кафедрой
философской антропологии
Девяткин
С. В.
Великий Новгород
2012
Смысл жизни— философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В
чём состоят жизненные
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (для чего) мне жить?».
Вопрос о смысле жизни — одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления
о смысле жизни складываются в процессе
деятельности людей и зависят от их социального
положения, содержания решаемых проблем,
образа жизни, миропонимания, конкретной
исторической ситуации. В благоприятных
условиях человек может видеть смысл своей
жизни в достижении счастья и благополучия;
во враждебной среде существования, жизнь
может утратить для него свою ценность
и смысл.
Вопросы о смысле жизни люди задавали
и задают до сих пор, выдвигая соперничающие
между собой гипотезы, философские, теологические
и религиозные объяснения. Полученные
проверяемые ответы на эти вопросы формировали
науку. В данный момент наука в состоянии
ответить с определённой долей вероятности
на конкретные вопросы типа «Как именно
…?», «При каких условиях …?», «Что будет,
если …?». Ненаучно поставленные вопросы,
например, «В чём (что является) цель (смысл)
жизни?», «Зачем мне жить?», остаются в
рамках только философии и теологии. Биологические
основы возникновения подобных вопросов
исследуются в психологии. Отдельно можно
заметить, что в рамках психологии вопрос
«Какова цель жизни человека вообще?»
может быть изучен (и изучается), так как
психология оперирует понятиями «цель»,
«человек» и «жизнь».
Современные психологи сделали интересное открытие: когда человек не знает, зачем он живет и от этого мучается, то это может стать причиной серьезных недугов. Вывод, который они делают из этого факта, состоит не в том, что не стоит мучиться над этим вопросом, но в том, что смысл обязательно должен быть найден.
Огромный процент самоубийств, почти 100 процентов случаев наркомании, значительная доля преступлений объясняются тем, что человеку не удалось найти смысл своей жизни.
Но
где и как искать этот смысл? И
можно ли его вообще найти?
«Жажда — это лучшее доказательство существования
воды», — сказал австрийский писатель
Ф. Верфель (1890—1945). Приводя эту замечательную
мысль, известный современный психолог
и психиатр В. Франкл, создатель метода
лечения неврозов нахождением смысла
жизни, выдвигает два тезиса: во-первых,
смысл невозможно навязать тому, кто его
еще не нашел — человек должен обрести
его для себя сам; во-вторых, смысл не только
может быть найден, но и должен
быть найден. Как раз для этого у человека
имеется особый орган его души — совесть.
Призовем в свои помощники совесть и рассмотрим,
к каким целям люди обычно стремятся, думая,
что в этом-то и состоит смысл жизни.
Все жизненные цели общественное мнение обычно делит на «низкие» и «высокие». К низким оно относит жизнь ради материального благосостояния, удовольствий, славы и желание власти над себе подобными. Любой достигший этих целей, положив руку на сердце, вряд ли скажет, что окончательно нашел в этом счастье.
Высокими целями принято считать творчество, воспитание детей и любовь, из которых складывается, по мнению людей, настоящее счастье.
Некоторые люди убеждены, что человек прожил достойную жизнь, если он оставил после себя неизгладимый след и добрую память. Всем известна поговорка: жизнь прожита не зря, если человек вырастил ребенка, построил дом и посадил дерево.
Давайте
проанализируем, к чему стремятся и
чего добиваются люди, ставя перед собой
все эти цели, и что на самом доле приносит
человеку их достижение.
Начнем по порядку. Богатство,
благосостояние
дает человеку ощущение защищенности,
стабильности, возможность для удовлетворения
всех своих желаний. Удовольствия
наполняют жизнь остротой ощущений.
Власть внушает человеку мысль о его
всемогуществе. Слава
же обещает подарить человеку бессмертие.
В
творчестве человек способен раскрыть
свой внутренний потенциал. Возможность
продлить себя в потомстве
отодвигает ужас личной смерти. Наконец,
любовь в высшей степени открывает
человеку наполненность и интенсивность
жизни. И не протестом ли против смерти
вдохновлено всеобщее и такое понятное
желание оставить о себе на земле добрую
память.
Все эти цели и мнения отражают в своей
сущности человеческую потребность только
в двух вещах:полноте
жизни и вечности.
Но посмотрим внимательно, содержит ли
в себе хотя бы какая-нибудь из этих целей
и то и другое одновременно?
