Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:54, реферат
Прежде чем приступить к работе, следует определить сущность таких фундаментальных понятий как «этика», «мораль», «нравственность».
Этику однозначно можно определить как философскую науку, объектом изучения которой является мораль. Несколько сложнее определить понятия «мораль» и «нравственность». Устойчивых определений этих понятий до сих пор не существует, несмотря на древнюю историю этики. Однако в ряде работ «мораль» и «нравственность» предлагается использовать как синонимы.
ФАТАЛИЗМ (лат. fatum - судьба; fatalis - роковой, неотвратимый) -воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Применительно к морали фатализм имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство общества. Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения (Эсхатология). Иногда, напротив, Фатализм выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, которые должны поэтому приложить все силы ради исполнения предначертанного. Такие проявления Фатализма, обычно смыкаются с фанатизмом. Марксистская этика исходит из историко-материалистического учения об объективных законах развития общества и роли масс и личности в истории. Она считает, что исторические законы, определяя общий ход развития общества тем не менее оставляют место для морального выбора, поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки.
Фатализм, напротив, предопределяет изначально весь ход жизни человека и его поступки, объясняя их или судьбой, или детерминизмом замкнутой системы, где каждое последующее событие жестко связано с предыдущими. При таком подходе не остается места для свободного выбора и творчества человека, ибо отрицаются всякие альтернативы жизни. Жесткая необходимость и вытекающая отсюда полная предсказуемость основных этапов жизни человека и главных событий характерна для астрологии и других оккультных учений прошлого и настоящего, равно как и для всевозможных..социальный..утоп
Есть ли у Вас свой вариант решения этой проблемы?
Морально зрелая личность способна осознавать содержание нравственных принципов и их значение, исходя из них, ставить перед собой моральные цели и самостоятельно вырабатывать способы их достижения, применительно к конкретным обстоятельствам. Давая человеку общую перспективу его поведения, моральные принципы обычно служат основанием для более частных норм поведения, в которых они конкретизируются.
Мораль нуждается в развитой, самостоятельной, нравственно-воспитанной и обладающей чувством долга и ответственности личности и сама же порождает такую личность. Поэтому нравственный, духовно развитый человек - это и цель, и средство общественного развития.
Список литературы:
1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие.-М.: ПЕР СЭ, 2001. - 447с
2. Д. Л. Родзинский .Философия в вопросах и ответах.- Учебное пособие. –М.:2009. -444 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с.
4. Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с. стр. 274-278
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Философия»
Тема: Проблема морального выбора личности
[1] Философия: конспект лекций: учеб. пособие / В.О. Бернацкий [и др.]; под общ. ред. Н.П. Маховой. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008. – 352 с. стр. 274-278
[2] Мораль- это пространственно-временная проекция нравственности, а нравственность – это идеально-универсальная или абсолютная мораль. Поэтому мораль- это низшая форма проявления нравственности, а нравственность – это высшая форма установленной морали.
[3] Д. Л. Родзинский .Философия в вопросах и ответах.- Учебное пособие. –М.:2009. -444 с. 191-198 с.
[4] Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. — М.: Гардарики, 2000. — 368 с. стр. 137-149
[5] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. I. С. 499500.