Предпосылки и теоретические источники философии марксизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало
закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического
развития Западной Европы.

Работа содержит 1 файл

готовая контрольная по философии.docx

— 24.66 Кб (Скачать)

Предпосылки и теоретические источники философии  марксизма

Философия марксизма  возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало

закономерным  итогом социально-экономического и идейно-теоретического

развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками

марксизма стали развитие капиталистических отношений и  рост пролетариата,

который осознал  себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в

научном обосновании  своего места в обществе и программе  борьбы за свои

интересы. Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее

важных открытий в естествознании XIX века:

1) закон сохранения и превращения энергии, который свидетельствовал о

единстве материального  мира;

2) открытие клеточного строения живого вещества, которое говорило о

генетическом  родстве всех живых организмов;

3) эволюционная теория Ч. Дарвина, которая наводила на мысль о

возможности эволюции общества и познании законов этой эволюции.

Теоретическими  источниками марксизма стали:

- немецкая классическая философия, из которой марксизм воспринял

идею диалектического  развития Гегеля и материализм Фейербаха;

- английская политическая экономия, основу которой составляла

трудовая теория стоимости А. Смита и Д. Рикардо, где стоимость

товара определяется количеством труда, затраченного на его

производство;

- французский утопический социализм, который выдвинул идею

классовой борьбы как движущей силы исторического  процесса

сущность  и специфика марксисткой философии

Маркс и Энгельс использовали достижения Гегеля в разработке диалектического метода для того, чтобы показать сущность и динамику практической деятельности человека. Марксистскую философию часто называют диалектическим и историческим материализмом, подчеркивая, что её ядро составляет метод материалистической диалектики.  
Термин "диалектика, "диалектический", употребляется в работах классиков марксизма в двух основных значениях: "объективная диалектика" и "субъективная диалектика".  

Основываясь на принципах диалектического материализма, в марксистской философии по-иному решается и такой фундаментальный вопрос, как вопрос о природе и сущности сознания. Возникновение сознания рассматривается как закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, которым присуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшая форма психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, с наиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознания является мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа или человекоподобные существа обладали и особыми свойствами и с точки зрения анатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладали способностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью как инструментом коммуникации и общения, способностью оперировать естественными предметами как орудиями для своей жизнедеятельности и т.д. Для возникновения сознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природные предпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степени недостаточные. Для скачкообразного перехода от примитивного, животного, психического отражения необходимы были дополнительные предпосылки и условия, которые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными. В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременным условием формирования сознания является общество. «Сознание … с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [4, c. 29]. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением. Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознание только в рамках общества, а не за его границами.

Отличительной чертой марксистской философии является ее максимально возможное сближение с естественнонаучным знанием. Они видели в союзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этим принципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи. Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них [1, c. 131]. Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем, различных по своей структурности и сложности, находящихся не только во взаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический метод позволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерные принципы диалектико-материалистической теории развития природы, которые основоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.

В марксистской философии иначе рассматривается и принцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение о причинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие черты. Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира (будь то объективный дух, мировая идея и мировая воля или Бог как демиург – «причина причин», конечная причина). Во-вторых, они противники механистического детерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придавая причинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих, расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира. Случайность – и форма проявления закономерности, необходимости и дополнение ее. Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытие мира, с одной стороны, а с другой – преодолеть представление о господстве случайности в бытие, которая исключает всякую возможность предвидения и прогностики в развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается и углубляется идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, который находится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал закон противоречия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позиций диалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном мире есть отражение противоречий материального мира.

 

Основные философские идеи марксизма  
* Идея практики;  
* Идеи и принципы материалистической диалектики;  
* Диалектико-материалистическое понимание истории;  
* Концепция отчуждения

Важную роль в формировании сознания, с точки зрения марксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрел символически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, как орудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудий деятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основе преобразования, переработки предметов природы, приспособляемые для преобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества (общения) явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновения сознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловлено социально-историческими условиями бытия людей.

