Природа сущность, предназначение человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 13:08, контрольная работа

Описание работы

В философии существую различные проблемы, основной является сущность человека во вселенной. Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Хотя всемирная философия, на протяжении всей своей истории, по сути, вращается к тому с чего начала так сказать “вечные проблемы”. Среди многочисленных социально значимых проблем, вставших перед народами на пороге третьего тысячелетия, главное место заняла проблема выживания Человечества и всего живого на Земле.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.Специфика и актуальность философского решения проблемы человека….3
2. Природа сущность, предназначение человека……………………………….6
2.1 Природа человека…………………………………………………………...6
2.2 Сущность человека………………………………………………………….7
2.3 Предназначение человека………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 42.05 Кб (Скачать)

  “Все труды человека - для рта его, а душа его не насыщается”, - говорил царь Соломон еще три тысячелетия назад. Плоды познания мира человеком обращаются против него самого, ибо, как говорил евангелист Марк, “какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?”.

  Что должен делать человек, или что он не должен делать ни при каких условиях принадлежит к числу важнейших вопросов. Еще древние понимали, что вера без дел мертва, а суть человека выявляется в его деяниях и поступках. Автор Экклезиаста говорил: “Все, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости”. Однако главное - не масштаб деятельности человека и не область, в которой он трудится, а смысл его деятельности, в котором преодолевается элементарная суета повседневной жизни. В истории человеческой мысли можно найти разные подходы к определению смысла и содержания деятельности человека. Среди них есть идеал не деяния, т. е. отказа от деятельности, от активного вмешательства в жизнь. Эту позицию развивали мудрецы древнего Китая и Индии, некоторые мыслители античного мира (Пиррон). Они считали, что идеалом жизни человека должны быть безмятежность и апатия. С другой стороны, в 18 - 19 вв. в европейской мысли сформировался подход, в основе которого лежала идея активного преобразования, переделки природы, общества и человека на базе рационального метода познания мира. Доведенная до логического конца, она преобразилась в концепцию «покорения» природы, что привело к экологическому кризису в конце 20 в.

  Эта проблема имеет не только прагматическое, но и гораздо более важное моральное  значение, ибо в поступке, прежде всего, нужно видеть определенную моральную  цель. В плане моральной оценки различают благодеяние и злодеяние, хотя, разумеется, есть и морально нейтральные  действия, не подлежащие оценке в терминах добра и зла. Еще на заре цивилизации  человечество выработало “золотое правило” нравственности.

  Оно встречается в учениях Конфуция, в древнеиндийской “Махабхарате”, в буддизме, в Библии и Коране, в “Одиссее” Гомера и других литературных памятниках. Его наиболее распространенную формулировку: “не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”.

  Развивая  эту идею, Кант считал, что человека никогда нельзя средством достижения каких-то целей, он сам должен быть целью  общественного развития. “Категорический императив”, сформулированный им, гласит: поступай только согласно такому правилу, руководствуясь которому ты в тоже время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом, что бы все люди могли этому следовать. Пределы деятельности человека обозначены достаточно точно - нельзя причинять вред и ущерб ни себе, ни другим людям, а основой всей жизни должна быть взаимная любовь в духе евангелических заповедей Христа. Человек не может также посягать на деятельность Природы, не может в ней считать себя хозяином и поступать так как ему угодно. Так или иначе, эта позиция требует признания либо Бога в качестве Творца, волю которого нельзя произвольно нарушать, либо абсолютных общечеловеческих ценностей, имеющих такой же статус.

  Конечно же, все мудрые люди отдавали себе отчет в том, что существует “хитрость разума”, выражающаяся в сентенции, что дорога в ад устлана добрыми намерениями. То, что цель и замысел, даже самые умные и прекрасные, трагические не соответствуют полученному результату, никогда не было тайной. Люди всегда старались понять, как и почему добрый замысел обращался во зло даже вопреки их воле; почему деятельность, направленная на созидание оборачивалась разрушением. Например, научно-техническая революция, способная обеспечить человечество средствами для благополучного существования, привела его на край пропасти из-за возникших глобальных проблем. Созидательный потенциал многих социальных революций, основанный на прекрасных идеях справедливости, зачастую оборачивался тотальным разрушением и человека и общества. Вот почему именно сейчас так остро стоит вечная проблема: пределы деятельности человека вмешательства его в природу, космос и самого себя. Трагизм многих жизненных ситуаций и страх неминуемо предстоящей смерти приводили к надежде на бессмертие в мире ином, мире загробном, где будет всем воздано по заслугам, где Божий Суд установит, наконец, высшую справедливость. Очевидно, что неопределенность исхода многих дел и начинаний людских, непредсказуемость событий и действие независящих от человека сил являются мощным основанием для надежды на Тайну, Чудо и Авторитет.

