Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 22:04, лекция
В современной эпистемологии существует два альтернативных подхода в трактовке истины. Один из них основывается на принципе корреспонденции как соответствия научного знания объективной социальной действительности, другой – на принципе когеренции как связи научного знания с процедурами профессионального мышления.
14. Проблема истины в
современном социально-гуманитарном познании.
В
современной эпистемологии
В
первом случае истина приобретает статус
объективного научного знания, которое
воспроизводит социальную реальность
в процессе ее реконструкции в
ходе научного исследования. Это переводит
проблему истины в научном социально-
Предельным выражением субъективного подхода в социально-гуманитарном познании стал постмодернизм, который вообще элиминировал проблему истины как категории научно-познавательной деятельности. Постмодернисты считают, что познание осуществляется с помощью знаков и символов, которые обусловлены культурной предрасположенностью и социальными интересами исследователя. При этом они отмечают, что ученый будет неправ, если возомнит, будто он способен преодолеть «груз» всех предрасположенностей своей субъективности.
Постмодернисты утверждают, что исследователи не могут претендовать на обладание той внеисторичной «архимедовой» точкой опоры, которая позволила бы судить, действительно ли данный взгляд на события представляет «истину», или нет.
В
последнее время некоторые
Однако
отказ от категории истины в научном
познании, как полагают многие современные
ученые, ставит под сомнение профессиональный
статус самих социально-гуманитарных
наук и вопрос об их социальной значимости.
Они подчеркивают, что стремление
к истине является атрибутом научности
социально-гуманитарного
Вместе
с тем в современном
Однако
осознание того, что научные социально-
Некоторые исследователи считают, что понятие истины в социально-гуманитарном познании сложнее и богаче, нежели в естествознании: в его содержание включается не только идея соответствия объекту, но еще и идея соответствия субъекту, его высшим ценностным представлениям. Для выражения такого содержания понятия истины, по мнению этих исследователей, можно было бы использовать понятие «правда», которое в гораздо меньшей степени зависит от обоснования, чем понятие истины. Когда некоторое утверждение считается правдой, оно может очень плохо соответствовать социальной действительности. Но оно соответствует представлениям о должном и справедливом, о возможных тенденциях раз-вития общества, и его расхождение с действительностью побуждает людей к действию. Поэтому если истина целиком детерминируется объектом, то правда сама способна подчинять себе объект. У истины и правды разная онтологическая основа: у истины – объективная социальная действительность, у правды – мир общественных отношений, который творится самими людьми. В связи с этим правда всегда эмоционально окрашена, она соединяет в себе как гносеологический, так и аксиологический аспекты и компенсирует слабость обоснования истины в социально-гуманитарном познании ее эмоциональной привлекательностью.
Информация о работе Проблема истины в современном социально-гуманитарном познании