Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 16:23, монография
Эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.
Итак, перед нами
ситуация "сын твой". Если бы блудный
был "брат мой", все было бы иное:
он не преступал бы приказаний отца,
но и не получил бы откормленного
теленка. Как же отвечает отец? Сын
мой! ты всегда со мною, и все мое твое.
Отец считает его своим сыном. Да, он сын
ему, они всегда вместе, рядом. Для сына
же не так: они в полном согласии - а это
не одно и то же. У них нет общей жизни,
хотя нет и разделения, - они живут вместе,
но без единства и глубины. (Все Мое Твое
- слова из молитвы Христа Отцу перед предательством.)
А о том надобно было радоваться и веселиться,
- продолжает отец, - что брат твой сей был
мертв и ожил; пропадал и нашелся.
Итак, путь ведет
из глубин греха в отчий дом. Вот
что предстоит нам, когда мы решаемся
не зависеть больше от общественного мнения
и избрать критерием поведения суд Божий,
звучащий в голосе совести, открывающийся
в Писании, явленный в личности Того, Кто
есть Путь, Истина и Жизнь. Как только мы
соглашаемся, чтобы Бог и совесть были
нашим единственным судьей, пелена спадает
с наших глаз; мы становимся способны видеть
и понимаем, что такое грех: действие, отрицающее
личную реальность Бога и тех, кто нас
окружает, сводящее их до положения предметов,
которые существуют лишь постольку, поскольку
мы можем пользоваться ими без ограничений.
Осознав это, мы можем вернуться в себя,
освободиться от всего, что крепко держит
нас, словно в плену, можем войти в себя
и очутиться лицом к лицу с блаженством,
которое для этого юноши представляло
его детство, время, когда он еще жил в
отчем доме.
Вы, наверное, помните
то место в конце Евангелия
от Матфея, где Христос велит Своим
ученикам вернуться в Галилею. Они
только что пережили самые ужасные,
мучительные дни в своей жизни.
Они видели своего Господа в кольце
ненависти, видели, как Он был предан, сами
по слабости изменили Ему: в Гефсиманском
саду их одолел сон и они разбежались при
появлении Иуды. Двое из них издали следовали
за своим Господом и Богом до двора Каиафы,
где они остались со слугами, а не с Ним,
как Его ученики. Один из них, Петр, на тайной
вечери сказал, что останется верным, если
и все Ему изменят, - и он трижды отрекается
от Учителя. Они видели Страсти Христовы.
Они видели, как Он умирал. И вот они видят
Его живым рядом с собой. Иудея олицетворяет
для них пустыню, опустошенность, конец
всякой жизни и надежды. Христос отсылает
их обратно в Галилею: "Идите туда, где
вы впервые увидели Меня, где мы близко
общались в обыденной жизни, где не было
еще боли, страдания, предательства. Вернитесь
к тем дням, когда все было полно невинности
и безграничных возможностей. Вернитесь
в прошлое, в его глубины. Идите, научит
все народы, крестя их во имя Отца и Сына
и Святого Духа, уча их соблюдать все, что
Я повелел вам".
Возвращение вглубь
своего "я" ведет в глубину, где мы
впервые увидели жизнь, познали жизнь,
где мы были живы в Боге вместе с другими
людьми. Только из самой сердцевины этого
оазиса прошлого, далекого или близкого,
можем мы отправиться в дорогу, в обратный
путь с обращением "Отче", а не "Судия"
на устах, с исповеданием греха и с надеждой,
которую ничто не в силах уничтожить, с
твердой уверенностью, что Бог никогда
не допустит нашей приниженности, что
Он стоит на страже нашего человеческого
достоинства. Он никогда не позволит нам
стать рабами, ибо Его творческим Словом
и нашим предназначением мы призваны быть
сынами и дочерьми Его по усыновлению.
Мы можем идти к Нему с полным доверием,
зная, что Он ждал нас все то время, пока
мы и не вспоминали о Нем. Он Сам выйдет
нам навстречу, когда мы нерешительно
приближаемся к дому. Он Сам заключит нас
в объятия и оплачет наше жалкое состояние,
измерить которое мы не умеем, потому что
не знаем, ни откуда мы пали, ни сколь высокое
призвание презрели. Мы можем идти к Нему
в уверенности, что Он оденет нас в первую
одежду, в славу, которой Адам лишился
в раю. Он облечет нас во Христа, в Котором
вся первозданность, более ранняя, чем
весенняя свежесть, в которой мы были рождены.
Он - человек, каким его задумал, возжелал
Бог. В Него мы должны облечься. Слава Духа
Святого покроет нас, обнаженных грехом.
Теперь мы знаем, что как только мы возвратимся
к Богу, Он вернет нам Свое доверие, даст
нам перстень, силой которого Адам разрушил
гармонию, вызванную к бытию творческой
волей Божией; перстень Единородного Сына,
Который умер на кресте из-за человеческого
предательства и Чья смерть была победой
над смертью; Чье Воскресение и Вознесение
- наше возвращение - уже эсхатологически
осуществились в полноте единения с Отцом.
Когда мы возвращаемся
в отчий дом, когда остаемся лицом
к лицу с судом нашей совести и Бога, суд
этот не основывается на глубине нашего
богословского видения, он основывается
не на том, что один только Бог может нам
дать как путь приобщенности к Его жизни.
Божий суд основывается на одном: "Ты
- человек или ты ниже достоинства человека?"
Вы, вероятно, вспомните в этой связи притчу
об овцах и козлищах у Матфея (25,31-46): Господи!
когда мы видели Тебя алчущим... или жаждущим...
или странником... или нагим... или больным...
или в темнице?.. Если мы не умеем вести
себя, как человек, мы никогда не поймем,
как вести себя по-Божьи. Если мы возвратились
в Отчий дом, если мы должны облечься во
Христа, если сияние Духа должно исполнить
нас, если мы хотим совершить наше призвание
и стать истинными детьми Божиими, Его
сынами и дочерьми, мы должны прежде всего
изо всех сил постараться добиться того,
что в нашей власти - стать человечными,
поскольку чувства товарищества, сострадания,
милосердия заложены в нас, независимо
от того, хороши мы или дурны.
Мы можем возвратиться к Отцу. Мы можем возвратиться с доверчивой надеждой, потому что Он - хранитель нашего достоинства. Он хочет нашего спасения. Он требует только одного: Сын Мой, отдай сердце твое Мне, все остальное Я сам приложу, - как говорит Премудрый. Эта дорога шаг за шагом ведет нас оттуда, где мы находимся, слепые, вне Царства, хотя страстно желаем увидеть его полноту внутри себя и победу его над всем вокруг; эта дорога ведет нас туда, где мы окажемся перед судом Божиим. Мы видим, как прост этот суд, как велика должна быть в нас надежда и как в этой надежде мы можем идти к Богу, твердо зная, что Он Судия, но в первую очередь Он - Искупитель наш, Тот, Кому человек настолько дорог, драгоценен, что мера, цена нашего спасения в Его очах - вся жизнь, вся смерть, все борение и богооставленность, весь ужас, который претерпел Единородный Сын Божий.