Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 17:44, доклад
Проблема повседневности находилась в центре внимания целого ряда крупных исследователей XX в. (Э. Гуссерль, А. Шюц, Ю. Хабермас и др.).
1.Проблема повседневности находилась в центре внимания целого ряда крупных исследователей XX в. (Э. Гуссерль, А. Шюц, Ю. Хабермас и др.). Это не случайно - исследователейволновал вопрос, существует ли некая зона, совершенно свободная от внешних влияний, зона, в которой человек является "самим собой"? Такая зона была названа "жизненным миром", или "зоной повседневности". Поэтому основой философской установкой рассмотрения категории повседневности является отрицание примата социального мира и ценностных полей макроуровня. Социальный индивид не "вписывается" в общественные структуры, но "вписывает" их в себя. Поэтому речь идет не о "социализации" индивида ("вписывании" себя в сумму социальных институтов), но о его "интериоризации" ("вписывании" всего социального опыта "в себя", нанесении на себя "знаков социального" как некой татуировки, могущей, конечно, быть регулярно, хотя и небезболезненно, обновляемой).
Повседневность имеет свое иерархическое устройство и свои границы (хотя и то, и другое может быть определено с большим трудом в силу текучести, изменчивости этой зоны). Мы попытаемся охарактеризовать повседневность исходя из предмета нашего рассмотрения - массово-коммуникационных процессов, изначально "внешних" по отношению к индивиду.
Очень важно, что становление всякой индивидуальности происходит как раз через взаимодействия с Другими, без чего никакое развитие, никакое познание просто невозможны. Мир повседневности словно соткан из многочисленных свободных интерсубъективных коммуникаций.
В связи с неизбежным для всякого индивида установлением таких коммуникационных обменов необходимо рассмотреть следующий уровень жизненного мира - систему жизненных приоритетов (или релевантностей), базирующийся на так называемой естественной установке (термин Э. Гуссерля). Мир естественной установки - это "ближний круг" социального мира, окружающий человека, наделенного "наивным" (т.е. дотеорететическим, основанным преимущественно на базисных знаниях) сознанием, организованный в сложную иерархию интересов, целей и планов.
Крайне важным является то обстоятельство, что все интерсубъективные отношения изначально строятся по принципу развернутой диалогичности, дающей возможность достижения, по выражению Ю. Хабермаса, "истинного консенсуса". "Субъекты, достигая согласия относительно чего-то в мире, одновременно участвуют во взаимодействиях, посредством чего они образуют, подтверждают и обновляют свою принадлежность к социальной группе, равно как и собственную идентичность" [Хабермас, 1995, с. 113].
В условиях, когда внешние формы социального контроля все более и более не срабатывают в отношении каждого индивида, возникает потребность в формах "внутренних", которые одновременно и масштабны, и предельно индивидуализированы. Как писал еще в конце 50-х гг. Ч. Миллс, стоящие у власти "пытаются оправдать свое управление... связывая его с широко распространенными верованиями в моральные символы, священные проблемы, юридические формулы, как будто их власть является необходимым следствием этого" [Миллс, 1994, с. 156]. Вполне очевидно, что перечисленные Миллсом категории, к которым "присоединяется" власть, в настоящее время также находятся за границами "зоны повседневности" (мы можем их отнести к "зоне экспертных оценок"). Помимо всего прочего, это значит, что и они в условиях XX в. сами не могут быть признаны абсолютными (ни мораль, ни религия, ни, тем более,юридические нормы не сохранили сегодня свою неизменность и авторитетность для индивидуума).
Из этого можно сделать вывод, что для своей легитимации (узаконения в качестве неотъемлемо присущей социуму) власть должна использовать иные возможности. Сегодня их предоставляет именно проникновение в повседневность, которая, как было сказано выше, в условиях постиндустриального общества находится под прессом господствующих социально-экономических тенденций (сознательно усиливающихся в процессах массовых коммуникаций).
3.Реклама (франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю),
1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности. В английском языке Р. обозначается терминами advertising и publicity, во французском — publicité, в немецком — Werbung. Реклама больше похожа на самопрезентацию и имеет в своей основе информационный жанр. Наибольшую эффективность она обретает при сочетании эмоциональной выразительности и внушения. Кроме того, реклама часто бывает ограничена временными рамками.
2 и 3 вопросы в книге есть)))