Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 06:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы заключается в исследовании даосизма и определение тех представлений о мире, обществе и человеке которые ему присуще.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
изучить историю возникновения даосизма;
проанализировать основные понятия даосизма;
рассмотреть существующие в даосизме представлений о мире, обществе и человеке;
Введение 3 1. Историю возникновения даосизма 4
2. Основные понятия даосизма 5
2.1. Дао 5
2.2. Дэ 6
2.3. Инь и Ян 7
3.Представления о мире, обществе и человеке в даосизме 8
Заключение 11
Список используемой литературы 12
Д а л ь н е в о с т о ч н ы й ф и л и а л
государственного
«Р о с с и й с к а я а к а д е м и я п р а в о с у д и я»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
(ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)
ТЕМА: «Представления о мире, обществе и человеке в даосизме»
Дисциплина: Философия
Форма обучения: заочная
Специальность «Юриспруденция»
Кафедра: ГСЭД
Работа защищена
Оценка_____________
Подпись научного руководителя
___________________________
____ __________________2011 г.
Хабаровск 2011 г.
Содержание
Введение
2. Основные понятия
даосизма
2.1. Дао
2.2. Дэ
2.3. Инь и Ян
3.Представления о мире,
обществе и человеке в
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Что такое даосизм? Вопрос
этот с давних пор привлекает внимание
исследователей Китая, однако дать на
него краткий и ясный ответ
оказалось очень сложно, так как
«даосизм» – понятие весьма многомерное
и неоднозначное. Само слово «Дао»
вовсе не является исключительным достоянием
даосизма. Оно принадлежит всей китайской
мысли, и каждый философ древнего
Китая видел в нем обозначение
истины или, точнее, правды и праведного
пути жизни. Все китайские мудрецы
– приверженцы Дао. Специфично лишь
ее осмысление даосизмом. Если в конфуцианстве
Дао – путь нравственного
Цель данной контрольной
работы заключается в исследовании
даосизма и определение тех
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Историю возникновения даосизма
Основатель этой школы1 — Лао-цзы — «Престарелый мудрец», «Престарелый младенец». По преданию, Лао-цзы встречался с Конфуцием, долго говорил с ним, но философскую систему конфуцианства не принял. Разочаровавшись в возможности осуществления своего учения в Китае, Лао-цзы отправился на Запад. Больше его никто не видел. Когда он покидал Китай, начальник пограничной заставы попросил его записать свои мысли. Таким образом, появилась книга «в пять тысяч слов», получившая название «Дао-дэ цзин» — «Книга о Пути и добродетели», ставшая главным каноном даосизма. Книга состоит из двух частей (в первой говорится - о пути дао, во второй - о силе дэ) и представляет собой исходные принципы даоской онтологии.
Чжуан-цзы (369 — 286 до н. э.), настоящее
имя — Чжуан Чжоу, — наиболее
выдающийся последователь и пропагандист
даосизма. В области онтологии
он исходил из тех же принципов, что
и Лао-цзы. Однако с его мыслями
о возможности “естественного”
упорядочения общества на основе познания
дао Чжуан-цзы не был согласен.
Он индивидуализирует познание дао,
т. е. процесс и конечный результат
постижения характера существования
мира, вплоть до субъективного подчинения
окружающей действительности. Фатализм,
который был чужд Лао-цзы, присущ
Чжуан-цзы.
С точки зрения позднейшего развития,
в общем, различаются три вида даосизма:
философский (дао цзя), религиозный (дао
цзяо) и даосизм бессмертных (сянь).
2. Основные понятия даосизма
2.1. Дао
Дао2 означает Путь постижения законов природы, её закономерностей. Учение призывает людей жить по естественным законам, в соответствии с Дао, универсальным принципом гармонии. В даосской космологии Дао выступает как первопричина и источник творения. В этом смысле Дао трактуется как абсолютная, не поддающаяся описанию категория, извечный вселенский принцип. В начале Дао-дэ цзин сказано: «Дао, о котором можно говорить, не есть истинное Дао». В трактате также сказано о последовательности сотворения этого мира: «Дао рождает одно, одно рождает двух, два рождают трёх, трое рождают все вещи. Все вещи содержат инь и несут ян, которые взаимодействуют в неиссякаемом потоке энергии ци»3. О Дао говорится как о «начале и материи десяти тысяч вещей», то есть сущностной основе бытия. Проявления Дао спонтанны и осуществляются без усилий. Порождая жизнь, Дао не владеет объектами творения. Оно само воплощение естественного процесса, ничем не ограниченного, но производящего непрерывный ряд заурядных, ограниченных по своей сущности вещей. Часто Дао сравнивают с водой. Вода нежна и текуча, но обладает потенциальной мощью, капля за каплей разрушающей камень. Следовать Дао значит естественно и без сопротивления отдаваться потоку реки жизни. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним – в этом смысл, цель и счастье жизни. Дао не есть нечто, подвластное интеллектуальному осмыслению. Человек может осознать лишь смысл, не поддающийся словесному выражению.
