Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:31, реферат
Естественно, для начала хотелось бы рассказать о самом Болонском процессе. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.
Богдановой Е.В.
Группы
СЦ-54
Эссе
«Преимущества и недостатки Болонского процесса »
Естественно, для
начала хотелось бы рассказать о самом
Болонском процессе. Болонский
процесс — процесс сближения и гармонизации
систем образования стран
В Болонской декларации выдвигается требование
принятия общей системы сравнимых ученых
степеней. Во всех странах, присоединившихся
к Болонскому процессу, вводятся два цикла
учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский
цикл, должен продолжаться не менее трех
лет, а второй, магистерский, — не менее
двух, кроме того, они должны приниматься
на европейском рынке труда в качестве
образовательных и квалификационных уровней).
Интеграция в Болонский процесс призвана
содействовать европейскому сотрудничеству
университетов и устранению препятствий
на пути мобильности студентов и преподавателей
в пределах стран-участниц Болонского
процесса.
Болонский процесс в ходе своего развития
прошёл ряд этапов, на каждом из которых
расширялся круг стран-участниц процесса
и декларировались новые цели. Следующий
этап Болонского процесса состоялся в
Праге 19 мая 2001 года, где представителями
уже 33 стран Европы было подписано Пражское
коммюнике. Очередной этап Болонского
процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября
2003 года, где также было подписано соответствующее
коммюнике, но на этот раз представителями
уже 40 стран Европы.
Основные цели Болонского процесса до 2010 года
- построение европейской зоны
высшего образования как
- формирование и укрепление интеллектуального,
культурного, социального и научно-технического
потенциала Европы; повышение престижности
в мире европейской высшей школы;
- обеспечение конкурентоспособности
европейских вузов с другими системами
образования в борьбе за студентов, деньги,
влияние; достижение большей совместимости
и сравнимости национальных систем высшего
образования; повышение качества образования;
- повышение центральной роли университетов
в развитии европейских культурных ценностей,
в которой университеты рассматриваются
как носители европейского сознания.
Наверняка о нем знает почти каждый житель Украины, а в частности более посвящены данному процессу наши студенты и я как студентка хотела бы рассмотреть плюсы и минусы этого нововведения в Украине.
Плюсы и минусы нововведения горячо обсуждаются на страницах интернета. Пишут статьи ученые, дают интервью ректоры, преподаватели и сами студенты. Действующими субъектами Болонского процесса считаются: министерства образования (только подписывают, дальше занимаются ректоры), Конференции ректоров, Академическая общественность, Союзы студентов.
Практическое осуществление
учебного процесса по кредитно-модульной
системе дало возможность выяснить
преимущества и недостатки этой системы,
которые являются более или менее
общими для многих учебных заведений
Украины.
К преимуществам
относятся:
мобильность, т.е. возможность членов
образовательного пространства продолжать
обучение в других странах, возможность
благодаря стандартизации дипломов трудоустраиваться
в других странах; свободный выбор предметов
студентами;
увеличение роли студенческого самоуправления;
переориентацию на работу студента в течение
всего семестра, а не на испытательной
сессии.
бесплатно выдаются
всем выпускникам вузов стран-
Болонского процесса европейские приложения единого образца к
дипломам бакалавра и магистра.
Устанавливается более гибкий график обучения, отпадает необ-
ходимость в традиционных сессиях — студент набирает сумму кре-
дитов на протяжении всего учебного года. Можно получить любую
оценку (даже А или Е) без экзамена.
Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений
Болонского процесса является ориентация высших учебных заведе-
ний на конечный результат: знания выпускников должны быть при-
менимы и востребованы народом как своей страны, так и других
стран Европы.
Актуальность научных работ студентов. Все магистерские и
другие работы студентов пишутся исключительно на темы, заяв-
ленные коммерческими или научными учреждениями, которые и
финансирует эти
разработки.
В свою очередь, к
недостаткам относят
то, что:
практически невозможно реализовать
принцип мобильности;
отсутствует фактическая возможность
свободного выбора студентами предметов;
студентам трудно проверить количество
полученных баллов в течение семестра;
трудно получить необходимую учебную
литературу и материалы для самоподготовки;
уменьшается доступность образования;
наблюдается ухудшение ее качества;
значительно увеличивается нагрузка на
преподавателей.
Современная стратегия Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.
Начиная с саммита в Бергене 2005 года, когда Украина присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.
Болонский процесс — это процесс распознавания одной образовательной системы другой на Европейском пространстве.
Основная цель процесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.
На период с 2005 года в Украине в сфере высшего образования было проделано следующее:
Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.
В 2006 году создана Национальная группа промоутэров Болонского процесса.
При Министерстве образования и науки Украины была создана Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.
Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).
В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.
Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.
Сравнительная характеристика
традиционной
и Болонской систем
|
Проблемой для высшей школы Украины в контексте Болонского процесса является:
во-первых, определение расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;
во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.
Кредитно-модульная
система должна развиваться в
Украине в рамках реализации, в
частности, дистанционного образования
.
Болонская система
в Украине не является полностью
внедрённой, не все элементы ее созданы
и функционируют, да и отношение
к ней неоднозначно, но для Украины,
правительство которой
Вместе с тем
участие системы высшего
Итак, я перечислила
все плюсы, которые были интересны
мне (а перечислять все до единого
не могу), а также отметила некоторые негативные
моменты. Болонская модель революционна,
и в этом ее привлекательность. Я считаю,
что вопрос реализации процесса должны
решать мы, студенты. Нам выбирать, как
строить наше образование. Живем в век
информации, быстро развивающихся технологий,
рыночной экономики. Естественно, что
мы, поколение будущего, хотим чувствовать
себя компетентными, развитыми, идущими
в ногу со временем личностями, специалистами.
Мы всегда будем за модернизацию, инновации
в образовании. Нашим требованиям не соответствует
традиционная система. То, что нам нужно,
это современные технологии, концепции
развивающего обучения, в которые включены
все передовые средства для постижения
наук. «Гранит науки» стал на долю мягче,
когда появились компьютеры, электронные
курсы, а еще интернет, без которого трудно
представить современного студента, да
и немыслимы такие понятия, как «дистанционное
обучение», «эффективное самообразование».
Вопрос приятия Болонской системы всецело
зависит в первую очередь от нас, а только
потом от государственного аппарата и
ректоров, преподавателей. Уверена, что
система Болоньи «заживет», стоит нам
только правильно усвоить все нужные нам
положения и начать воплощать их на практике.
Никто не сможет нам помешать. Болонская
декларация писалась для студентов, которые
любят и жаждут учиться. Она учитывает
современность и наши приоритеты.
Список использованных источников:
Болонський
процес та кредитно-модульна система організації
навчального процессу [Електронний ресурс]
/ ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режим доступу:
http://www.chnu.edu.ua/index.
Янковый, В.
Болонский процесс: путем европейской
интеграции [Электронный ресурс] / В. Янковый.
— Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/
Макарова М.Н. Болонский процесс: мнения и ожидания // Социологические исследования, 2007. - №6. - с.106-109
Информация о работе Преимущества и недостатки Болонского процесса