Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:48, доклад
Прежде всего, хотелось бы сказать о том, почему эта тема является актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что на данный момент Украина оказалась в довольно сложной социально-экономической ситуации. Низкий уровень жизни, экономический кризис, политическая нестабильность – всё это вызывает недовольство среди населения страны, стремление к изменениям в социально-политическом строе. В поисках лучшего пути развития для нашей страны имеет смысл обратиться к опыту теоретиков социализма-утопизма.
Халил Диана
УФФ, группа
0509 укр
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
CОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ
(А.СЕН-СИМОН,Ш.ФУРЬЕ,Р.ОУЭН)
Прежде всего, хотелось бы сказать о том, почему эта тема является актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что на данный момент Украина оказалась в довольно сложной социально-экономической ситуации. Низкий уровень жизни, экономический кризис, политическая нестабильность – всё это вызывает недовольство среди населения страны, стремление к изменениям в социально-политическом строе. В поисках лучшего пути развития для нашей страны имеет смысл обратиться к опыту теоретиков социализма-утопизма.
Трудно сказать точно, когда и кем впервые было употреблено понятие "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда вышла в свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и Роберт Оуэн.
Термин социализм не имел тогда строго определенного содержания. Он обозначал весьма пеструю совокупность убеждений и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм и своекорыстие владельческих классов будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов,- порядка, в котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут. В современном понимании социализм — общественно-политический и экономический строй, основанный на принципах равенства прав и возможностей людей, государственного регулирования экономики, приоритета общественной собственности.
Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Термин утопия впервые был употреблен автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в. В буквальном переводе с греческого он означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и представления, осуществление которых либо невозможно, либо крайне затруднено.
В чем же заключаются причины появления этих идей и их популярности? Историки объясняют факт рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века: в экономике развитых государств Европы утверждался капитализм. Его первые шаги сопровождались разрушением традиционных основ жизни многих слоев населения (крестьянства, мелких торговцев, дворянства). Рождался рабочий класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о необходимости социальной поддержки обездоленных слоев населения. Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения, с которыми столкнулись значительные массы европейского населения; из желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.
Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие
социалисты-утописты:
Анри Сен-Симон, Шарль Фурье
и Роберт Оуен выступали с разоблачительной
критикой капитализма.
Роберт Оуэн был совладельцем текстильной фабрики в Шотландии. Первые его шаги на пути к социализму состояли в сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов), повышении заработной платы, введении пенсий по болезни и старости, запрещении детского труда, организации школы, ясель и детского сада для детей рабочих.
Постепенно он пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основной причиной является существование частной собственности и денег. Он полагал, что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся трудовые общины, в которых средства производятся всеми, а материальные блага распределяются по потребностям.
В середине
20-х гг. 19 в. он попытался
построить такую общину в США. В штате
Индиана была создана колония "Новая
гармония". Эксперимент провалился,
Р.Оуэн был вынужден вернуться
в Англию, где продолжал принимать
все возможные меры, чтобы привлечь внимание
к своей деятельности европейских
монархов и государственных деятелей.
Анри Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.
Сен-Симон первым употребил понятие "индустриального общества", заметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство становится основой экономической системы капитализма. Все общество он делил на 2 класса - "бесплодных" (дворянство, духовенство), бесполезных для общественного прогресса,- и "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.
Коренными недостатками индустриальной системы он считал конкуренцию, обнищание широких масс населения, бедственное положение рабочих. Этой системе был противопоставлен проект так называемый "новой промышленной системы", в которой люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.
Сен-Симон полагал, что путь к "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать, поддерживать рабочих, выделять на их социальное обустройство часть прибыли. Частную
собственность
Сен-Симон считал необходимым сохранить.
Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье.
Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности и влечения. Он считал необходимым построить такое общество, в котором труд будет организован на началах соревновательности, привлекательности, перемене занятий по потребностям людей.
Фурье выдвинул проект создания производственно-трудового объединения -"фаланги". Люди будут совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом, свободно выбирать себе занятия, меняя их время от времени. Так исчезнут различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Материальные блага он предлагал распределять по труду, талантам и вложенному капиталу.
Таковы в основных чертах учения социалистов-утопистов первой половины 19 века. Легко заметить то общее, что было в них: критика современного строя, основанного на погоне за прибылью, сочувствие трудящимся, стремление облегчить их жизнь, распределение благ по потребностям или по труду, планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.