Таковые основные черты  диалектико-материалистической философии и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не является окончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли и применяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теории построения коммунизма и практике его утверждения) она оказалась иллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные ею философские, диалектико-материалистические принципы объяснения и понимания развития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение

 

Марксизм после Маркса

После  смерти Маркса и Энгельса их учение приобрело широкую

популярность  не только на Западе, но и в Центральной и Восточной Европе.

Стали возникать  социально-демократические партии, которые провозгласили

марксизм теоретическим  основанием своей деятельности. Такая  партия

возникла в  России, практически сразу расколовшись на радикально-

революционное и умеренно-реформистское течения. Вождем радикалов стал

В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Он выступил с призывом к творческому  развитию

теоретического  наследия Маркса и Энгельса. Сам  Ленин считал себя не

философом, а  революционером-практиком. Из его многочисленных работ

непосредственно к философским сочинениям относятся: книга «Материализм и

эмпириокритицизм», конспекты по истории философии  под общим названием

«Философские  тетради» и статья «О значении воинствующего  материализма».

Философия интересовала Ленина лишь как средство осуществления

социалистической  революции, поэтому его исследовательский  интерес смещен

в область общественной практики. В своей книге Ленин  проанализировал,

революционные открытия естественных наук на рубеже XIX-XX вв.,

разработал и  обосновал такие понятия материалистической философии, как

«материя», «сознание», «истина», «свобода», «необходимость», «практика» и

др. Изучая историю  философии, он представил историко-философский  процесс

как непрерывную  борьбу между материализмом и  идеализмом. В своей статье

он призвал  к прочному союзу между философами-материалистами и

представителями естественных наук.

После Ленина марксизм был признан единственной официальной

философией в  СССР. Однако на практике советский  марксизм не был

философией. Он представлял собой государственную, тоталитарную

идеологию, главной  задачей которой было обоснование  и укрепление

авторитета правящей партии. В то же время в советской  философии были

достигнуты определенные успехи, преимущественно в области  методологии

науки и истории  социально-политических учений.

На Западе марксизм развивался как философское учение и приобрел

форму неомарксизма. Его сторонники, исследуя творчество Маркса, главное

внимание уделяют  раннему марксизму. По их мнению, наиболее продуктивные

идеи Маркс  высказал в начальный период своего творчества:

- проблема отчуждения;

- необходимость  развития творческих сил человека;

- вопрос соотношении эволюция и революции в общественном развитии

и т.д.

Наибольшее влияние  неомарксизм имеет во Франции, Италии, ФРГ. Идеи

марксизма приобрели  популярность и в странах «третьего  мира». В Азии,

Африке, Латинской  Америке возникли собственные варианты марксизма,

которые представляют собой идеологические доктрины национально-

освободительной направленности. Они используют марксистскую

фразеологию, но к настоящему марксизму не имеют  никакого отношения. В

качестве их можно назвать маоизм в Китае, чучхе в Северной Корее, различные

варианты троцкизма  в странах Латинской Америки.

Марксизм представляет собой закономерный продукт развития

философской мысли  Западной Европы второй половины XIX в. Его

теоретические положения заслуживают внимания и уважения, но претензии

марксизма на исключительное положение по отношению к другим

философским течениям являются неправомерными.__

 

Отличие западного  марксизма от советского - в критическом  его отношении не только к капитализму, но и к практике реального социализма, а также к марксистско-ленинской  идеологии.  
В западном марксизме можно выделить три направления:  
 
* Гуманистическое.  
* Сциентистское.  
* Постмарксистское.  
* Коммунитаризм  

Сегодня предстоит значительная и крайне необходимая работа: очистить подлинный марксизм от всего того, что к нему никогда не относилось и даже было ему чуждо. По этому пути уже пошли многие философы-марксисты, в том числе известный венгерский философ Д. Лукач  131, итальянский философ А. Грамши и др.


Информация о работе Предпосылки и теоретические источники философии марксизма