Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:18, реферат
Философская мысль Древней Греции занимает особое место в системе наук вплоть до наших дней. Её актуальность до сих пор не сошла на нет. Оно и понятно, ведь те вопросы которыми задавались учёные мужи древней Эллады были обращены в глубины человеческой сущности. То были попытки обосновать явления души человека отталкиваясь от её сверхъестественной, мифологической природы пришедшей к Грекам из глубин веков, и в отличие от последних уже самые первые научные представления о душе были направлены на объяснение души и ее функций. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «...психология как наука должна была начаться с идеи
Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Генезис философских представлений о природе души………………………….4
Представления о душе в работах Демокрита, Аристотеля, Платона……..5
Заключени…………………………………………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………………………9
В диалогах Платона
особое место, как уже было сказано,
занимает проблема человека и его
души как активного начала, несущего
в себе идеи. Путем ряда рассуждений
Платон пытается доказать бессмертие
души и описывает ее существование
до вселения в тело и после отделения
от него. Душа отвечает за все процессы
жизни, поскольку тесно связана с телом,
поэтому, вообще говоря, отделяется от
тела и бессмертна лишь высшая часть души
— разумная. Что касается изучения Платоном
отдельных познавательных процессов,
то, в отличие от Демокрита, который считал,
что чувственное предшествует рациональному
(прежде чем осуществить процесс мышления,
надо хотя бы увидеть то, о чем ты собираешься
рассуждать), Платон был уверен, что рациональное
предшествует чувственному (до всякого
чувственного опыта в душе существуют
уже общие понятия как эталоны, схемы,
критерии, которыми душа пользуется при
чувственном познании). Так, например,
на основании имеющейся в душе идеи «прекрасного»
можно отличить красивого человека от
некрасивого, а имеющаяся в душе идея треугольника
позволяет наблюдателю распознать треугольник
даже в не очень точном его изображении,
сделанном на песке неуверенной рукой
ребенка. Таким образом, Платон доказывал
несводимость понятий к обобщениям лишь
чувственных впечатлений, что было подтверждено
последующим развитием психологической
науки.
Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии.
Именно Аристотель, попытался снять крайности тех вариантов материализма и идеализма, которые были представлены в творчестве Демокрита и Платона. В его философском учении мир предстал как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является, с его точки зрения, материя, активным, структурирующим материю началом выступает форма.
Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.
«...Душа,— писал он,— необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живых существом, — пишет Аристотель, — то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.
Аристотель заложил глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии»]. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.
Аристотель (в отличие
от Демокрита и Платона) более
сложно решал проблему места человека
в общей системе мироздания, диалектически
рассматривая соотношение чувственного
(восприятия) и рационального (мышления),
системно представлял и возможные причины
человеческих действий. Аристотель установил
качественные различия между животной
психикой и человеческой душой. Однако,
не видя возможности объяснить поведение
человеческой души какими-либо естественными
причинами, ссылался на сверхъестественные
(божественные) силы.
Заключение.
Рассмотрев начало развития представлений Древнегреческой философии, а так же конкретные взгляды на проблематику души сформировавшиеся внутри ней, нетрудно прийти к выводу, что в общем, в учениях античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения принадлежат к допсихическим или непсихическим формам отражения (например, физиологических процессов, обеспечивающих пищеварение, дыхание и т.п.). Психическое (душевное) отождествлялось с жизненным, и древние мыслители не давали критерия различения психических явлений и непсихических (допсихических) физиологических процессов.
Важнейшим фактом является то, что учения о душе развивались в постоянном противостоянии материалистического и идеалистического способов объяснения (иногда это происходило в рамках концептуальных построений одного и того же автора).
И самое главное, именно
античные авторы поставили практически
все основные проблемы современной психологии.
Список
литературы.
Информация о работе Представления о душе в философии Древней Греции