Представления о душе в философии Древней Греции

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:18, реферат

Описание работы

Философская мысль Древней Греции занимает особое место в системе наук вплоть до наших дней. Её актуальность до сих пор не сошла на нет. Оно и понятно, ведь те вопросы которыми задавались учёные мужи древней Эллады были обращены в глубины человеческой сущности. То были попытки обосновать явления души человека отталкиваясь от её сверхъестественной, мифологической природы пришедшей к Грекам из глубин веков, и в отличие от последних уже самые первые научные представления о душе были направлены на объяснение души и ее функций. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых начали развиваться психологические представления: «...психология как наука должна была начаться с идеи

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………..3
Генезис философских представлений о природе души………………………….4
Представления о душе в работах Демокрита, Аристотеля, Платона……..5
Заключени…………………………………………………………………………………………………8
Список литературы……………………………………………………………………………………9

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

В диалогах Платона  особое место, как уже было сказано, занимает проблема человека и его  души как активного начала, несущего в себе идеи. Путем ряда рассуждений  Платон пытается доказать бессмертие души и описывает ее существование  до вселения в тело и после отделения от него. Душа отвечает за все процессы жизни, поскольку тесно связана с телом, поэтому, вообще говоря, отделяется от тела и бессмертна лишь высшая часть души — разумная. Что касается изучения Платоном отдельных познавательных процессов, то, в отличие от Демокрита, который считал, что чувственное предшествует рациональному (прежде чем осуществить процесс мышления, надо хотя бы увидеть то, о чем ты собираешься рассуждать), Платон был уверен, что рациональное предшествует чувственному (до всякого чувственного опыта в душе существуют уже общие понятия как эталоны, схемы, критерии, которыми душа пользуется при чувственном познании). Так, например, на основании имеющейся в душе идеи «прекрасного» можно отличить красивого человека от некрасивого, а имеющаяся в душе идея треугольника позволяет наблюдателю распознать треугольник даже в не очень точном его изображении, сделанном на песке неуверенной рукой ребенка. Таким образом, Платон доказывал несводимость понятий к обобщениям лишь чувственных впечатлений, что было подтверждено последующим развитием психологической науки. 

Гораздо более сложное  представление о душе развил Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» — первое специально психологическое  сочинение, которое в течение  многих веков оставалось главным руководством по психологии.

Именно Аристотель, попытался снять крайности тех вариантов материализма и идеализма, которые были представлены в творчестве Демокрита и Платона. В его философском учении мир предстал как неразрывное единство материи и формы. Пассивным, бесформенным составляющим в этом единстве является, с его точки зрения, материя, активным, структурирующим материю началом выступает форма.

Аристотель отрицал  взгляд на душу как на вещество. В  то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи (живых тел), как это делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал сложную философскую категорию «энтелехия», которая означает существование чего-то.

«...Душа,— писал  он,— необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живых существом, — пишет Аристотель, — то душой его было бы зрение». Итак, душа есть сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения.

Аристотель заложил  глубокие основы естественно-научного подхода к изучению психики. Советский философ В. Ф. Асмус характеризует его как «подлинного отца будущей материалистической психологии»]. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Нужно сказать, что такое представление закрепилось впоследствии за понятием «психика»: с точки зрения материалистического естествознания психика явилась одним из факторов эволюции животного мира. Что же касается понятия «душа», то оно все более сужалось до отражения преимущественно идеальных, «метафизических» и этических проблем существования человека.

Аристотель (в отличие  от Демокрита и Платона) более  сложно решал проблему места человека в общей системе мироздания, диалектически  рассматривая соотношение чувственного (восприятия) и рационального (мышления), системно представлял и возможные причины человеческих действий. Аристотель установил качественные различия между животной психикой и человеческой душой. Однако, не видя возможности объяснить поведение человеческой души какими-либо естественными причинами, ссылался на сверхъестественные (божественные) силы.  

Заключение. 

Рассмотрев начало развития представлений Древнегреческой  философии, а так же конкретные взгляды  на проблематику души сформировавшиеся внутри ней, нетрудно прийти к выводу, что в общем, в учениях античных авторов душа выступала объяснительным понятием для всех жизненных отправлений живого организма, в том числе тех, которые с современной точки зрения принадлежат к допсихическим или непсихическим формам отражения (например, физиологических процессов, обеспечивающих пищеварение, дыхание и т.п.). Психическое (душевное) отождествлялось с жизненным, и древние мыслители не давали критерия различения психических явлений и непсихических (допсихических) физиологических процессов.

Важнейшим фактом является то, что учения о душе развивались в постоянном противостоянии материалистического и идеалистического способов объяснения (иногда это происходило в рамках концептуальных построений одного и того же автора).

И самое главное, именно античные авторы поставили практически все основные проблемы современной психологии. 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Различные представления  о душе как предмете исследования в античной философии (Демокрит, Платон и Аристотель.[Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007. С. 91-98]Ю.Б.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988
  3. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М.: Высшая школа. 1981
  4. Антология мировой философии. М. 1997
  5. История философии. Под редакцией Г.Ф. Александрова, Б.Э. Быховского, М.Б. Митина, П.Ф. Юдина. М.: Инфра-М, 1999.

Информация о работе Представления о душе в философии Древней Греции