Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:12, контрольная работа
Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало
закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического
развития Западной Европы.
Предпосылки
и теоретические источники
Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало
закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического
развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками
марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата,
который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в
научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои
интересы. Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее
важных открытий в естествознании XIX века:
1) закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о
единстве материального мира;
2) открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о
генетическом родстве всех живых организмов;
3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о
возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.
Теоретическими источниками марксизма стали:
- немецкая классическая философия, из которой марксизм воспринял
идею диалектического развития Гегеля и материализм Фейербаха;
- английская политическая экономия, основу которой составляла
трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, где стоимость
товара определяется количеством труда, затраченного на его
производство;
- французский утопический социализм, который выдвинул идею
классовой борьбы как движущей силы исторического процесса
сущность
и специфика марксисткой
Маркс и Энгельс
использовали достижения Гегеля в разработке
диалектического метода для того, чтобы
показать сущность и динамику практической
деятельности человека. Марксистскую
философию часто называют диалектическим
и историческим материализмом, подчеркивая,
что её ядро составляет метод материалистической
диалектики.
Термин "диалектика, "диалектический",
употребляется в работах классиков марксизма
в двух основных значениях: "объективная
диалектика" и "субъективная диалектика".
Основываясь на принципах диалектического материализма, в марксистской философии по-иному решается и такой фундаментальный вопрос, как вопрос о природе и сущности сознания. Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, которым присуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшая форма психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, с наиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознания является мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа или человекоподобные существа обладали и особыми свойствами и с точки зрения анатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладали способностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью как инструментом коммуникации и общения, способностью оперировать естественными предметами как орудиями для своей жизнедеятельности и т.д. Для возникновения сознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природные предпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степени недостаточные. Для скачкообразного перехода от примитивного, животного, психического отражения необходимы были дополнительные предпосылки и условия, которые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными. В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременным условием формирования сознания является общество. «Сознание … с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [4, c. 29]. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением. Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознание только в рамках общества, а не за его границами.
Отличительной чертой марксистской философии является ее максимально возможное сближение с естественнонаучным знанием. Они видели в союзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этим принципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи. Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них [1, c. 131]. Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем, различных по своей структурности и сложности, находящихся не только во взаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический метод позволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.
В марксистской философии иначе рассматривается и принцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение о причинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие черты. Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира (будь то объективный дух, мировая идея и мировая воля или Бог как демиург – «причина причин», конечная причина). Во-вторых, они противники механистического детерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придавая причинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих, расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира. Случайность – и форма проявления закономерности, необходимости и дополнение ее. Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытие мира, с одной стороны, а с другой – преодолеть представление о господстве случайности в бытие, которая исключает всякую возможность предвидения и прогностики в развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается и углубляется идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, который находится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал закон противоречия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позиций диалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном мире есть отражение противоречий материального мира.
Основные
философские идеи марксизма
* Идея практики;
* Идеи и принципы материалистической
диалектики;
* Диалектико-материалистическое понимание
истории;
* Концепция отчуждения
Важную роль в формировании сознания, с точки зрения марксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрел символически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, как орудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудий деятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основе преобразования, переработки предметов природы, приспособляемые для преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества (общения) явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновения сознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловлено социально-историческими условиями бытия людей.
Таковые основные черты диалектико-материалистической философии и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не является окончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли и применяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теории построения коммунизма и практике его утверждения) она оказалась иллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные ею философские, диалектико-материалистические принципы объяснения и понимания развития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение
Марксизм после Маркса
После смерти Маркса и Энгельса их учение приобрело широкую
популярность не только на Западе, но и в Центральной и Восточной Европе.
Стали возникать
социально-демократические
марксизм теоретическим основанием своей деятельности. Такая партия
возникла в России, практически сразу расколовшись на радикально-
революционное
и умеренно-реформистское
В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Он выступил с призывом к творческому развитию
теоретического наследия Маркса и Энгельса. Сам Ленин считал себя не
философом, а революционером-практиком. Из его многочисленных работ
непосредственно к философским сочинениям относятся: книга «Материализм и
эмпириокритицизм», конспекты по истории философии под общим названием
«Философские тетради» и статья «О значении воинствующего материализма».
Философия интересовала Ленина лишь как средство осуществления
социалистической революции, поэтому его исследовательский интерес смещен
в область общественной практики. В своей книге Ленин проанализировал,
революционные открытия естественных наук на рубеже XIX-XX вв.,
разработал и
обосновал такие понятия
«материя», «сознание», «истина», «свобода», «необходимость», «практика» и
др. Изучая историю философии, он представил историко-философский процесс
как непрерывную борьбу между материализмом и идеализмом. В своей статье
он призвал
к прочному союзу между философами-
представителями естественных наук.
После Ленина марксизм был признан единственной официальной
философией в СССР. Однако на практике советский марксизм не был
философией. Он
представлял собой
идеологию, главной задачей которой было обоснование и укрепление
авторитета правящей партии. В то же время в советской философии были
достигнуты определенные успехи, преимущественно в области методологии
науки и истории социально-политических учений.
На Западе марксизм развивался как философское учение и приобрел
форму неомарксизма. Его сторонники, исследуя творчество Маркса, главное
внимание уделяют раннему марксизму. По их мнению, наиболее продуктивные
идеи Маркс высказал в начальный период своего творчества:
- проблема отчуждения;
- необходимость
развития творческих сил
- вопрос соотношении эволюция и революции в общественном развитии
и т.д.
Наибольшее влияние неомарксизм имеет во Франции, Италии, ФРГ. Идеи
марксизма приобрели популярность и в странах «третьего мира». В Азии,
Африке, Латинской Америке возникли собственные варианты марксизма,
которые представляют собой идеологические доктрины национально-
освободительной направленности. Они используют марксистскую
фразеологию, но к настоящему марксизму не имеют никакого отношения. В
качестве их можно назвать маоизм в Китае, чучхе в Северной Корее, различные
варианты троцкизма в странах Латинской Америки.
Марксизм представляет собой закономерный продукт развития
философской мысли Западной Европы второй половины XIX в. Его
теоретические положения заслуживают внимания и уважения, но претензии
марксизма на исключительное положение по отношению к другим
философским течениям являются неправомерными.__
Отличие западного
марксизма от советского - в критическом
его отношении не только к капитализму,
но и к практике реального социализма,
а также к марксистско-
В западном марксизме можно выделить три
направления:
* Гуманистическое.
* Сциентистское.
* Постмарксистское.
* Коммунитаризм
Сегодня предстоит значительная и крайне необходимая работа: очистить подлинный марксизм от всего того, что к нему никогда не относилось и даже было ему чуждо. По этому пути уже пошли многие философы-марксисты, в том числе известный венгерский философ Д. Лукач 131, итальянский философ А. Грамши и др.
Информация о работе Предпосылки и теоретические источники философии марксизма