На всем протяжении своей истории человек через искусство, философию, науку и политику пытается достичь полноты жизни и бессмертия. И вы, какой бы жизненный путь ни избрали, явно или подспудно будете искать того же. Но беда в том, что сколько ни существуют искусство, философия, наука и политика никому до сих пор не удалось достичь с их помощью ни полноты жизни, ни бессмертия.
Древняя Греция и Рим
Древнегреческий философ Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
Эпикур и его последователи провозглашали целью человеческой жизни получение удовольствия (гедонизм), понимаемого не только как чувственное наслаждение, но и как избавление от физической боли, душевного беспокойства, страданий, страха смерти. Идеал — жизнь в «укромном месте», в тесном кругу друзей, неучастие в государственной жизни, отдалённое созерцание. Сами Боги, по Эпикуру, — блаженные существа, не вмешивающиеся в дела земного мира.
Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.
Согласно учению стоиков, целью человеческих устремлений должна быть нравственность, невозможная без истинного познания, жить «в согласии с природой». Душа человека бессмертна, а добродетель состоит в жизни человека в согласии с природой и мировым разумом (логосом). Жизненный идеал стоиков — невозмутимость и спокойствие по отношению к внешним и внутренним раздражающим факторам.
Средние Века
В этот период в Европе впервые утверждается идея духовного равенства всех людей, равенства перед Богом. Бог оказывается высшей ценностью жизни во всех отношениях, и в нравственности тоже. Средневековый человек обретает смысл жизни, который состоит в служении Богу. В христианстве человек рассматривается как творение божие, ему подобное, но земное, телесное, смертное, ибо это существо отклонилось от божьего, отпало от Бога, впало в грех, и потому оно - несовершенно. И суть нравственных усилий верующего должна состоять в преодолении своего несовершенства, возвращении к подлинной божьей сущности, в спасении своей души. А спастись эта душа может тоже, благодаря божественному вмешательству. Приход Христа в мир дал возможность спасения. Христос дал и пример отношения к земной жизни, образец поведения, которому надо следовать. И прежде всего Христос призывал людей возлюбить Господа всем сердцем, всею душою и всем разумением. А также - возлюбить ближнего своего, как самого себя: "на сих заповедях утверждается весь закон и пророки"(Евангелие от Матфея). Причем, обе эти заповеди взаимосвязаны, так как любовь к ближнему и есть важнейшее проявление любви к Богу. Другие заповеди, такие как " не убий", "не лги", "не укради"и т.д., - все укладываются в первые две, как бы конкретизируют их. Таким образом, все поведение человека начинает рассматриваться в отношении к Богу, к божьим установлениям, к Священному Писанию, в котором они даны.
В обычной жизни были и есть ложь, обман, воровство, сластолюбие, себялюбие, убийство, - но все это, по христианским меркам, оценивается как действия, ведущие в ад, как грехи, которые отвращают человека от Бога. Всего этого надо избегать, а если что-то из этого произошло-таки, то надо стыдиться, раскаиваться. Хотя убийства совершались и во имя Бога (карающего грозного судии), и воспринимались порой как проявление божьей кары. Все человеческие действия оценивались по-разному, в зависимости от понимания их отношения к Богу. В конце-концов, считали, что только Бог знает, кому быть грешником, а кому праведником. Чрезмерное религиозное рвение осуждалось, как граничащее с гордыней.
Иррационализм
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
В поисках смысла человек и создает различные религии и философии, чтобы сделать жизнь выносимой. Шопенгауэр полагает, что человечество уже изобрело средство спасения от отсутствия смысла — иллюзии, придумывание занятий.
Экзистенциализм
Согласно философу Мартину Хайдеггеру, люди были «вброшены» в существование. Экзистенциалисты рассматривают состояние «вброшенности» в существование (existence) до и в контексте любых других концепций или идей, которыми люди обладают, или определений самих себя, которые они создают.
Как сказал Жан-Поль Сартр, «существование приходит до сущности», «человек прежде всего существует, наталкивается на себя, чувствует себя в мире, а затем определяет себя. Нет никакой человеческой природы, поскольку нет никакого Бога, чтобы иметь её замысел» — следовательно, нет никакой предопределённой человеческой природы или первичной оценки кроме той, что человек привносит в мир; люди могут быть оценены или определены по их действиям и выборам — «жизнь до того, как мы её проживём, — ничто, но это от вас зависит придать ей смысл».
Информация о работе Проблема смысла жизни и пути ее решения в истории философии