Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа
Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося центр тяжести с внутри психических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде. Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.
Введение………………………………………………………………2
1. Понятие неофрейдизма……………………………………………3
2. Проблема человека в философии………………………………..10
3. Проблема человека глазами неофрейдистов…………………….19
3.1 Эрих Фромм……………………………………………………...19
3.2 Карл Юнг…………………………………………………………20
3.3 Адольф Адлер…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………...24
В
ХХ веке разработка философских и
философско-социологических
Большое
влияние на развитие философских
исследований человека оказали фрейдизм
и неофрейдизм. Здесь, однако, следует
подчеркнуть ошибочность
В
ХХ веке произошло становление
Основой
для выводов философской
Особой
страницей в истории философии
является философия марксизма. К.Марксу
принадлежит заслуга
3.
Проблема человека глазами
неофрейдистов
3.1
Эрих Фромм
Эрих Фромм (американец, немецкого происхождения), представитель Франкфуртской школы (неомарксизм).
Гуманистический психоанализ - его учение. “Иметь или быть” “Бегство от свободы”.
Сознательное и бессознательное - это состояния осознанности и неосознанности, которые возникают под влиянием социальных факторов. Использует марксистскую теорию социального бессознательного Эриха Фромма. При формировании психики действуют троичные фильтры через язык, логику и социальные табу. В человеке вырабатывается на подсознательном уровне злокачественная агрессивность.
Человек рождается, выпадая из природы и может пойти двумя путями: - власть над другими людьми (садизм)- подчинение воли других людей (мозахизм).
Если в животном мире агрессивность возникает из-за нехватки территории, то в человеческом обществе - из-за ущербности социальной системы. Агрессивность человека, по Фромму, нельзя объяснить только врожденными инстинктами, она формируется так же под воздействием извне, т.е. социальными факторами. Эти 2 подхода надо объединить и собственный подход Эрих Фромм назвал эволюционный социобиологический принцип историзма.
Эрих
Фромм полагал что специфика социальной
жизни порождает в человеке оборонительную
агрессию, особо ярко оборонительная агрессия
проявляется у детей. Агрессия может исчезнуть
только с изменением социальных условий,
устранением возможности господства одной
группы над другой, когда исчезнет атмосфера
черствости и духовной глухоты”. Смысл
жизни в том, чтобы каждый день заново
рождаться, а не становится жертвой столь
распространенного заблуждения нашего
века, когда человек умирает, так и не успев
начать жить”.11
3.2
Карл Юнг
Карл
Юнг обвинил Фрейда в гиперболизации
сексуального начала. “Фрейд поставил
сексуальность на место ревнивого
бога..”, создал теорию коллективного
бессознательного.
Коллективное бессознательное - это следы
памяти всех прошлых поколений, это психическая
матрица, которая обусловлена коллективным
опытом человека. Это некие психические
формы и идеи, которые повторялись бесчисленное
количество раз и осели в виде бессознательного
и лишены специфического содержания. Специфическое
содержание проявляется, когда индивидуальный
опыт накладывается на эти готовые формы.
Коллективное бессознательное проявляется в виде архетипов, которые передаются через традиции, путем миграции населения. Это пласт дорациональной психики, это пограничное состояние между инстинктами животного и сознательной деятельностью людей.
Архетипы
берут свое начало и проявляются
в мифах, сказках, буддийских и йогийских
практиках, в сновидениях. Они постоянно
наполняются содержанием в зависимости
от реальности.
Зло - дьявол-искуситель Добро - миссия
- искупитель- пророк
Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших Отца и Матери.
Карл
Юнг различал западный тип людей
(экстраверты) и восточный тип
людей (интраверты).
Западный устремлен во вне (я в центре
а мир вокруг меня), Восточный человек
- мир внутри человека, созерцательность,
терпение), Карл Юнг задумывался над тем,
как соединить эти 2 типа людей.
В
западном человеке утрачена медиативная
часть личности. Если у Фрейда бессознательное
имеет негативный характер, то у
Юнга Коллективное бессознательное
носит позитивный характер - это
базовая структура психики, кладовая
человеческой мудрости. Персона у
Юнга - это искусственный образ, маска
часть нашей личности, которая
выставляется на обозрение другим людям,
проявляя частично и пряча истинную
личность.12
3.3
Адольф Адлер
Адольф Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания бессознательного Фрейда. Главное понятие – стиль жизни. Закладывается в детстве. Руководящим началом деятельности является воля власти. Неудачные поступки, решения – формируют комплекс неполноценности. Неполноценность компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим.
Адлер создал теорию «Компенсации». Суть которой состоит в том, что ущербные или обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.
Предметом этой теории является целостность психической жизни личности. Основные задачи:
Согласно этой теории личность существует в стремлении к превосходству и социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.
Основные принципы индивидуальной психологии – целостность психической жизни личности, стремление к превосходству как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.
Согласно
Адлеру, люди стараются компенсировать
чувство собственной
Второй
движущей силой развития личности является
социальный интерес. С точки зрения
Адлера, степень выраженности социального
интереса является показателем психического
здоровья, его недоразвитие может
стать причиной неврозов, наркомании,
преступности и других социальных и
психопатологических
Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально полезный.
Возникновение
неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным
стилем жизни и недостаточным
развитием социального
Заключение
Возникновение неофрейдизма, как нового течения в философии и психологии, инициировали бывшие ученики Зигмунда Фрейда, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Эрик Эриксон и другие.
В основе течения (как и в основе классического фрейдизма, то есть психоанализа) лежит теория бессознательного и его влияния на человеческую психику. Как и в теории самого Фрейда, в направлениях неофрейдистов красной нитью проходит тема конфликта — как внутри самого человека, так и между личностью и обществом.
Неофрейдисты полностью отказались от идеи всепоглощающего влияния сексуальности. Они не отводили ей такой значимой роли, как Фрейд, а рассматривали проблемы личности с точки зрения ее местоположения в социуме.
Неофрейдизм
также резко контрастирует со
многими направлениями
По сути, неофрейдизм был мостом между классическим психоанализом и современными видами психотерапии. Мосты, как известно, принято не только наводить, но и сжигать, поэтому в наши дни неофрейдизм и его представителей можно встретить в основном на страницах учебников по психологии. В повседневной жизни практика противостояния окружающему обществу «я против социума» оказалась совершенно неплодотворной. Сегодня люди осознают, что гораздо выгоднее и продуктивнее уживаться в обществе, уметь ладить с ним.
Список литературы