Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 02:18, реферат
Рассказывается об Аврелии Августина,схоластике,неоплатонизме.
— представители
философского учения, возникшего в
конце 4 в. до н. э. на базе эллинистической
культуры, в связи с распространением
космополитических и индивидуалистических
идей и развитием техники на основе математических
знаний. Гл. представители стоической
школы 4—3 вв. до н. э.— Зенон и Хрисипп.
Место и роль наук, разрабатывавшихся
С., определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Гл. задача
философии — в этике; знание лишь средство для приобретения
мудрости, умения жить. Жить надо сообразно
природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье — в свободе от страстей,
в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни
все предопределяется судьбой. Того, кто
этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося
— влечет насильственно. С. в понимании
природы были материалистами. В мире имеются
лишь тела различной плотности. Надо отличать
истину и истинное. Воистину существуют
только тела. Истинное же бестелесно и
не существует. Истинное — это только
высказывание. В стоицизме материализм сочетается с номинализмом.
Чувства воспринимают действительность как нечто единичное. Наука стремится познать
общее, но в мире оно, как таковое, не существует.
С. признавали четыре категории: 1) субстрат (сущее), 2) качество, 3) состояние (напр.,
"находиться"), 4) относительное состояние
("находиться направо от ч.-л."). С.,
в отличие от логики предикатов (Аристотель),
создали логику высказываний как учение
об образовании из простых высказывании
сложных и развили на этой базе пропозициональную
теорию вывода. С. установили виды тон
связи суждении, к-рую совр. логика наз. конъюнкцией,
дизъюнкцией и материальной импликацией.
Наиболее выдающиеся С. последующих эпох:
ученики Хрисиппа — Зенон из Тарса и Диоген из Селевкии, Боэт из
Сидона (ум. 119) и Панэтий с Родоса (2 в. до
н. э.). В первые вв. н. э. стал развиваться
стоицизм на римской почве, причем в осн.
разрабатывались моральные и религиозные
идеи стоического учения; сюда следует
отнести Сенеку, Мусония Руфа, Эпик-тета.
Марка Аврелия.
Неоплатонизм —
направление античной философии
позднего эл-| линизма (III—IV вв.), систематизировавшее
основные идеи Пла-| тона с учетом идей
Аристотеля. Личностной спецификой неоплато-'
низма является учение о сохранении внутреннего
покоя личности и ее защите от различного
рода потрясений, характерных для данного
периода истории Римской империи и связанных
с ее дряхлением и распадом. Философской
сердцевиной неоплатонизма является разработка
диалектики платоновской триады единое
— ум — душа и доведение ее до космического
масштаба. Так, развивалось учение Аристотеля
об “уме-перводвигателе” и о его самосознании,
в силу которого он выступал одновременно
и субъектом, и объектом, содержа в себе
свою собственную “умственную материю”.
Аврелий Августин (лат. Aurelius Augustinus; 354—430) — епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Святой католической и православных церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин, что, однако, является лишь наименованием конкретного святого, а не более низким ликом, чем святость, как понимается этот термин в католицизме). Один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории. Христианский неоплатонизм Августина господствовал в западноевропейской философии и католической теологии до XIII века, когда он был заменён христианским аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».
Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришёл к христианству, учение которого о грехопадении и помиловании произвело на него сильное впечатление. В частности, он защищает (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие. Человеческая история, которую Августин излагает в своей книге «О граде Божием», «первой мировой истории», в его понимании есть борьба двух враждебных царств — царства приверженцев всего земного, врагов божьих, то есть светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства Божия (civitas dei). При этом он отождествляет Царство Божие, в соответствии с его земной формой существования, с римской церковью. Августин учит о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
Его память отмечается Католической церковью 28 августа, Русской православной церковью — 15 июня по старому стилю.
