Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:51, контрольная работа
Усиление личностного подхода в психологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспекты сферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологического анализа. К таким понятиям следует отнести понятие "самоопределение личности " или "личностное самоопределение ", распространенное сегодня в психологической и педагогической литературе.
Термин "самоопределение " употребляется в лите
Введение
1.Судьба человека и его свобода
2.Смысл жизни человека
Заключение
Список литературы
Проблема
самоопределения
человека.
Содержание
Введение
1.Судьба человека и его свобода
2.Смысл жизни человека
Заключение
Список литературы
Введение
Усиление
личностного подхода в
Термин
"самоопределение " употребляется
в литературе в самых различных
значениях. Так говорят о самоопределении
личности, социальном, жизненном, профессиональном,
нравственном, семейном, религиозном.
При том даже под идентичными
терминами зачастую имеется в
виду различное содержание. Для того
чтобы прийти к достаточно четкому
определению понятия необходимо
с самого начала разграничить два
подхода к самоопределению: социологический
и психологический. Это тем более
важно, что достаточно часто происходит
смешение этих подходов и привнесение
специфически социологического подхода
в психологическое исследование
(и психологическое
Попытка построения общего подхода к самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф.Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности, как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания осознания своего "я ", которое выступает как внутренняя причина социального созревания. Они исходят из характеристики "самоопределившейся личности ", которая для авторов является синонимом "социально созревшей " личности. В психологическом плане самоопределившаяся личность это "субъект, осознавший, что он хочет (цели жизненные планы, идеалы), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что он есть (свои личностные и физические свойства), что от него хочет или ждет коллектив, общество; субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений. самоопределение, таким образом, это "относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества ". Основными критериями границ и этапов самоопределения "следует считать уровень понимания личностью смысла жизни, смену воспроизводящего вида деятельности и полноту уровня соотнесенности "хочу " "могу " "есть " "требуют " у конкретной личности ". Выделяемые авторами этапы самоопределения фактически представляют собой общепринятые в настоящее время в отечественной психологии этапы возрастной периодизации, выделяемые на основе смены ведущей деятельности.
Так
как это эти факторы являются
важными аспектами в
Судьба человека и его свобода
Судьба-
то, что предначертано человеку со
дня его рождения, чего он не может
избежать. Понимание судьбы в
любой культуре представляет собой
не только отражение бессилия человека
перед равнодушным к нему окружающим
миром. Представления о свободе -
это и попытка достичь
Жизнь человека-это материал, в который судьба воплощает свои веления, это «империя судьбы». Способ действия судьбы, ее воплощения человеческой жизни могут быть различны.
Вопрос судьбы человека - это основной вопрос истории человечества. И с каждым днем он становится все острее. Виной тому - кризис во всех областях жизнедеятельности человека. Даже жизнь самого человека перестала быть ценностью, особенно у молодежи. Мораль войны стала определяющей в мире. Согласно ей, все стало дозволено, для достижения своих целей с человеком можно обращаться как угодно.
Мы видим, что каждый принимает в своей жизни множество решений, и простых и, как говорят, судьбоносных - таких, которые меняют жизнь кардинально. Получается, что судьба зависит от наших решений? Мы выбираем ее сами? А может быть, судьба постоянно посылает нам знаки, но мы их не видим, не понимаем, не реагируем на них? О, если бы мы знали, что идем верной дорогой, или получили бы предупреждение, что там-то и там-то нас ждет опасность! В любом случае, кто бы не хотел знать свою судьбу, а, возможно, и изменить ее?
На протяжении всей истории человечества люди пытались проникнуть в сферу, где отсутствует логика и научные законы. Эта сфера неизвестного, по-видимому, содержит ответы на все вопросы, которые только может сформировать наш материальный ум. Одни считают, что судьба - это факт, что ход нашей жизни зависит не только от нас самих, но и от некой неизбежности, которой волей неволей должны подчиниться. Другие отрицают влияние этого "нечто", называемого судьбой и убеждены, что являются полными хозяевами своей жизни - "self made man".
Есть и еще мнение. Эта определяющая наше существование сила, которую мы называем судьбой, может действовать в нас при условии того или иного личного отношения к ней со стороны сознания, разума человека. А отношение зависит от того, как мы понимаем эту господствующую в нашей жизни силу. И как мы понимаем, что такое судьба, так она и будет на нас действовать.
Таким образом, путаница, неопределенность свойственны человеку в отношении понимания судьбы. Вот почему иметь верное представление о судьбе для нас важнее, чем знать химический состав воды или физические свойства металлов. Образно выражаясь, человек живет в тени чего-то, имеет тысячи версий причин такого существования, пока не решит сам выяснить, что же все-таки отбрасывает тень.
А теперь обратимся к каббале. В ней говорится, что все, что происходит с человеком, происходит вне его личного участия. В человеке заложено желание получать удовольствие, и оно диктует ему все вариации его поведения, мыслей и действий, уложенные в двух стратегических направлениях.
