Преимущества и недостатки Болонского процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 20:31, реферат

Описание работы

Естественно, для начала хотелось бы рассказать о самом Болонском процессе. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.

Работа содержит 1 файл

Богдановой Е.docx

— 22.35 Кб (Скачать)

Богдановой  Е.В.

Группы  СЦ-54 

Эссе

«Преимущества и недостатки Болонского процесса »

Естественно, для  начала хотелось бы рассказать о самом  Болонском процессе. Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс был начат 19 июня 1999 года в г. Болонья (Италия) подписанием 29 министрами образования от имени своих правительств документа, получившего название «Болонская декларация». Этим актом большинство европейских стран-участниц Болонского процесса провозгласили создание единого европейского образовательного и научного пространства до 2010 года. В границах этого пространства должны действовать единые условия признания дипломов об образовании, трудоустройства и мобильности граждан, что должно, по мнению идеологов Болонского процесса, значительно повысить конкурентоспособность европейского рынка труда и образовательных услуг.  
 
В Болонской декларации выдвигается требование принятия общей системы сравнимых ученых степеней. Во всех странах, присоединившихся к Болонскому процессу, вводятся два цикла учебы по формуле 3+2 (первый, бакалаврский цикл, должен продолжаться не менее трех лет, а второй, магистерский, — не менее двух, кроме того, они должны приниматься на европейском рынке труда в качестве образовательных и квалификационных уровней). Интеграция в Болонский процесс призвана содействовать европейскому сотрудничеству университетов и устранению препятствий на пути мобильности студентов и преподавателей в пределах стран-участниц Болонского процесса.  
 
Болонский процесс в ходе своего развития прошёл ряд этапов, на каждом из которых расширялся круг стран-участниц процесса и декларировались новые цели. Следующий этап Болонского процесса состоялся в Праге 19 мая 2001 года, где представителями уже 33 стран Европы было подписано Пражское коммюнике. Очередной этап Болонского процесса состоялся в Берлине 18-19 сентября 2003 года, где также было подписано соответствующее коммюнике, но на этот раз представителями уже 40 стран Европы.  
 

Основные  цели Болонского процесса до 2010 года

 
- построение европейской зоны  высшего образования как ключевого  направления развития мобильности  граждан с возможностью трудоустройства; 
- формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы; 
- обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования; 
- повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания. 
 

Наверняка о нем  знает почти каждый житель Украины, а в частности более посвящены  данному процессу наши студенты и  я как студентка хотела бы рассмотреть  плюсы и минусы этого нововведения в Украине.

Плюсы и минусы нововведения горячо обсуждаются на страницах  интернета. Пишут статьи ученые, дают интервью ректоры, преподаватели и  сами студенты. Действующими субъектами Болонского процесса считаются: министерства образования (только подписывают, дальше занимаются ректоры), Конференции ректоров, Академическая общественность, Союзы  студентов.

Практическое осуществление  учебного процесса по кредитно-модульной  системе дало возможность выяснить преимущества и недостатки этой системы, которые являются более или менее  общими для многих учебных заведений  Украины. 
К преимуществам относятся:  
мобильность, т.е. возможность членов образовательного пространства продолжать обучение в других странах, возможность благодаря стандартизации дипломов трудоустраиваться в других странах; свободный выбор предметов студентами;  
увеличение роли студенческого самоуправления;  
переориентацию на работу студента в течение всего семестра, а не на испытательной сессии.

бесплатно выдаются всем выпускникам вузов стран-участниц

Болонского процесса европейские приложения единого  образца к

дипломам бакалавра  и магистра.

 Устанавливается  более гибкий график обучения, отпадает необ-

ходимость в традиционных сессиях — студент набирает сумму  кре-

дитов на протяжении всего учебного года. Можно получить любую

оценку (даже А или Е) без экзамена.

Трудоустройство выпускников. Одним из важных положений 

Болонского процесса является ориентация высших учебных  заведе-

ний на конечный результат: знания выпускников должны быть при-

менимы и востребованы народом как своей страны, так и других

стран Европы.

Актуальность научных  работ студентов. Все магистерские и 

другие работы студентов  пишутся исключительно на темы, заяв-

ленные коммерческими  или научными учреждениями, которые  и 

финансирует эти  разработки. 
В свою очередь, к недостаткам относят то, что: 
практически невозможно реализовать принцип мобильности; 
отсутствует фактическая возможность свободного выбора студентами предметов; 
студентам трудно проверить количество полученных баллов в течение семестра; 
трудно получить необходимую учебную литературу и материалы для самоподготовки; 
уменьшается доступность образования; 
наблюдается ухудшение ее качества; 
значительно увеличивается нагрузка на преподавателей.
 

Современная стратегия  Украины ориентирована на дальнейшее развитие национальной системы образования, ее адаптация к условиям социально-ориентированной экономики, трансформация и интеграция в европейское и мировое образовательное сотрудничество.

Начиная с саммита  в Бергене 2005 года, когда Украина  присоединилась к Болонскому процессу, высшее образование реализует основные его положения.

Болонский процесс  — это процесс распознавания  одной образовательной системы  другой на Европейском пространстве.

Основная цель процесса — создание Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) к 2010 году.

На период с 2005 года в Украине в сфере высшего  образования было проделано следующее:

Подготовлен План действий, который должен быть реализован к 2010 году.

В 2006 году создана  Национальная группа промоутэров Болонского процесса.

При Министерстве образования  и науки Украины была создана  Межведомственная комиссия по вопросам внедрения основных положений Болонского процесса.

