Проблема человека глазами неофрейдистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Неофрейдизм – направление в современных, преимущественно американских, философии и психологии. Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографической теориями. Перенося центр тяжести с внутри психических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде. Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.

Содержание

Введение………………………………………………………………2
1. Понятие неофрейдизма……………………………………………3
2. Проблема человека в философии………………………………..10
3. Проблема человека глазами неофрейдистов…………………….19
3.1 Эрих Фромм……………………………………………………...19
3.2 Карл Юнг…………………………………………………………20
3.3 Адольф Адлер…………………………………………………….21
Заключение……………………………………………………………23
Список литературы…………………………………………………...24

Работа содержит 1 файл

Неофрейдизм.docx

— 50.76 Кб (Скачать)

     В ХХ веке разработка философских и  философско-социологических проблем  человека приобрела новую интенсивность  и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

     Большое влияние на развитие философских  исследований человека оказали фрейдизм и неофрейдизм. Здесь, однако, следует  подчеркнуть ошибочность нередко  встречающегося мнения, согласно которому неофрейдизм - это движение современных  последователей австрийского психиатра  З.Фрейда. Неофрейдизм - это философское  и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального  фрейдизма. Оно сформировалось в  США в 30-е годы, как попытка  смягчить потрясшие "добропорядочную  публику" выводы Фрейда. Благодаря  фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления  общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными. Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

     В ХХ веке произошло становление специальной  отрасли философского знания, которая  сложилась в Германии в 20-е годы и занимается изучением человека. Она получила название философской антропологии. Ее основоположником выступил немецкий философ Макс Шелер, а значительный вклад в дальнейшее развитие внести Г.Плесснер, А.Гелен и ряд других исследователей. Появление философской антропологии как специального учения о человеке явилось своеобразным итогом наращивания философского человекознания. Шелер разработал обширную программу философского познания человека во всей полноте его бытия. Философская антропология, по его мнению, должна соединить конкретно-научное изучение различных сторон и сфер человеческого бытия с целостным философским его постижением. Поэтому, по мнению Шелера, философская антропология - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.

     Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф.Ницше  о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Однако современная философская Антропология - это сложное и противоречивое явление, в котором уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих настолько противоположные мнения, что выделить в них что-либо общее, кроме внимания к человеку, весьма сложно.

     Особой  страницей в истории философии  является философия марксизма. К.Марксу принадлежит заслуга выступления  против метафизического исследования проблемы человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Проблема человека глазами неофрейдистов 

     3.1 Эрих Фромм 

     Эрих  Фромм (американец, немецкого происхождения), представитель Франкфуртской школы (неомарксизм).

     Гуманистический психоанализ - его учение. “Иметь или  быть” “Бегство от свободы”.

     Сознательное  и бессознательное - это состояния  осознанности и неосознанности, которые  возникают под влиянием социальных факторов. Использует марксистскую теорию социального бессознательного Эриха  Фромма. При формировании психики действуют троичные фильтры через язык, логику и социальные табу. В человеке вырабатывается на подсознательном уровне злокачественная агрессивность.

     Человек рождается, выпадая из природы и может пойти двумя путями: - власть над другими людьми (садизм)- подчинение воли других людей (мозахизм).

     Если  в животном мире агрессивность возникает  из-за нехватки территории, то в человеческом обществе - из-за ущербности социальной системы. Агрессивность человека, по Фромму, нельзя объяснить только врожденными инстинктами, она формируется так же под воздействием извне, т.е. социальными факторами. Эти 2 подхода надо объединить и собственный подход Эрих Фромм назвал эволюционный социобиологический принцип историзма.

     Эрих  Фромм полагал что специфика социальной жизни порождает в человеке оборонительную агрессию, особо ярко оборонительная агрессия проявляется у детей. Агрессия может исчезнуть только с изменением социальных условий, устранением возможности господства одной группы над другой, когда исчезнет атмосфера черствости и духовной глухоты”. Смысл жизни в том, чтобы каждый день заново рождаться, а не становится жертвой столь распространенного заблуждения нашего века, когда человек умирает, так и не успев начать жить”.11 

     3.2 Карл Юнг 

     Карл  Юнг обвинил Фрейда в гиперболизации сексуального начала. “Фрейд поставил сексуальность на место ревнивого  бога..”, создал теорию коллективного бессознательного. 
Коллективное бессознательное - это следы памяти всех прошлых поколений, это психическая матрица, которая обусловлена коллективным опытом человека. Это некие психические формы и идеи, которые повторялись бесчисленное количество раз и осели в виде бессознательного и лишены специфического содержания. Специфическое содержание проявляется, когда индивидуальный опыт накладывается на эти готовые формы.

     Коллективное  бессознательное проявляется в  виде архетипов, которые передаются через традиции, путем миграции населения. Это пласт дорациональной психики, это пограничное состояние между инстинктами животного и сознательной деятельностью людей.

     Архетипы  берут свое начало и проявляются  в мифах, сказках, буддийских и йогийских практиках, в сновидениях. Они постоянно наполняются содержанием в зависимости от реальности. 
Зло - дьявол-искуситель Добро - миссия - искупитель- пророк

     Образ отца и матери пришел к нам из прошлого и в нашей реальности на них накладывается образ наших  Отца и Матери.

