Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:54, контрольная работа
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность
Введение………………………………………………………………….3
Проблема бытия в истории философии…………………………………4
Бытие: единство мира. Многообразие мира как проблема……………….5
Основные формы бытия……………………………………………………….6
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Проблема бытия в истории философии…………………………………4
Бытие: единство мира. Многообразие мира как проблема……………….5
Основные формы бытия…………………………
Введение.
Картина
мира отводит человеку определенное
место во вселенной и помогает
ориентироваться в бытии. Она
формирует образ вселенной и
человека как соизмеримых и
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не "вширь", а "вглубь", не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты - их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование. Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все "суета сует". Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
Таким
образом категория бытия
Проблема бытия в истории философии.
Бытие - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия. Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Древнегреческая философия о «бытии»: (1) Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. (2) Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Идеалистическая философия о «бытии»: В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Материалисты считают что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Экзистенциализм о «бытии»: В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).
Бытие: единство мира. Многообразие мира как проблема.
Итак, по данным современных
философии и науки, материальный
мир представляет собой внутренне
расчлененную целостность. При всем
многообразии составляющих его объектов
и явлений наш мир един вещественно,
энергетически и структурно. Формы
проявления такого единства многообразны.
К ним относятся:
• одинаковость вещественного состава
всех известных материальных объектов;
• их системная организация;
• иерархическая последовательность
и генетическая взаимосвязь структурных
уровней организации материи (каждый более
высокий уровень формируется только на
основе нижележащего и существует только
вместе с ним);
• наличие небольшого числа типов фундаментальных
взаимодействий, обнаруживающих единую
природу;
• включенность всех материальных объектов
(в том числе и Вселенной в целом) в глобальный
эволюционный процесс;
• наличие единого механизма эволюции
— самоорганизации сложных материальных
систем;
• способность различных видов материи
и форм ее движения к взаимопереходам
и взаимопревращениям и т.д.
___В свете даже
этого неполного перечня должно быть ясно,
что весь материальный мир обладает безусловной
целостностью и единством. Где-то внутри
этой целостности расположился и человек
разумный — существо, с одной стороны,
материальное, а с другой — наделенное
сознанием, т.е. идеальное. По части материальной
человек вышеупомянутого единства мира
никак не нарушает: состоит из обычных
атомов, подчиняется всем естественным
законам и даже эволюционирует. А вот идеальная
сторона человеческого существования
на первый взгляд из этого единства выпадает.
И в самом деле — идеальные объекты вещественного
состава не имеют, в фундаментальных взаимодействиях
не участвуют, пространственно не локализованы
и т.п. Означает ли это, что наряду с материальным
миром следует признать наличие параллельного
и самостоятельного идеального мира, существующего
по своим законам? Так все-таки мир един
или двойствен? Философия, как мы помним,
имеет разные варианты ответа на этот
вопрос.
___Материалистическая
философия убеждена, что наш мир безусловно
един, и единство это заключается в его
материальности. Ибо в мире нет ничего,
кроме движущейся материи и что не было
бы так или иначе обусловлено материальными
причинами и взаимодействиями. Идеальное
же с этих позиций трактуется лишь как
свойство материального, закономерно
возникающее на высших структурных уровнях
организации материи.
Основные формы бытия.
Для современного понимания
категории бытия характерен прежде
всего системный анализ этого
фундаментального философского понятия.
Выделяется ряд уровней бытия: материальное
и идеальное бытие, природное и социальное
бытие, бытие личности, культуры, ценностей
и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу,
выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития
(историзма).
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Первая форма бытия и первый способ существования - это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» - потому, что вещь - результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» - это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.
Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.
Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.
Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек - общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие - это их система.
Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.