Созданный при Министерстве образования и науки Украины, Всеукраинский студенческий совет  стал кандидатом в члены Национальных студенческих союзов Европы (ESIB).

В 2006/2007 во всех высших учебных заведениях внедрена Европейская  кредитно-трансферной система (ECTS). Подготовлен соответствующий пакет инновационных нормативных документов ECTS, разработаны рекомендации и выполняются организационные мероприятия по внедрению Приложения к диплому.

Проведены два семинара по инициативы Совета Magna Charta Universitatum по проблемам конвергенции высшего образования на пути создания ЕПВО.

Сравнительная характеристика традиционной 
и Болонской систем
 

Традиционная  система Болонская система
Основные  аспекты
Разработка  стабильного и долговременного  маршрута обучения.

Расчленение всего  процесса обучения на этапы, закрепления  за каждым этапом определенных работников, отвечающих за этот этап.

Студент рассматривается  как пассивный элемент системы  обучения (беспрекословно выполняет  указания руководства).

Ориентация на потребителя  — студента, которому дается возможность  влиять на процесс своего обучения.

Упор на профилактику качества обучения — за объектом оказания услуги — дентом постоянно ведется мониторинг в виде простановки баллов его успеваемости.

Требует большой  самостоятельности, индивидуальности в работе преподавателя и студента.

Достоинства
Стабильность  системы, ее единообразие для всех, она была хорошо отработана.

Фундаментальность системы.

Процесс производился без сбоев, понятность системы и  ее предсказуемость на многие годы вперед.

Отделение процесса обучения от процесса оценки результатов  обучения. Преподаватель проводит занятия, проставляет текущие баллы успеваемости, но окончательную оценку результатов его деятельности выполняет центр по тестированию.

Дает большие права  студенту, как основному элементу процесса.

Способность студента к самостоятельному мышлению.

Недостатки
Контроль  по конечному продукту (студент живет  от сессии до сессии, про учебники вспоминает за три дня до экзамена ).

Воздействие на студентов  в основном с помощью репрессивных методов, пассивная роль студента в  процессе обучения.

Понижает фундаментальность  получаемых знаний.

Частой смены условий  работы, что требует больших материальных затрат.

 
 

Проблемой для высшей школы Украины в контексте  Болонского процесса является:

во-первых, определение  расходов учебного времени студента определенного актуального уровня развития на адекватное изучение учебного материала в объеме модуля;

во-вторых, разработка методики расчета педагогической нагрузки преподавателей высшей школы в условиях кредитно-модульной системы организации учебного процесса и учебной нагрузки студента, а также взаимосвязь между ними.

Кредитно-модульная  система должна развиваться в  Украине в рамках реализации, в  частности, дистанционного образования . 

Болонская система  в Украине не является полностью  внедрённой, не все элементы ее созданы  и функционируют, да и отношение  к ней неоднозначно, но для Украины, правительство которой постоянно  провозглашает стремление к евроинтеграции, пока что альтернативы Болонскому процессу нет.

Вместе с тем  участие системы высшего образования  Украины в Болонских преобразованиях  может быть направлено лишь на ее развитие и обретение новых качественных признаков, а не на потерю лучших традиций, снижения национальных стандартов его  качества. Ориентация на Болонский  процесс не может приводить к  чрезмерной перестройке отечественной  системы образования. Наоборот, ее состояние  надо глубоко осмыслить, сравнив  с европейскими критериями и стандартами  и определить возможности ее усовершенствования на новом этапе.

Итак, я перечислила  все плюсы, которые были интересны  мне (а перечислять все до единого не могу), а также отметила некоторые негативные моменты. Болонская модель революционна, и в этом ее привлекательность. Я считаю, что вопрос реализации процесса должны решать мы, студенты. Нам выбирать, как строить наше образование. Живем в век информации, быстро развивающихся технологий, рыночной экономики. Естественно, что мы, поколение будущего, хотим чувствовать себя компетентными, развитыми, идущими в ногу со временем личностями, специалистами. Мы всегда будем за модернизацию, инновации в образовании. Нашим требованиям не соответствует традиционная система. То, что нам нужно, это современные технологии, концепции развивающего обучения, в которые включены все передовые средства для постижения наук. «Гранит науки» стал на долю мягче, когда появились компьютеры, электронные курсы, а еще интернет, без которого трудно представить современного студента, да и немыслимы такие понятия, как «дистанционное обучение», «эффективное самообразование». Вопрос приятия Болонской системы всецело зависит в первую очередь от нас, а только потом от государственного аппарата и ректоров, преподавателей. Уверена, что система Болоньи «заживет», стоит нам только правильно усвоить все нужные нам положения и начать воплощать их на практике. Никто не сможет нам помешать. Болонская декларация писалась для студентов, которые любят и жаждут учиться. Она учитывает современность и наши приоритеты.  

Список использованных источников:

Болонський процес та кредитно-модульна система організації навчального процессу [Електронний ресурс] / ЧНУ ім. Ю. Федьковича. — Режим доступу: http://www.chnu.edu.ua/index.php ?page=ua/infpack/00intro/01bolon, вільний.

Янковый, В. Болонский процесс: путем европейской интеграции [Электронный ресурс] / В. Янковый. — Режим доступа: http://iic.dgtu.donetsk.ua/russian/ovs/sgurov.html, свободный. — Название с экрана.

Макарова  М.Н. Болонский процесс: мнения и  ожидания // Социологические исследования, 2007. - №6. - с.106-109

Информация о работе Преимущества и недостатки Болонского процесса