     Карл  Юнг различал западный тип людей (экстраверты) и восточный тип  людей (интраверты). 
Западный устремлен во вне (я в центре а мир вокруг меня), Восточный человек - мир внутри человека, созерцательность, терпение), Карл Юнг задумывался над тем, как соединить эти 2 типа людей.

     В западном человеке утрачена медиативная  часть личности. Если у Фрейда бессознательное  имеет негативный характер, то у  Юнга Коллективное бессознательное  носит позитивный характер - это  базовая структура психики, кладовая человеческой мудрости. Персона у  Юнга - это искусственный образ, маска  часть нашей личности, которая  выставляется на обозрение другим людям, проявляя частично и пряча истинную личность.12 

     3.3 Адольф Адлер 

     Адольф  Адлер (1870-1937) первым отказался от понимания  бессознательного Фрейда. Главное понятие  – стиль жизни. Закладывается  в детстве. Руководящим началом  деятельности является воля власти. Неудачные  поступки, решения – формируют  комплекс неполноценности. Неполноценность  компенсируется через агрессивность, как стремление доминировать окружающим.

     Адлер создал теорию «Компенсации». Суть которой  состоит в том, что ущербные или  обладающие моральными недостатками люди, компенсируют это гиперактивностью, стремлению к власти.

     Предметом этой теории является целостность психической  жизни личности. Основные задачи:

  1. Изучение компенсации неполноценности личности;
  2. Формирование социально полезного стиля жизни.13

     Согласно  этой теории личность существует в  стремлении к превосходству и  социальном интересе, являющиеся компенсацией чувства неполноценности.

     Основные  принципы индивидуальной психологии –  целостность психической жизни  личности, стремление к превосходству  как основная мотивационная сила в жизни личности, а также социальная принадлежность человека.

     Согласно  Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, вырабатывая свой уникальный стиль  жизни, в рамках которого они стремятся  к достижению фиктивных целей, ориентированных  на превосходство или совершенство. Неблагоприятные ситуации детства, среди которых Адлер особо  выделяет неполноценность органов, чрезмерную опеку и отвержение со стороны родителей, способствуют перерастанию чувства недостаточности в комплекс неполноценности – преувеличение  собственной слабости и несостоятельности.

     Второй  движущей силой развития личности является социальный интерес. С точки зрения Адлера, степень выраженности социального  интереса является показателем психического здоровья, его недоразвитие может  стать причиной неврозов, наркомании, преступности и других социальных и  психопатологических отклонений.

     Опираясь  на оценку выраженности социального  интереса и степень активности личности при решении главных жизненных  задач, Адлер выделяет четыре типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально  полезный.

     Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным  стилем жизни и недостаточным  развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей  и формирование новых жизненных  целей, которые помогут реализовать  жизненный потенциал. Достигаются  эти терапевтические цели через  понимание пациента, повышение его  уровня понимания себя и развитие социального интереса.

     Заключение 

     Возникновение неофрейдизма, как нового течения  в философии и психологии, инициировали бывшие ученики Зигмунда Фрейда, такие как Карл ЮнгАльфред АдлерЭрих ФроммЭрик Эриксон и другие.

     В основе течения (как и в основе классического фрейдизма, то есть психоанализа) лежит теория бессознательного и его влияния на человеческую психику. Как и в теории самого Фрейда, в направлениях неофрейдистов красной нитью проходит тема конфликта — как внутри самого человека, так и между личностью и обществом.

     Неофрейдисты полностью отказались от идеи всепоглощающего влияния сексуальности. Они не отводили ей такой значимой роли, как Фрейд, а рассматривали проблемы личности с точки зрения ее местоположения в социуме.

     Неофрейдизм также резко контрастирует со многими направлениями современной  гуманистической психологии: гештальт-терапиейпсиходрамой, семейной терапией, нарративным подходом и другими. Например, в неофрейдизме социум принято считать негативной, враждебной структурой, которая, как правило, стремится подавить индивидуума, тогда как современные психологи склонны расценивать социум как громадный, неисчерпаемый ресурс, который можно использовать в интересах каждого человека.

     По  сути, неофрейдизм был мостом между  классическим психоанализом и современными видами психотерапии. Мосты, как известно, принято не только наводить, но и  сжигать, поэтому в наши дни неофрейдизм  и его представителей можно встретить  в основном на страницах учебников  по психологии. В повседневной жизни  практика противостояния окружающему  обществу «я против социума» оказалась  совершенно неплодотворной. Сегодня  люди осознают, что гораздо выгоднее и продуктивнее уживаться в обществе, уметь ладить с ним.

     Список  литературы

  1. Лейбин В. Психоанализ и современная западная философия. – М., 1990.
  2. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.
  3. Бессознательное, его открытие, его проявление. От Фрейда к Лакану. – М.,  1992.
  4. Джонс Эрнест.  Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.
  5. Лосева В.К. Философия, М., 2009
  6. Кравченко С.А. Основы философии. Просвещение, 2008
   

  

Информация о работе Проблема человека глазами неофрейдистов