Представления об идеальном обществе в произведениях социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш.Фурье,Р.Оуэн)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:48, доклад

Описание работы

Прежде всего, хотелось бы сказать о том, почему эта тема является актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что на данный момент Украина оказалась в довольно сложной социально-экономической ситуации. Низкий уровень жизни, экономический кризис, политическая нестабильность – всё это вызывает недовольство среди населения страны, стремление к изменениям в социально-политическом строе. В поисках лучшего пути развития для нашей страны имеет смысл обратиться к опыту теоретиков социализма-утопизма.

Работа содержит 1 файл

Утопии.doc

— 36.00 Кб (Скачать)

Халил Диана

УФФ, группа 0509 укр 

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИДЕАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ

CОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ (А.СЕН-СИМОН,Ш.ФУРЬЕ,Р.ОУЭН)  

Прежде  всего, хотелось бы сказать о том, почему эта тема является актуальной на сегодняшний день. Дело в том, что на данный момент Украина оказалась в довольно сложной социально-экономической ситуации. Низкий уровень жизни, экономический кризис, политическая нестабильность – всё это вызывает недовольство среди населения страны, стремление к изменениям в социально-политическом строе. В поисках лучшего пути развития для нашей страны имеет смысл обратиться к опыту теоретиков социализма-утопизма.

Трудно  сказать  точно, когда  и  кем впервые было употреблено понятие "социализм". Принято считать, что это произошло в 1834 г., когда  вышла в свет книга французского писателя Пьера Леру "Об индивидуализме и социализме". Тогда же воспользовался этим термином и Роберт Оуэн.

Термин  социализм не имел тогда строго  определенного содержания. Он обозначал весьма  пеструю совокупность убеждений и надежд на установление справедливого общественного порядка, в котором эгоизм  и  своекорыстие владельческих  классов  будут преодолены на началах, исключающих неравенство в распределении собственности и доходов,- порядка, в  котором интересы общества и личности чудесным образом совпадут. В современном понимании социализм — общественно-политический и экономический строй, основанный на принципах равенства прав и возможностей людей, государственного регулирования экономики, приоритета общественной собственности.

 Эту совокупность социалистических теорий принято определять понятием "утопических". Термин утопия впервые был употреблен автором одноименной книги Томасам Мором в 16 в. В буквальном переводе с  греческого он означает - "место, которого нет". Словом "утопический" характеризуют идеи и  представления, осуществление  которых либо невозможно, либо крайне затруднено.

 В чем же заключаются причины появления этих идей и их популярности?  Историки объясняют факт  рождения социалистического идеала историческими условиями 19 века:  в экономике развитых государств Европы  утверждался  капитализм. Его первые  шаги  сопровождались  разрушением  традиционных основ жизни многих слоев населения  (крестьянства, мелких  торговцев, дворянства). Рождался рабочий  класс, положение которого в те годы было чрезвычайно тяжелым. Погоня за прибылью исключала саму мысль о  необходимости социальной поддержки   обездоленных  слоев  населения. Социалистический идеал возник как реакция на трудности и лишения, с которыми столкнулись  значительные  массы европейского населения; из  желания создать общество, в котором гарантии благополучия были представлены всем.

Выражая мечты зарождающегося пролетариата о будущем обществе, великие

социалисты-утописты: Анри Сен-Симон,  Шарль  Фурье  и  Роберт   Оуен выступали с разоблачительной критикой капитализма.  

Роберт  Оуэн был совладельцем текстильной фабрики в  Шотландии. Первые его шаги на пути к социализму состояли в сокращении продолжительности рабочего дня (до 10.5 часов), повышении заработной платы, введении пенсий по болезни и    старости, запрещении   детского   труда, организации   школы, ясель и детского сада для детей  рабочих.

Постепенно  он  пришел к определенным выводам о причинах тяжелого положения рабочих. Он считал, что основной причиной является существование частной собственности и денег. Он полагал, что необходимо упразднить деньги, заменить их трудовыми квитанциями и создать особые самоуправляющиеся  трудовые общины, в которых средства производятся всеми, а материальные блага распределяются по потребностям.

В середине  20-х  гг.  19  в.  он попытался  построить такую общину в США. В штате Индиана была создана колония "Новая  гармония". Эксперимент провалился, Р.Оуэн был   вынужден   вернуться  в  Англию, где продолжал принимать все возможные меры, чтобы привлечь внимание к своей деятельности европейских  монархов и государственных деятелей. 

Анри Сен-Симон принадлежал к высшей французской аристократии. Целью своей жизни он считал создание учения, научно  объясняющего общественное развитие и предлагающего справедливые формы общественного устройства.

Сен-Симон  первым употребил понятие "индустриального  общества", заметив то обстоятельство, что промышленное машинное производство  становится основой  экономической системы капитализма. Все общество он делил на 2 класса -  "бесплодных"  (дворянство, духовенство), бесполезных  для общественного прогресса,-  и  "индустриалов" (предпринимателей, рабочих крестьян, ремесленников), производителей материальных благ.

Коренными недостатками  индустриальной  системы  он считал конкуренцию, обнищание широких  масс  населения, бедственное положение рабочих. Этой системе  был  противопоставлен  проект  так называемый "новой промышленной системы", в которой люди будут трудиться сообща, в тесном взаимодействии, на основе плановой организации производства и распределения материальных благ по потребностям.

Сен-Симон  полагал, что  путь  к  "новой промышленной системе" лежит через осознание предпринимателями необходимости опекать, поддерживать рабочих, выделять на  их  социальное обустройство часть прибыли. Частную

собственность Сен-Симон считал необходимым сохранить.    

Из всех социалистических учений первой половины 19 в. наиболее популярным в России было учение француза Шарля Фурье.

Главный порок капитализма он видел в том, что капитализм извратил человеческие способности  и влечения. Он считал необходимым построить такое общество, в котором труд будет организован  на  началах  соревновательности, привлекательности, перемене занятий  по потребностям людей.

  Фурье выдвинул проект создания производственно-трудового объединения -"фаланги". Люди будут  совместно заниматься сельскохозяйственным и промышленным трудом, свободно выбирать себе занятия, меняя их время от времени. Так исчезнут  различия между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Материальные блага он предлагал  распределять  по  труду, талантам и вложенному капиталу.

Таковы  в основных чертах учения социалистов-утопистов  первой половины 19 века. Легко  заметить  то общее, что было в них: критика современного строя, основанного на погоне за прибылью, сочувствие  трудящимся, стремление облегчить  их  жизнь, распределение благ  по  потребностям или по труду, планирование производства. Многие идеи утопистов-социалистов вошли в идейный фонд сторонников и продолжателей социалистических учений.

Информация о работе Представления об идеальном обществе в произведениях социалистов-утопистов (А. Сен-Симон, Ш.Фурье,Р.Оуэн)