2.2. Дэ.
Дао не познаваемо, но вездесуще. То, о чём можно говорить, называется дэ4. Это понятие демонстрирует Дао в действии, проявляет его потенциальную энергию в объектах творения. Для даосов это утверждение имеет скорее практический смысл, а не метафизическую констатацию особенностей мироздания. Если субъект или объект следуют Дао, т. е. действуют естественным образом, их наполняет энергия, т. е. дэ. При этом не имеется ввиду сила, стремящаяся к насильственным изменениям, что противоречило бы самой сути учения, а сила естественная, полностью выявляющая природный потенциал. По аналогии с водой, Дао подобно потоку, силу течения которого представляет дэ.
2.3. Инь и Ян.
Инь – это тёмной, женское, ян - это светлое, мужское начало. Они олицетворяют два типа вселенских сил, воплощённых в пяти элементах, которые в свою очередь составляют суть мира5. Так же как Дао устанавливает равновесие, инь и ян нуждаются в нём. Жизнь не может быть окрашена только в тёмные цвета и наоборот. Думать по другому - это значит проявлять безрассудство. Попытка воспринимать жизнь, как нескончаемый поток удовольствий заранее обречена и ведёт к разочарованию. Это является базовой концепцией даосизма: сбалансированный подход ко всем явлениям природы и корректировка в случае нарушения естественного равновесия. Данную концепцию выражает символ великого предела - тайцзи. Чёрный цвет символизирует инь, а белый – ян. Две противоположности составляют единое целое, дополняют одна другую и перетекают друг в друга. Все вещи характеризуются наличием как мужского, так и женского начала, проявлением как тёмного, так и светлого, причём женское начало обязательно содержит элементы мужского и наоборот. Одновременно тайцзи олицетворяет непрерывное движение, непрекращающийся процесс.
3. Представления о мире, обществе и человеке в даосизме
В раннем родовом мировоззрении у даоссов в учении о происхождении и структуре космоса в качестве первоначала Лаоцзы избирает родовую стихию - женское - мужское духовно - телесное первоначало6. Антропология и космология этого периода тесно смыкаются с социологией. Общество и государство во главе с правителем рассматривается Лаоцзы как естественное состояние Поднебесной. В гносеологии познание идет по типу родовой связи родителей и поколения детей: «Поднебесное имеет начало, (оно) есть Мать Поднебесной. Поскольку познаны ее дети, то опять же сохраняется (определяется) и их Мать»7.
Философская разработка духовно-телесного
тождества природы и человека
продолжается в «Дао-Дэ цзин» разработкой
мировоззренческих основ
«То, что покрывается небом, что, поддерживается землей, обнимается шестью сторонами света, что живет дыханием инь и ян, что увлажняется дождем и росой, что опирается на дао и благо, все это рождено от одного отца и одной матери, вскормлено одной гармонией (дэ). Кроме того, все обладает целостностью единого организма Небо и земля (Вселенная), пространство и время (космос) живут как одно человеческое тело. В пределах шести сторон все управляется как в одном человеке»8. Природа обладает четырьмя временами года, пятью первоэлементами, девятью разделениями, тремястами шестьюдесятью шестью днями. Человек также обладает четырьмя конечностями, пятью внутренними органами, девятью отверстиями, тремястами шестьюдесятью шестью сочленениями. В природе есть ветер, дождь, холод и жар. В человеке есть также свойства брать и отдавать, радоваться и гневаться. Из желчного пузыря образуются облака, из легких - воздух, из печени - ветер, из почек - дождь, из селезенки - гром, а сердце - хозяин всем. Поэтому уши и глаза - это солнце и луна, кровь и эфир - это ветер и дождь»9.
Таким образом, вся Вселенная мыслится как живое тело. Как живое тело она обладает душой (дао), проявляющей себя как разум (божественный разум - шэньмин) и благо (дэ). Точно так же и человек обладает душой, проявляющей себя как разум и жизненная сила. Уже идея единства космоса и человека дает возможность предполагать, что душа космоса будет поставлена в прямую связь с душой человека.
