Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 17:04, лекция
По мере становления науки как развернутой системы знания возникла проблема ее классифицирования.
Классификация наук — связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектив, изучаемых различными науками, а также метод их изучения.
Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания
По мере становления науки как развернутой системы знания возникла проблема ее классифицирования.
Классификация наук — связь наук, порядок их взаимного расположения в системе научных знаний, обусловленный определенными принципами, которые отражают, прежде всего, свойства и связь объектив, изучаемых различными науками, а также метод их изучения.
Цели классификации наук является:
Проблема классификации наук – это проблема взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев, выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.
Таким образом, проблема классификации наук – это:
Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других.
Первую попытку
В Средние века проблеме классификации наук уделяли внимание арабские мыслители. Аль-Кинди выделял три ступени научного знания: первая - логика и математика, вторая – естественные науки, третья - метафизические проблемы (философия). Более детальную классификацию наук предложил другой арабский философ аль-Фараби. У него классификация наук представлена в виде четырех разделов. Первый раздел составляет наука о языке (грамматика). Второй раздел представлен логикой как наукой о правильном мышлении, в основу которой положены законы формальной логики Аристотеля. Третий раздел составляет математика, первичным звеном которой является арифметика, затем геометрия, оптика и наука о звездах, включающая в себя собственно астрономию, астрологию и т.д. Четвертый раздел - естественная наука (или физика и метафизика). Интерес к классификации наук вновь стал проявляться в Новое время. Ф. Бэкон, взял за основу классификации наук несколько критериев: во-первых, объект изучения - человек, природа, Бог; во-вторых, познавательные способности человека - память, разум, воображение и веру. Наличие памяти обеспечивало появление истории, разума - философии, воображения - поэзии, вера - теологии. Современная классификация науки, принятая в отечественной философии, своим теоретическим источником имеет принципы классификации, предложенные Ф. Энгельсом (1820-1895). В основу классификации наук Ф. Энгельс взял формы движения материи. Согласно Энгельсу их пять: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой форме движения соответствует своя наука: механической - механика, физической - физика, химической и др. Осмысление необходимости разграничения естественных и социальных наук приходит в XIX веке. В. Дильтеем было предложено разделить все науки на две большие группы: науки о природе и науки о духе, которые отличаются объектами исследования - природой и обществом.
В настоящее время более признанной является классификация наук, построенная на основе такого критерия как предмет исследования. В соответствии с предметом изучения, предполагается выделять следующие группы наук:
Рассмотрим подробнее специфику социально-гуманитарного познания.
Социально-гуманитарное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Для социально-гуманитарного
Прежде всего, обратим внимание на специфику социально-гуманитарного познания, которая оттеняется в сравнении с естественнонаучным познанием.
1) первая специфическая черта социогуманитарного познания проступает при сопоставлении самих названий: социально-гуманитарное и естественнонаучное познание, из которого следует полифоничность социогуманитарного познания и его несводимость к системе наук об обществе.
2) полиформизм социогуманитарного знания, включающий философские категории, понятия социологии, нормы этики, правовые квалификации, экономические модели, исторические факты, мифы, символические структуры религиозного опыта, типические образы художественного сознания, суждения здравого смысла и т.п.
3) многовекторность ориентаций социально-гуманитарного познания, направленного не только на достижение истинного (когнитивная ориентация) и практически значимого (праксеологическая ориентация), но и соответствующего принятой в обществе системе ценностей нормативного знания.
4) объект социогуманитарного познания. Объектом выступает общество и его феномены: социальные отношения и общественные институты, социальные действия и взаимодействия людей, а также и их результаты, представленные в различного рода объективациях – памятниках материальной и духовной культуры, событиях, исторических фактах, знаково-символических структурах и др.
5) субъект социально-гуманитарного познания, в роли которого может выступать сообщество ученых, если имеется в виду коллективная научно-познавательная деятельность, или отдельный индивид.
6) процесс социально-гуманитарного познания, в котором субъект-объектное отношение претерпевает существенную трансформацию.
Информация о работе Проблема классификации наук. Специфика социогуманитарного познания