В философии
истории он выступает против как
языческих религиозных
Социально-политическая
доктрина Августина основана на идее
неравенства, которую он отстаивает
как вечный и неизменный принцип
общественной жизни. Неравенство является
стороной иерархической структуры
общественного организма, созданного
богом. Земная иерархия — отражение
иерархии небесной, «монархом» которой
является бог. Пытаясь предотвратить
обращение народных масс к еретическим
учениям, Августин ссылается и на
христианскую идею равенства всех людей
перед богом — все люди происходят
от одного праотца.
Схола́стика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
По общему своему характеру схоластика представляет религиозную философию не в смысле свободной спекуляции в области вопросов религиозно-нравственного характера, как это мы видим в системах последнего периода греческой философии, а в смысле применения философских понятий и приёмов мышления к христиански-церковному вероучению, первый опыт которого представляет предшествовавшая схоластике патристическая философия. Имея в виду путём такого применения сделать доступным разуму содержание веры, патристика и схоластика тем отличались одна от другой, что для последней этим содержанием служило Св. Писание и для догматической формулировки собственно откровенного учения она пользовалась философией — тогда как для патристики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах и философия применялась преимущественно к уяснению, обоснованию и систематизации последних. Абсолютной противоположности, впрочем, между схоластикой и патристикой нет, потому что и в патристическое время, наряду с постепенным формулированием догматов, шло обоснование и приведение их в систему, а с другой стороны, нельзя сказать, чтобы и в период схоластики система догматов представляла собою во всех пунктах законченное целое: в области богословско-философской спекуляции догматическое учение подверглось некоторой дальнейшей разработке.
ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие) - феномен теистских вероучений, выражающийся в традиции доктринальной интерпретации сущности и бытия Божьего. Различают: 1) Фундаментальную (теоретическую) или системную Т., включающую в себя догматику (предлагающую системную интерпретацию догматов вероучения), апологетику (обоснование вероучения с помощью рациональных средств), сравнительную Т. (основанную на компаративном анализе базового вероучения с основоположениями других религий), экзегетику (методологию имманентного истолкования сакральных текстов), социальную Т. (представляющую собой концепцию истории в духе вероучения), экклесиологию (концепцию церкви и ее роли в истории человека и человечества) и др.; 2) Историческую Т., включающую в себя церковную археологию (история церкви, история Библии и ее истолкований, рефлексивная мета-история Т. и др.); 3) Нравственную (практическую) Т., т.е. концепцию личного спасения (сотериология), предполагающую разработку соответствующей моральным ценностям вероучения поведенческой парадигмы; 4) Пастырскую Т., т.е. систему раскрытия прикладных аспектов культовой деятельности, включающую в себя литургику (теорию богослужения), гомилетику (теорию проповедческой деятельности), ка-техитику (включая прикладные методики адаптации) и др. Возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм. Бог как личность сообщает человеку знание о себе через слово (западно-христианская и протестантская theologia, православное «богословие», калам (арабск. «слово», «речь») в мусульманстве, которое может быть конституировано как в «живом откровении», так и в «текстах откровения». Эта абсолютная и непреложная истина «слова Божьего» и выступает исходной основой Т. - доктрины о сущности и бытии Бога. Оформление Т. как феномена теист-ских вероучений формирует и каноническую ее проблематику: содержание социальной аппликации трактовки Бога как «правящего» миром задает парадигму провиденциализма, в контексте этой трактовки с неизбежностью встает проблема теодицеи; возможность личного диалога человека с Богом формирует традицию мистического богословия и т.п. Однако центральной и конституирующей проблемой для Т. неизменно выступает проблема богопознания, сама постановка которой в Т. фундаментально проблемна (см. БОГ). В разветвленном и законченном виде - как развитая концептуальная система - Т. характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму. Развитие трех названных версий Т. осуществляется во многом параллельно: с одной стороны - опора на канонические тексты, признанные автохтонно сакральными в рамках того или иного вероучения и генетически - так или иначе - восходящие к Библии, с другой - использование при их толковании категориальной традиции античной философии.