Стратегия
первая: получить пряник. Стратегия
вторая: не быть битым. Ни в том, ни в
другом случае человек совершенно не
свободен ни в чем. Но каббалисты говорят,
что существует единственное действие,
которое человек может
Осознание этого меняет судьбу человека. И все, что с ним и вокруг него происходит, все, что он ощущает, - только для того, чтобы дать ему данные, которые привели бы его к желанию изменить свою судьбу.
Судьба человека много сложнее и возвышеннее, чем привыкли думать. Ведь мир, куда судьбой предназначено прийти человеку, приводится в движение совершенно иными ценностями, чем тот, который наполнен соблазнами денег, власти, могущества, техники. Это все ценности для удовлетворения растущего эго человека - эпоха варварства по отношению к миру духовному. Там человек - это, прежде всего, любовь, но не к себе, а другим.
Так что, слепая судьба - это то, что происходит с человеком, когда он не реализовывает свое предназначение. Это путь, который называется "что будет, то будет". Настоящая же судьба человека в том, чтобы прийти к цели своего создания. А пути к этому у каждого различны, индивидуальны. Поэтому и судьба у каждого своя. А ее "удары" или "благосклонность" - всего лишь корректирующие воздействия природы, помогающей нам поскорее стать Человеком.
Судьба
может действовать как
Судьба может рассматриваться и как основная тенденция жизни, которая пробивает себе дорогу сквозь путаницу случайностей, прихотливость человеческих действий. Лучше всего такая форма бытия судьбы проявляется в судьбе как в характере человека. Различны обстоятельства, событийная канва жизни, различны одежды, в которые облекается судьба, но её общие предначертания реализуются с железной необходимостью: характер рождает судьбу.
В рассказе О.Генри «Дороги судьбы» проигрывают три варианта жизненного пути молодого поэта Давида Вернью. Неизменным остается лишь одно: любовь к поэзии, отсутствие таланта, искренность, романтический склад души . Несмотря на различия внешнего рисунка жизни, его событийной наполненности, все три варианта жизненного пути реализуют одну судьбу.
В образе судьбы воплощаются различные формы переживания человеком ограниченности своей свободы. По словам европейского философа М.Бубера , «свобода и судьба верны друг другу и объемлют друг друга…». Можно с покорностью принять свой жребий, можно попытаться обмануть судьбу, открыто с ней сражаться, познать ее. Но все попытки выстроить свой жизненный путь как бы в стороне от дороги судьбы обычно кончаются неудачей. В самом основном вопросе взаимоотношений человека с судьбой - в вопросе о возможности ее преодоления – уже содержится оценка судьбы как несчастия. В конечном итоге все попытки преодолеть судьбу – это неприятие бытия, борьба с небытием. Полная предрешенность человеческого бытия и есть небытие: все чуждое мне, не зависящее от меня - это-не-я, не мое бытие, небытие.
Стремление обмануть судьбу, «игра» с судьбой незаметным образом меняет характеристики самой судьбы. Она антропоморфизируется, «очеловечивается». Человеку противостоит уже не судьба как слепой и неотвратимый рок, а судьба-случай. Случай - это псевдоним свободы. С такой судьбой-случаем можно договориться, ее можно обмануть. Человек пререкается с судьбой. Ощущение предрешенности в этом случае теряется, исчезает трагический налет во взаимоотношениях человека и его судьбы. Фортуну можно пинать ногами, как женщину. Писал Н. Маккиавелли, она так же капризна и своенравна. Наконец, сам человек может взять на себя роль судьбы-случая.
Жизненный путь и судьба меняются местами: человек своими делами, своими руками создает собственную судьбу. Судьбу-случай человек своими удачными и хитроумными действиями превращает в судьбу как замысел человека о самом себе.
Так
обнаруживается второй основной смысл
понятия судьбы. Судьба - это не
только внешняя обусловленность
человеческой жизни, но и всязанность,
завершонность человеческого
Судьба-это
необходимый элемент нашего духовного
мира, своеобразный символ взаимоотношений
человека с миром. Вернее судьба оказывается
элементом нашего бытия: человек
совершает определенные действия по
отношению к судьбе- борется
с ней, подчиняется, смиряется, играет.
Это не борьба с фикцией, человеческие
представления о судьбе, включенные
в реальную жизнь, приобретают модус,
качество реальности. Судьба символизирует
тот аспект действительности, который
является для человека жизненно важным.
Другими словами, такие явления,
как смерть, время, вечность, свобода,
человек не может освоить иначе,
как в форме судьбы. Судьба, следовательно,
необходимый элемент
Разные представления о судьбе – как неотвратимом роке, логике характера, внутренней завершенности человеческого бытия, замысле человека о самом себе – по-разному реализуются в различных жизненных мирах.
Свобо́да
— это наличие возможности
выбора варианта и реализации (обеспечение)
исхода события. Отсутствие такого выбора
и реализации выбора равносильно
отсутствию свободы — несвободе.
(см. также Степени свободы).
Свобода — это отсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство).
Свобода
есть один из видов проявления случайности,
направляемое свободой воли (намеренность
воли, осознанная свобода) или стохастическим
законом (непредсказуемость исхода
события, неосознанная свобода). В этом
смысле, понятие «свобода»