  Люди  всегда поклонялись носителям тайны, чудотворцам и облеченным авторитетом, ибо в них видели надежду на спасение, если не в земном мире, то в небесном.

  С другой стороны, вызревала и набирала силу тенденция, отвергающая надежду  и упование на высшие силы. Свободомыслие  и атеизм предлагали в качестве альтернативы надежду человека на самого себя, свои силы, на групповую солидарность.

  В реальной жизни люди более всего  связывали свои надежды с той  социальной группой, к которой они  себя относили. Прежде всего, это этнос, нация, группа единоверцев или семейный клан, короче говоря, о ком человек  может сказать “мы”. Вообще к ним могут быть отнесены все соотечественники или, как еще говорят, “люди доброй воли”. Идеал общечеловеческой солидарности без апелляции к высшим силам получал все большую поддержку с ходом осознания себя человечеством единым целым, с нарастанием опасности глобальных проблем. В последние годы получало распространение мнения, что жителям Земли можно надеяться на помощь внеземных цивилизаций, пришельцев из Космоса, которые не допустят термоядерной или экологической катастрофы и научат неразумное человечество правилам Космической этики.

  Человек - уникальное создание Вселенной. Даже если и на самом деле существуют внеземные цивилизации. Он - плод биологической эволюции. Но человек в своей истории в основном вышел из-под действия чисто биологических закономерностей. Вне общества человеческий детеныш остается животным, да еще самым неприспособленным к среде. Вот это и есть суть того, что человек без общения с другими людьми мало что из себя.

  Человек производит орудия труда и использует их для производства материальных благ. Воспроизводя самих себя и орудия труда, создавая мир человека и мир  вещей, люди вступают в общественные отношения, которые оказывают определяющее воздействие на их жизнь и деятельность.

  Человек - существо общительное, создающее в  ходе своего исторического развития особый тип общности, принципиально  отличный от стаи или стада.

  Люди  сознательно идентифицируют себя с  племенем, родом, народностью, нацией, семьей, кланом, единоверцами, единомышленниками, сверстниками, участниками тех или  иных событий и т. д. При этом возникает  тот или иной тип ответственности, та или иная форма социальной организации, основанная на разных типах собственности  и власти.

  Человек не имеет заранее определенной жесткой  программы жизнедеятельности, а  реализует себя в той или иной степени свободно, руководствуясь теми или иными нравственными запретами  и предписаниями. Он способен различать  добро и зло и принимать  решения на основе ответственности  за себя и других и своей совести.

  Человек в своей деятельности выходит  за рамки утилитарных потребностей, круг повседневных забот, преодолевая  даже в самые трудные времена  ограниченность своего существования. Создавая миф, сказку, песню, музыку, рисунок, скульптуру, украшая себя и свое жилище, охраняя и поддерживая  ритуал, человечество творит мир духовной культуры, мир идеалов и ценностей.

  Человеческая  жизнь не имеет какого-либо заранее  заданного смысла, который, очевидно, нужно искать не в прошлом, не в  ретроспекции, а в настоящем и  будущем. Смысл создается человеком, твориться им каждый миг и поэтому  есть глубокий смысл в сентенции: “Живи так, как будто через пять минут умрешь”.

  Таков своеобразный фундамент человечности, заложенный еще на заре человеческого  общества и развивающийся в ходе истории. 

  Заключение. 

  В данной работе рассмотрел концепцию  человека в философии его основные взгляды, проблемы в философской  теории. Понятно, что исходя из того что человек уже на протяжении 3-х тысячелетий не может дать ясного, аргументированного ответа на основные “проблемы” своего существования ещё с тех времён, понять сущность бытия. Но, не смотря на это, человек учится, и стремиться понять. Не всё проходит зря, возможно, когда то философия и найдёт ключ к “человеческому счастью”. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы.

  1. .А.Г. Спиркин. Основы философии. Издательство политическая литература 1988.
  2. Гроувс К. П. Происхождение современного человека // Человек. 1996.
  3. Войтов, А.Г. Философия: учебное пособие для аспирантов/ 2006.
  4. Соколов В.В. Историческое введение в философию. История философии по эпохам и проблемам – М., 2004

  5.  http://ru.wiktionary.org/wiki/

  6. Миронов В.В. Философия: учебник для вузов -М., 2005. 

Информация о работе Природа сущность, предназначение человека