Проблема науки в философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы показать, проблемы науки в философии.

В задачи работы входило:

- изучить общие проблемы науки;

- рассмотреть проблемы чистой и прикладной математики;

- изучить бессилие числовой модели по Пуанкаре.

Содержание

Введение 3
1 Философия науки и философия 5
2 Жизнь и деятельность Жюля Пуанкаре 6
3 Работы Пуанкаре, касающиеся проблем философии в науке 8
4 Проблемы чистой и прикладной математики 13
5 Бессилие числовой модели по Пуанкаре 15
Заключение 21
Список используемой литературы 22

Работа содержит 1 файл

Философия Пуанкаре.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение

 

     Жизнь современного общества в значительной мере зависит от успехов науки. Все важнейшие достижения человечества так или иначе связаны с развитием науки и обусловлены научными открытиями. В настоящее время трудно найти хотя бы одну сферу человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания. И дальнейший прогресс человеческого общества обычно связывают с новыми научно-техническими достижениями.

     Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом особого изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религиозной веры? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые?

     Попытки найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с пониманием науки  как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины - философии науки, которая  сформировалась в XX веке на стыке грех областей: самой науки, ее истории и философии. Философия науки пытается понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного знания и методов науки, как развивается наука и как она получает свои изумительные результаты. Иногда философию науки называют методологией научного познания, желая подчеркнуть ее внимание к методам науки.

     Целью данной работы показать, проблемы науки в философии.

     В задачи работы входило:

     - изучить общие проблемы науки;

     - рассмотреть проблемы чистой и прикладной математики;

     - изучить бессилие числовой модели по Пуанкаре.

     Предметом изучения в реферате является проблемы в науки, объектом – непосредственно само философское осмысление развития науки

     Поставленные  цель и задачи определили структуру  работы, которая состоит из введения, заключения и основной части.

     Во  введение излагаются актуальность, цель и задачи работы. В заключении дан  вывод по работе в целом.

 

     1 Философия науки и философия

 

     Философия науки – это часть философского знания, его раздел, непосредственно относящийся к проблемам научного познания, философского осмысления развития науки. В связи с этим возникает вопрос о том, насколько самостоятелен этот раздел философии как учебная дисциплина, насколько правомерно выделение этого раздела в самостоятельную дисциплину, и, что при этом особенно важно, каким образом проблемы философии науки и техники связаны со всей совокупностью философской проблематики. Этот последний ракурс проблемы особенно важен.

     Особенность философского знания такова, что оно  характеризуется особой формой своей цельности, своего внутреннего единства. Философию невозможно разделить на самостоятельные разделы, независимые или мало зависимые друг от друга. Даже деление на такие области философского знания как онтология или гносеология и то достаточно относительно, поскольку любая онтологическая проблема имеет гносеологический аспект, а гносеологические проблемы напрямую зависят в своей постановке и своем понимании от онтологических взглядов философов. И так обстоит дело в любом философском учении и со всеми философскими проблемами.

     Единство  философского знания определяет собой  то, что достаточно серьезное осознание  смысла и содержания любой философской  проблемы, а тем более, как это  имеет место в философии науки  и техники, смысла и содержания целого раздела философии, непосредственно соотносящегося со всем комплексом философской проблематики во всем ее историко-философском контексте, предполагает серьезный уровень философской культуры, развитой философской образованности. Только на основе философской образованности в целом создаются предпосылки для грамотного манипулирования понятиями, идеями в философии науки, для понимания смысла философских рассуждений великих ученых, их достаточно непростых философских дискуссий, неоднозначных теоретических оценок и т.д., и в конечном итоге для понимания происходящих в научном познании процессов.

     Другая  особенность философского знания состоит  в том, что оно носит четко  выраженный авторский характер. За любыми философскими решениями стоит  конкретный философ, поэтому нельзя говорить о философии вообще, можно ставить вопрос лишь о том, как рассматриваются вечные философские проблемы в различных философских учениях, каким образом осуществляется поступательный процесс единого философского познания.

     2 Жизнь и деятельность Анри Пуанкаре

     Анри  Пуанкаре родился в Нанси (Лотарингия). Окончил с отличием колледж в  Нанси (1870 год). С 1873 года учился в Политехнической  школе, в 1875-1879гг. - в Горной школе. Защитил  в Парижском университете диссертацию  на степень доктора математических наук, в 1878-1881гг. преподавал математический анализ в Каннском, 1881-1885гг - в парижских университетах. С 1886г. года профессор математической физики и теории вероятностей, с 1895 года - небесной механики в Парижском университете.

