Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:34, реферат
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..…………3
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ……………………………………….…………………4
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ…………………………………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….12
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ……………………………………….………………
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ…………………………………...7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
Введение
Из всех
проблем, с которыми сталкивались люди
в ходе истории человечества, вероятно,
наиболее запутанной является загадка
самой человеческой природы. В каких
только направлениях не велись поиски,
какое множество различных
Астрология,
теология, философия, литература и социальные
науки – вот лишь некоторые
из течений, в русле которых
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. В восточных языках, таких как китайский или японский, слово “личность” связывают не только с лицом человека, но даже в большей степени с его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с его телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие “жизненность, куда входят и телесные, и духовные качества индивида”.
На данный момент выделяют четыре теории личности:
Биологизаторская – по данной теории каждая личность формируется и развивается в соответствии с её врожденными качествами и особенностями, социальное окружение не играет при этом особой роли.
Социологизаторская – личность это продукт, который полностью формируется только в ходе социального опыта, биологическая наследственность не играет при этом значительной роли.
Психоаналитическая теория Фрейда – личность это совокупность желаний, импульсов, инстинктов.
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение личности, это инстинкты, потребности, которые личностью не осознаются.
б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” – осознание человеком норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий вывод: личность – это существо противоречивое. Конфликт между бессознательным поведением и нормами общества способствует самореализации и развитию личности.
Идоническая теория Г. Юнга – личность это система реакций на различные стимулы внешней среды. Главным мотивом поведения человека является стремление получить удовольствие либо избежать неприятностей, страданий и боли.
Значит поведением человека можно управлять, предлагая за определенные действия то или иное вознаграждение.
Что ж с каждой из теорий можно поспорить или опровергнуть её, но наверняка каждая из теорий построена на реальных фактах.
Сразу рассматривать человека как личность нельзя, так как существует такое понятие как “становление личности” из которого можно сделать вывод, что личность формируется в процессе жизнедеятельности, не приобретается при рождении.
Первый этап – человек.
Можно сказать “родился человек”, подразумевая какое-то человеческое существо, но не выделяя определенных особенностей. Человек – это общеродовое понятие, это совокупность физиологических и психологических особенностей, отличающих человеческое существо от других живых существ.
Второй этап – индивид.
Индивид – это конкретный представитель человеческого рода.
Третий этап – индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность физических, психических, внешних особенностей, отличающих одного индивида от другого. В процессе роста у ребенка формируется характер, который зависит от внешнего и внутреннего мира. В зависимости от этих факторов ребенок растет спокойным или неуравновешенным (психические особенности), здоровым или больным (физические особенности), красивым или с дефектами (внешние особенности).
И, наконец, четвертый этап – личность.
Личность – это социальная сущность человека, совокупность социальных характеристик, которые появляются в ходе социального опыта.
Личность формируется и развивается в процессе своей жизнедятельности, т.е. приобретается определенный социальный опыт.
Хотелось бы выделить следующие факторы развития личности:
-Биологическая
наследственность – она
-Физическое
окружение – означает, что особенности
в поведении людей во многом
определяются особенностями
-Культура
общества – т.е. каждое
-Групповой
опыт – в результате
Индивидуальный опыт - это совокупность чувств, эмоций, впечатлений, событий, переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный опыт уникален и неповторим.
ПРОБЛЕМЫ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ
Проблема человека - одна из основных, скорее центральная, во всей мировой философской мысли. Протагор охарактеризовал человека как меру всех вещей, что стало одним из основных мировоззренческих и методологических принципов науки и философии.
Какими бы абстрактными, естественно-научными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком - с его внутренней сущностью или его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса, к постижению тайн человека стремится искусство, им вдохновляется любое и каждое человеческой деяние. Если изъять из всего многообразия человеческой деятельности ее ориентированный на самого человека стержень, то исчезнет и цель всякой деятельности, и ее движущие стимулы.
Человечество
всегда стремилось к построению целостного
философского образа человека. Что
под этим понимается? Философский
подход к человеку предполагает выявление
его сущности, конкретно-исторической
детерминации форм его активности,
раскрытие различных
Философская мысль в определенные периоды то растворяла человека в природе или обществе, то относилась к нему как существу самодовлеющему, противопоставляя его природному и социальному миру. И, тем не менее, полностью учитывая тот факт, что удельный вес человеческой проблематики в различных философских системах был неодинаков, именно с ней всегда связывались основные направления философской мысли на протяжении всей ее истории.
Специфика философского круга проблем, связанных с человеком, сложилась не сразу. История философии - это сложный и длительный процесс сменяющих друг друга методов и целевых установок. Философия познания человека требовала прежде всего становление особого метода познания, когда человек оказывается одновременно субъектом и объектом процесса.
В античной
философии человек
В системе
христианского мировоззрения
Философия Нового времени видела в человеке, как и христианство, прежде всего его духовную сущность. Естествознание смогло создать отличные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Философия XIX - начала XX вв. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других - к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, но целостного учения о человеке еще не было. “Со временем человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие его через общество со всей необъятной Вселенной”.
Проблема
личности в философии - это вопрос
о том, в чем сущность человека
как личности, каково ее место в
мире и в истории. Личность имеет
сложную структуру и
Заключение
Проблема
личности – проблема необъятная, значимая
и сложная, охватывающая огромное поле
исследований. Понятие личности относится
к числу сложнейших понятий. До сих
пор ещё не сложилось достаточно
обоснованного и общепринятого
определения многозначность содержания
этого понятия обусловлена
Сегодня наше общество испытывает колоссальную потребность в людях свободных, инициативных, творческих. Нельзя с сожалением не констатировать, что не только новая, но и традиционная элита эпохи, которую впору определить как эпоху масс, сама тяготеет к безликости, вынуждена подделываться под нее. Личности нестандартные, выдающиеся становятся все большим исключением. Складывается устойчивое впечатление, что почти все они – в прошлом.
Не может быть по-настоящему сильным общество, члены которого безлики. Важно, казалось бы, во всех отношениях дорожить личностью. Но сегодня мало кто способен на личностный поступок. На первый план выходит желание освободиться от ответственности, своеобразная потребность в идолах. Отсюда если и не тяготение к тирании, то согласие примириться с ней, фанатизм.
Последнее десятилетие ХХ века в Росси было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