Отправным моментом в трактовке этой темы служит представление об эфире (или воздухе) как первичной основе всего существующего. Эфир наполняет небо и землю, эфир же наполняет и человеческое тело. Движение эфира во Вселенной делает ее живой, движение эфира в человеческом теле - также признак его жизни. Вся Вселенная представляет собой живой организм, и человек является неотъемлемой частью этого организма, живущей одним дыханием со всей Вселенной. Но эфир этот не однороден. В нем содержатся так называемые частицы цзин, которые представляют собой как бы квинтэссенцию эфира, его мельчайшую и чистейшую сущность. Частицы цзин играют в даосском учении чрезвычайно важную роль. В природе из них состоят солнце, луна и звезды, гром и молния, ветер и дождь. В человеке они сосредоточены в «пяти внутренних органах» легких, почках, желчном пузыре, печени и сердце. Но «пять внутренних органов» связаны с органами чувств. Частицы цзин, проникая через посредство «пяти внутренних органов» в глаза, уши, рот и т.д., сообщают им способность восприятия, способность ощущения: «Частицы цзин проникают в глаза, и глаза становятся зоркими; в уши - и уши становятся чуткими; задерживаются во рту - и речи становятся должными, собираются в сердце - и мысль становится проницательной»10. Но и частицы цзин, сколь они, ни малы, ни тонки, ни чисты, могут достигать крайней степени этой малости, тонкости, чистоты. И тогда они становятся частицами нового качества - частицами шэнь, из которых состоит душа, как космоса, так и человека. Душа космоса - это дао, посредствующее между миром абсолютного небытия, небытия - пустоты и бытия, а душа человека - это «сокровище» его сердца.
Итак, даосизм - это философия, выражающая всю полноту человеческого бытия, его нерасторжимое единство со всем миром, это путь цельного существования человека, в котором духовное начало и физическая природа рассматриваются в единстве. Это единство невозможно объяснить только с рациональных позиций и действия, его можно понять с помощью чувства и невмешательства в великий покой бытия.
Именно единение с природой позволяет человеку увеличить свои духовные силы, достичь равновесия и постоянства бытия, усовершенствовать свое «психическое я». Миролюбие и добросердечность, которые пронизывают даосизм, воспитывают в человеке высшие моральные принципы и искореняют зависть, гнев, честолюбие и другие характерологические качества, которые мешают человеку быть счастливым.
Даосизм указывает человеку путь, который позволяет гармонично существовать с природой, не уничтожая изначально заложенное ей. Для того чтобы пройти этот путь даос должен следовать принципу недеяния, благодаря которому он становится мудрым и, уважая законы природы, не разрушает того, что им не создано.
Литература
1. Малявин В. В., Виногродский Б. Б. «Антология даосской философии» М.: Товарищество, - 1994.
2. И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001.
3. Померанцева А. Е. «Поздние даосы о природе, обществе и искусстве» М: изд. Моск. Университета, 1979.
4. Лукьянов А.Е. «Становление философии на Востоке» (Древний Китай и Индия). – Изд. 2, исправленное и дополненное. – М: ИНСАН, РМФК, 1992.
5. «Дао и даосизм в Китае» под ред. Меньшикова В. Б., Малькова М. В., Степанова Е. В. – М., 1987.
6. Даосизм « Религия в истории и культуре»: Учебник для студентов вузов под ред. Писманика М. Г. – М., 1998.
7. Семинин Г. Н.»Экология духа: Даосизм: алгоритмы великого неделания» [ Человек,1992, № 6 ].
1 . Малявин В. В., Виногродский Б. Б. «Антология даосской философии» М.: Товарищество, - 1994.
2 Семинин Г. Н.»Экология духа: Даосизм: алгоритмы великого неделания» [ Человек,1992, № 6 ]. Стр. 48
3 И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001. Стр. 125
4 «Дао и даосизм в Китае» под ред. Меньшикова В. Б., Малькова М. В., Степанова Е. В. – М., 1987. Стр. 156
5 «Дао и даосизм в Китае» под ред. Меньшикова В. Б., Малькова М. В., Степанова Е. В. – М., 1987. Стр. 162
6 . Малявин В. В., Виногродский Б. Б. «Антология даосской философии» М.: Товарищество, - 1994. Стр. 133
7 И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001. Стр. 113
8 И – Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М.: ЗАО ЭКСМО - Пресс, 2001.стр. 142
Информация о работе Представления о мире, обществе и человеке в даосизме