     Научное творчество Пуанкаре в последние 10 лет его жизни протекало в атмосфере начавшейся революции в естествознании, что, несомненно определило его интерес в эти годы к философским проблемам науки. Философская доктрина Пуанкаре получила впоследствии название конвенционализма. Работы Пуанкаре, опубликованные Парижской АН в 1916-1954 составляют 10 томов. Это труды по топологии, теории вероятностей, теории дифференциальных уравнений, теории автоморфных функций, неевклидовой геометрии. Занимался математической физикой, в частности теорией потенциала, теорией теплопроводности, а также решением различных задач по механики и астрономии. Большой цикл работ Пуанкаре относится к теории дифференциальных уравнений по начальным условиям и малым параметрам, доказал асимптотичность некоторых рядов, выражающих решение уравнений с частными производными. После докторской диссертации, посвященной изучению особых точек системы дифференциальных уравнений, написал ряд мемуаров под общим названием «О кривых, определяемых дифференциальными уравнениями». В этих работах он построил качественную теорию дифференциальных уравнений, исследовал характер хода интегральных кривых на плоскости, дал классификацию особых точек, изучил предельные циклы, расположение интегральных кривых на поверхности тора, некоторые свойства их в n-мерном пространстве. Пуанкаре дал приложения своих исследований к задаче о движении трех тел, изучил периодичность решения задачи, асимптотичность поведения решения. Им введены методы малого параметра, неподвижных точек, уравнений в вариациях, разработана теория интегральных инвариантов.

     Пуанкаре  принадлежат также важные для  небесной механики труды об устойчивости движения и о фигурах равновесия гравитирующей вращающейся жидкости. В работах по небесной механике Пуанкаре часто пользовался рассуждениями по аналогии. Рассмотрение обыкновенных дифференциальных уравнений с алгебраическими коэффициентами привело Пуанкаре к изучению новых классов трансцендентных функций - автоморфных функций. Он доказал с заданной фундаментальной областью, построил для них ряды, доказал теорему сложения, показал возможность униформизации алгебраических кривых. При разработке теорий амтофорных функций Пуанкаре применил геометрию Лобачевского. Для функций нескольких комплексных переменных он построил теорию интегралов, аналогичных интегралов Коши, показал, что всюду мероморфная функция двухкомплектных переменных является отношением двух целых функций. Эти исследования, также как и работы по качественной теории дифференциальных уравнений, привлекли внимание Пуанкаре к топологии. Он ввел основные понятия комбинаторной топологии (числа Бетти, фундаментальную группу), доказал формулу, связывающую число ребер, вершин и граней n-мерного полиэдра (формулу Эйлера-Пуанкаре), дал первую интуитивную формулировку общего понятия размерности. В области математической физики Пуанкаре исследовал колебания трехмерных континуумов, изучил ряд задач теплопроводности, а также различные задачи в области теории потенциалов, электромагнитных колебаний. Ему принадлежат так же труды по обоснованию принципа Дирихле, для чего он разработал так называемый метод выметания. Пуанкаре дал глубокий сравнительный анализ современных ему теорий оптических и электромагнитных явлений. В 1905 году написал сочинения «О динамике электрона», в которой независимо от А.Эйнштейна развил математические следствия «постулата относительности».

     В работах Пуанкаре по философии науки нашли свое освещение и развитие многие общие проблемы научного познания: взаимоотношение математики и опыта, математики и логики, значение гипотез и конвенциональных соглашений в естественнонаучном познании, проблема объективности научного познания и др. С особой полнотой и тщательностью были разработаны им методологические аспекты проблемы относительности движения.

     За  свою жизнь Пуанкаре успел получить множество научных званий и наград: Именем Пуанкаре назван Математический институт в Париже, а также кратер на обратной стороне Луны.

     3 Работы Пуанкаре, касающиеся проблем философии в науке

 

     Всеобщая  известность Пуанкаре и авторитет  его личности приводят к тому, что различные органы печати неоднократно обращаются к нему с просьбой высказать свое мнение по какому-либо социальному или политическому вопросу. Один популярный в то время журнал интересуется его взглядами на участие ученых в политике. Пуанкаре отвечает письмом, заканчивающимся следующими словами: “Вы спрашиваете меня: должны ли ученые, участвующие в политике, поддерживать министерские блоки или выступать против них? Увы! На этот раз я объявляю себя некомпетентным, каждый должен голосовать согласно собственному разумению. Я предполагаю, что не все думают по этому вопросу одинаково, и не нахожу в этом никакого повода для недовольства. Если в политике есть ученые, то нужно, чтобы они были во всех партиях... Наука нуждается в деньгах, и не нужно, чтобы люди у власти могли сказать: паука - вот враг». По мнению Анри Пуанкаре, ученый должен стоять выше партий. Истина - вот на что должны быть направлены усилия людей науки. «Изыскание истины должно быть целью нашей деятельности; это единственная цель, которая достойна ее». А для этого «нужно быть независимым, вполне независимым. Напротив того, если мы хотим действовать, если хотим быть сильными, нам нужно, бывает, соединяться. Вот почему многие из нас пугаются истины; они видят в ней причину слабости».

     Так пишет он в своей книге «Ценность науки», в одной из глав которой рассуждает об истинах - моральной и научной. Книга эта, как и две другие его книги по общим проблемам науки, имела ошеломляющий успех. Впрочем, удивляться этому не приходится. Наука к тому времени превратилась уже в важнейший институт общественной жизни. Перестав быть монополией замкнутых каст людей, она вошла в коллективное сознание цивилизованных народов, стала достоянием всего культурного человечества. В 1890 году находившийся на вершине своей писательской славы Мопассан возглашал: «Современная наука благодаря великим новаторам нашего времени отличается той особенностью, что открывает нам новые чудесные миры. Она изменяет наши представления, взгляды, нравы, историю и самую природу нашего ума; она переделывает человеческий род. Романист должен читать только научные книги, потому что если он умеет понимать, то узнает из них, что с ним станется через сто лет, какие будут тогда у людей мысли и чувства». И представители различных слоев интеллигенции действительно следят за деятельностью «великих новаторов» естествознания.

     Сенсационные  открытия в физике конца XIX века вызвали  в самых различных кругах общества острейший интерес к собственно научным проблемам. Все хотят  знать: как изменили эти открытия картину мира? Куда идет наука в своем развитии? В широкой читательской 
публике пробудилась жажда обобщающих, научно-познавательных произведений. Особым спросом пользуются выступления корифеев пауки, умеющих с высоким мастерством, доступно и в то же время с профессиональной глубиной рассказать о происходящих в физике драматических событиях. Значительное влияние на интеллектуальный климат того времени имели общенаучные книги Пуанкаре и немецкого ученого Оствальда. Но рассматривать произведения Пуанкаре (так же как и Оствальда) только как научно-просветительские - это значит обеднить и исказить их подлинное значение. В этот переломный для науки период ученые ощущают потребность в общих методологических и гносеологических установках, которые позволили бы им ориентироваться в нагромождениях новых, совершенно неожиданных открытий и фактов. Надвигающееся столетие как бы приглашало ведущих естествоиспытателей к обобщающим выводам и предсказаниям, к мировоззренческому подходу в оценке сложившейся в науке ситуации. Изданные книги Пуанкаре - это дань потребностям и призывам того времени.

     Вступление  в новый век Пуанкаре отметил  подведением некоторых итогов своей  личной научной деятельности. Когда  же еще остановиться после неудержимого бега, кинуть мысленным взором пройденный путь, как не на гребне времени, взметнувшемся между двумя столетиями? Что-то уже безвозвратно ушло, что-то еще только назревает - самое время подводить черту. У Пуанкаре вообще была склонность к упорядочиванию и к систематизации, теперь эта страсть обратилась на его собственное творчество. В 1901 году он составил “Аналитическое резюме” своих работ. Любопытный документ, быть может, не имеющий прецедента: ученый итожит созданное и сотворенное им за прошедший период. Внутренний монолог, обращенный к читателям его трудов. Одно только перечисление разделов науки, в которых плодотворно работала его мысль, уже говорит о многом: дифференциальные уравнения, теория функций, различные вопросы чистой математики, небесная механика, математическая физика, философия науки. Помимо этого, есть еще седьмая, заключительная часть, озаглавленная: «Преподавание, популяризация, разное». Но это не простое перечисление и классификация изданных заметок и мемуаров, а весьма содержательный и емкий анализ. Свои достижения Пуанкаре расставляет в системе наук так, как они ему видятся. Это дает возможность проникнуть в его собственную оценку своих достижений.

     Около двадцати пяти своих публикаций Пуанкаре отнес к разделу «Философия науки». Но широкий круг рассмотренных в этих работах проблем делает весьма условным объединение их в одном разделе. Нельзя согласиться, например, с отнесением к “философии науки” многих докладов Пуанкаре на научных конгрессах. В них мы находим глубоких! анализ состояния теоретической физики и математики того времени и удивительно меткие предсказания дальнейшего пути их развития. Правильнее было бы отнести их к непосредственным исследованиям по физике и математике. Что же касается работ, в которых рассматривается природа математических и физических знаний, то и в них основное внимание уделено не собственно философским вопросам, а естественнонаучным аспектам теории познания.

     Подобные  работы ученых-естествоиспытателей  нередко относят к философии. На самом же деле в этих исследованиях, которые, как правило, бывают не под силу профессиональным философам из-за сложности предмета исследования и специфики каждой конкретной науки естествоиспытатели лишь частично, отдельными своими высказываниями вторгаются в область философских проблем. Чаще всего такие высказывания естествоиспытателей в силу отсутствия у них специального философского образования вовсе не представляют собой философского анализа полученных ими научных результатов и не являются даже последовательным представлением какой-либо определенной философской системы. Это в полной мере справедливо и для работ Пуанкаре из раздела “философия науки”, вошедших в его знаменитые книги.

Информация о работе Проблема науки в философии